Темы: Речь, Чистота речи, Предназначение, Свобода выбора, Душа, Смерть, Жизнь, Самосовершенствование, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Я сейчас работаю в командировке в Пермской области, и я иногда езжу домой на выходные в Свердловскую (не каждую неделю, а раз в месяц на несколько дней). Путь мой лежит через Уральский хребет по извилистой и непростой дороге. В предыдущий раз, возвращаясь домой, я ехал по своей полосе, забравшись на горку, по встречной полосе поднималась фура, и вдруг её начал обгонять Опель. И был риск столкновения. И в этот миг я сказал: «Да куда ты едешь! Такой-сякой! (мат)». И я немного ушёл влево, а Опель получил возможность уйти от столкновения. Разъехались.
И потом я еду, поблагодарил Б-га за спасение. И думаю: а если бы это был бы тот момент, когда Всевышний решил забрать меня? И я бы попал к Нему с этими словами. Я знаю из истории, и Вами пересказанной, что великие евреи уходили из жизни со словами «Шма Исраэль». А я ушёл бы со словами, за которые мне было бы стыдно. И я хочу Вас спросить: а как я могу это исправить в себе? Как мне в момент опасности воскликнуть слова богоугодные? N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Давайте попробуем разобрать всё по порядку.
Действительно, в иудаизме уделяется особое внимание речи. Принято считать, что речь — это основа души человека. Тора описывает создание человека (Берешит 2:7): «И создал Господь Б-г человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым (букв. “живой душой” — нэфеш хая)».
Комментарий Раши[i] объясняет, что отличие «живой души» человека от души животных в том, что человек обладает сознанием и способностью говорить. Онкелос[ii] слова «живая душа» перевел как «говорящая душа». Иными словами, жизненность души человека проявляется в его способности говорить. И Маараль[iii] («Гвурот а-Шем», гл. 28) пишет, что через способность говорить в человеке наиболее ярко отражается соединение материального тела и Б-жественной души.
Более того, как мы не раз упоминали, каждый человек имеет в этом мире свое особое предназначение. В этой связи рав Цадок а-Коэн[iv] («Цидкат а-Цадик», гл. 53) пишет, что поскольку речь является проявлением души человека, то через его речь можно понять и особое предназначение его души, и то, какие задачи в этом мире стоят пред ним. Иными словами, особые свойства души человека проявляется в его речи.
Не секрет, что у каждого есть какие-то слова или выражения, которые он постоянно употребляет. И речь идет не только о тех словах Торы, которые особенно ему дороги, но и о каких-то специфических будничных словах, которые он постоянно использует. Они также связаны с корнем его души.
Это относится и к людям, далеким от Торы. Поскольку корень каждой еврейской души постоянно «на связи» со святостью и связь эту невозможно прервать, то святость может проявляться через слова человека, даже если он это не осознает.
Теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу. Вы предполагаете, что те слова, которые вырвались у Вас в экстремальной ситуации, являются отражением Вашей сущности. И то, что эти словами были матерными, удручает Вас.
Проблема в том, что современный мир приучает нас жить в постоянной оценке внешних эмоций и переживаний. Нас больше интересует, как наши действия выглядят со стороны, чем то, что на самом деле происходит с нами внутри.
Поэтому многие ошибочно считают, что сущность человека раскрывается в спонтанной реакции, без предварительного осмысливания. Безусловно, спонтанная реакция может рассказать много о достоинствах и недостатках человека. Однако она никоим образом не раскрывает его сущность.
Сущность человека раскрывается в его обдуманных решениях. Когда перед ним стоит какая-то дилемма, он должен осмыслить ситуацию, взвесить все за и против и на основании этого анализа принять решение, как поступить. Это и будет отражением его сущности. Всевышний намеренно наделил человека свободой выбора: чтобы с помощью сделанного нами выбора мы влияли на себя и на окружающий мир.
Поэтому то, что Вы обдумали ситуацию и понимаете, что реакция была неверной, — говорит о Вас больше, чем спонтанная реакция. Постоянная работа над собой и анализ своих поступков — это то, что от нас ожидает Всевышний. А постепенно эта работа отразится и в наших спонтанных действиях. Так что, по большому счету, Вы находитесь на правильном пути.
Удачи!
С уважением, Яков Шуб
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Онкелос (Ункелос, Ункулос) — праведный гер, автор классического перевода Торы на арамейский язык.
[iii] Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272-5369 / 1512-1609) — выдающийся законоучитель, мыслитель и каббалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии. Согласно преданию, изготовил голема — биоробота — для защиты евреев Праги.
[iv] Раби Цадок бар-Яаков а-Коэн Рабинович (раби Цадок а-Коэн; 5583-5660 / 1823-1900, Белоруссия, Польша) — выдающийся хасидский наставник.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Берл Набутовский
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Бенцион Зильбер
Где написано, что это запрещено?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его