Темы: Гордость, Еврейский закон, Общение, Уважение, Работа, Установление границ, Цари Израиля, Обычаи
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШавуа тов (хорошей недели)! Как в современном мире не перепутать неуважение к тебе с собственным зазнайством и самомнением в случае, если ты являешься руководителем?
В любой компании у каждого сотрудника есть должностные обязанности. Казалось бы, всё просто: если сотрудник их выполняет, с него взятки гладки. Но всё же есть то, что не прописано на бумаге, отношения между начальником и подчинённым — приветствие, внимание и т.д.
Недавно у меня появился подчиненный, которого хочу уволить — не потому, что делает ошибки (не ошибается тот, кто ничего не делает), а потому, что ведёт себя пафосно, высокомерно конкретно по отношению ко мне.
В таких случаях сразу приходит на ум две ситуации из Библии. Мордехай отказался кланяться Аману, Урия не принял подарки от царя Давида, про Йоава сказал царю «господин мой» вместо «раб твой» (Шмуэль II 11:11)… Да и к Йоаву вопросы от Давида о невыполнении приказов.
И вот как стать порядочным руководителем, а не самоутверждающимся за счёт других или любующимся своей властью человеком? N.
Здравствуйте, N.!
Ваше стремление быть порядочным руководителем, который не самоутверждается за счет подчиненных и не упивается властью, достойно уважения.
Ведь соблазны так велики. Раз назначен на такую должность, значит — заслужил; значит — лучше других, пусть знают и уважают! Пусть соблюдают иерархию. Иначе — какая между нами разница? Хочешь, чтобы тебя уважали? А послужи с моё, отличись, как я, и тогда сам будешь начальником, а пока я начальник, ты — дурак.
Разумеется, на самом деле начальник с таким отношением к подчиненным долго в начальниках не проходит. Даже о русских царях в свое время говорили: у них абсолютная монархия, ограниченная дворцовыми переворотами. Хочешь, чтобы собственные гвардейцы против тебя не взбунтовались и не прикончили, — изволь не тиранить их. А то примеров много, что среди тех же царей, что среди римских императоров.
Но соблазн, как сказано, большой, так что честь и хвала начальнику, который сам понимает: к подчиненным надо относиться с уважением и не самодурствовать.
Но и подчиненные не должны переходить определенные границы. Если начальник, проявляющий высокомерие и хамство к подчиненному, поступает неумно, то тем более неумно поступает подчиненный, который так себя ведет с начальником. С подобным человеком в любой ситуации трудно и неприятно иметь дело. И если люди, как могут, его избегают, это целиком и полностью его вина. А на работе с таким — трудно работать. И трудно им руководить.
Поэтому его поведение — не просто нечто личное между ним и коллегами или руководителем. Это угроза функционированию системы. Это ее подрывает. Затрудняет взаимодействие между работниками, затрудняет управление. Поэтому руководитель, несущий ответственность за функционирование системы, вполне может — и даже обязан — обеспокоиться и принять меры. Тут не его личные обиды и уязвленность, тут его работа и сфера ответственности.
Поэтому действительно уместны Ваши примеры из отношений еврейских царей с подчиненными. (Но не случай Мордехая, который не кланялся Аману, — там несколько другое дело, о котором отдельный разговор).
Да, Давид покарал тех, кто был виновен в невыполнении приказов, это было засчитано как бунт. Но тот же Давид говорил о себе: «Я — червь, а не человек» (Тэилим 22:7), а его первой реакцией на град проклятий и оскорблений, которые обрушил на него Шими бен-Гера, было: Б-г велит ему ругать Давида, вот он и ругает (Шмуэль II 16:10-12).
То есть сам Давид был человеком скромным, не слишком высоко себя ставившим и готовым простить личные обиды. Но, с другой стороны, он был не просто человеком, а царем, а такое обращение с властителем подрывает систему. Поэтому в конечном счете это не должно было оставаться безнаказанным.
И Талмуд (Кидушин 32 б) говорит: если царь простил оскорбление своего достоинства, прощение недействительно. Ибо если реакция на оскорбление его как человека — его личное дело, то оскорбление его как царя — дело системы, за стабильность которой он отвечает. Поэтому он обязан принять меры.
Другое дело, что принятие мер должно производиться по правилам, принятым в системе, и с соблюдением той самой порядочности. Например, не увольнять внезапно, а сначала пригласить работника на беседу и вежливо, но твердо объяснить ему, что его поведение затрудняет работу и потому неприемлемо. И что если он будет так продолжать, придется принять меры. И / или написать ему письмо с соответствующим предупреждением. Тут уж — в соответствии с принятыми в конкретном месте правилами.
Наконец, возможно и недопонимание: человек не осознавал, что его манера разговора выглядит со стороны и воспринимается другими как высокомерная и наглая. И может даже удивиться, когда ему это сообщат. Разные бывают люди и восприятия.
Другой вариант: во многих случаях люди ощущают, что им угрожают, что их ущемляют, а им приходится защищаться и «давать отпор». А в результате их поведение выглядит агрессивным. Тут тоже часто дело в недопонимании: обычно никто никого намеренно не ущемляет, так что это может быть просто «паранойя», люди весьма чувствительны и подозрительны в этом плане.
С другой стороны, не всегда легко понять, что ощущают люди в результате наших вроде невинных или правомерных действий. В политике наблюдаем такое сплошь и рядом, но и в личной жизни тоже.
Поэтому важно провести беседу, чтобы выяснить, нет ли тут подобного или какого-то еще недоразумения. Тогда, может быть, найдется способ урегулировать ситуацию мирным путем. Если же не получается, то — как сказано выше.
Остается пожелать Вам — и нам всем, чтобы пореже встречались такие типы, против которых приходилось бы принимать меры, и чтобы и в работе, и в остальных сферах жизни отношения с другими людьми были корректными и дружескими.
С уважением, Меир Мучник
Рав Бенцион Зильбер
Простить несправедливую обиду или требовать извинения?
Ципора Харитан
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Мирьям Климовская
При этом он глубоко порядочен, благороден и талантлив
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Мирьям Климовская
Рав Натан Агрес
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Ашер Кушнир
В еврейской мысли нет идеи миссионерства.
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Пантелят
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рабби Шимшон-Рефаэль Гирш был одним из лидеров еврейства Германии. Его энциклопедические познания позволили вернуть к традициям отцов многих ассимилированных евреев. Представляем вашему вниманию избранные комментарии р. Гирша к Торе.
Рав Моше Пантелят
Рав Элиезер Ксидо
Рав Лейб Александр Саврасов
Рав Михаэль Гитик
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Брейшит»
Этот тест прошли 154 раза
Тест по главам первой книги Пятикнижия — Берешит
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Брейшит»
Рав Овадья Климовский
«Если за Каина отомстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро?»
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Книга Берешит»