Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2

Как перестать суетиться в жизни?

Темы: Успех, Душа, Изучение Торы, Страх, Самосовершенствование, Самоконтроль, Самообладание

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, как перестать суетиться в жизни, научиться контролировать момент и быть спокойным и уравновешенным? Спасибо. N.

Отвечает рав Моше Аксельрод

Здравствуйте, уважаемый N.,

Ваш вопрос очень важный и актуален для большинства людей, живущих в этом мире.

У наших мудрецов есть такое понятие — «мэнухат а-нэфеш», спокойствие души. Наши учителя в предыдущих поколениях считали очень важным выработать это качество. Тот, кто обладает им, поступает взвешенно, обдумывая все поступки. Такой человек не так быстро согрешит, т. к. корень греха — это быстрое необдуманное действие.

То, что побуждает нас вести себя поспешно, «суетливо», реагировать, не вникая в суть, — это страх, что мы можем чего-то не успеть, если будем долго думать, задержимся. Опасение, что можем пропустить момент, «прохлопать» свою удачу. Нас волнует именно результат.

Если мы не достигаем своей цели, то нам кажется: всё, что мы делали ради этого, было зря. В этом вообще-то и заключается наша ошибка. Очень важно знать: Всевышнему неважен результат — достигнем мы чего-либо или нет. Не для этого Он создал нас. Всевышнему важно наше старание, наши попытки достичь того, что угодно Ему. Б-гу нужно наше стремление, наша воля. А достигнем мы этого или нет — уже не в наших руках и не совсем зависит от нас.

В молитве, которую произносим после учёбы, мы благодарим Всевышнего за то, что учим Тору и получаем награду в отличие от тех, кто Тору не учит.

Хафец Хаим[i] спрашивают: ведь люди, которые занимаются чем-то другим, не изучением Торы, тоже получают вознаграждение за свой труд; почему же тогда в молитве мы говорим, что именно за труд над Торой полагается награда? И отвечает: конечно, все получают своё вознаграждение, но, например столяр получает плату не за труд, а за результат. Если ему пришлось работать над столом много времени и переделывать его несколько раз, никто не заплатит ему больше, чем полагается за стол. В отличие от него тот, кто учит Тору, выкладываясь полностью и не жалея себя, даже если в итоге не поймёт ничего, всё равно получит награду!

И так обстоит дело во всех областях служения Всевышнему: главное — идти правильным путём, искренне стараясь выполнять Его волю. Конечно, следует правильно ставить себе цели, чтобы двигаться в нужном направлении, но конечный результат не столь важен.

Желаю Вам обрести это важное качество, хотя, конечно, это не просто. Но, как говорят, «игра стоит свеч». Чем больше будет спокойствия на душе, тем лучше станет наша жизнь.

С уважением, Моше Аксельрод


[i] Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зэев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Украина, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения. Автор трудов по совершенству речи — кодекса «Хафец Хаим» и книги по еврейской этике «Шмират а-Лашон».

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше