Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Милосердием и правдою очищается грех»Мишлей 16:6

Почему Б-г допускает несправедливость?

Темы: Богатство, Награда, Деньги, Душа, Счастье, Будущий мир, Смерть, Работа, Жизнь, Самооценка

Отложить Отложено

Почему Б-г допускает несправедливость, когда люди в жизни своей не трудились, но получают многомиллиардную халяву по наследству, а те, кто добывает себе еду потом и кровью, даже крошки за просто так не видят?

Или почему в мире люди осуждают тех, кто не хочет работать, ожидая халяву, и из-за этого остаются до конца дней в нищете? Но тех, кто никогда в своей жизни не работал, но получил халяву в виде наследства, восхваляют или, как минимум, не осуждают?

Это из-за слепоты человеческой или из-за того, что у человека стереотип, что если у него есть деньги, даже если он и не работал в жизни, то он человек? Владислав

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Владислав!

Спасибо за интересный вопрос!

Вы, по сути, задаете два вопроса. На первом — «Почему Б-г допускает несправедливость?» — мы не будем сильно задерживаться. Вы действительно думаете, что этот мир — место справедливости? Серьезно? Только озвученный момент соотношения труда и дохода несправедлив, а всё остальное — справедливо и честно?

Мне вот кажется наоборот: иногда, случайным образом, можно заметить в этой жизни какую-никакую справедливость, но в целом… Т.е. справедливость, конечно, есть, просто мы ее не видим, поскольку не видим всей «картины». Если бы мы знали, что происходит с душой после смерти, вопросов бы не возникало.

Кстати, прозвучавший между строчками убеждение, что «деньги = счастье», представляется слишком поверхностным: большие деньги, как правило, служат причиной проблем, а не счастья, об этом мы уже как-то писали. Сказали наши мудрец (Пиркей Авот[i] 4:1): «Кто богат? Тот, кто доволен своей участью».

Ваш второй вопрос — об общественной оценке. Кажется, Вы абсолютно правы: люди оценивают по результату. И это очень интересный момент.

Дело в том, что существует принципиальное различие между общепринятой оценкой человека другими — по результату, и оценкой иудаизма — по приложенным усилиям. Люди, увидев успех, сразу превозносят того, кто его достиг. Никто не будет разбираться, как он добился этого успеха. Честно или грабежом, трудом или везением, принося пользу другим или наплевав на всех. Для первоначальной общественной оценки обычно это неважно. Главное, что есть результат: Молодец, заработал! Победил! Даже те, кто критично взирает на чужой успех и не спешит восхищаться им вслух, в глубине души не могут не почувствовать толику уважения к победителю.

Почему для многих результат — это всё? Ведь действительно, если задуматься, достижение, как Вы и пишете в своем вопросе, мало что говорит о самом человеке. Кажется, корень ошибки — в неверном взгляде на существование человека в этом мире. Если мы считаем, что жизнью в этом мире всё и заканчивается, то успех в этой жизни всегда оправдан. Неважно, как он достигнут. Бери от жизни всё и сейчас, «завтра» не будет.

Если же истинная жизнь начинается после ста двадцати, если этот мир — не место получения награды, а только средство заработать вечность и наслаждение Будущего мира, подход будет иным.

Простая формула успеха, как его видит иудаизм, гласит: приложенное усилие + воля и помощь Всевышнего = достигнутый результат. Бывает, результат приходит с нулевым усилием, если Всевышний решил дать подарок. Но он никогда не придет, если нет помощи Свыше. Результат зависит не только от нас, успех это — как Он, Благословенный, решит.

Поэтому, если мы хотим оценить человека, нас больше интересует не достижение как таковое, а именно первая составляющая успеха — вклад самого человека. Дорого его усилие, если оно приложено в правильном направлении. В этом — наш личностный рост. И именно за это мы получаем награду от Всевышнего.

Если предполагаем, что существованием в этом мире наша жизнь не исчерпывается, то человека следует ценить за хорошие качества: трудолюбие, отзывчивость, честность, умение прощать и т.д. За его усилия, выражающиеся в действиях, а не за цену его авто или высоту виллы.

С пожеланием истинных достижений всем нам и с уважением, Нохум Желязник


[i] Пиркей Авот — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Нэзикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны (3 в. до н.э. — 3 в. н.э.) на темы этики.

Материалы по теме


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.