Темы: Испытание, Страдания, Деньги, Вера и упование, Работа, Страх, Связь с Творцом, Богобоязненность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, прошу помочь мне разобраться в следующем вопросе. На протяжении всего прошлого года и почти половины этого у меня была тяжелая жизненная ситуация: потерял работу, у близкого человека обнаружили ту самую болезнь, влез в страшные долги перед банками — и были дни, когда не было денег совсем. Один раз даже вынужден был в пекарне попросить хлеб за помощь в перетаскивании мешков с мукой.
Я был на грани, но продолжал уповать на Творца. И при этом «чудесным образом», несмотря ни на что, я ни дня не голодал. Ретроспективно оценивая, скажу, что никогда в жизни я не был так «близок с Творцом» в своих молитвах и в своем плаче, как в те времена.
И в один миг Творец мне помог с работой. Долги погашаются. Сначала было облегчение и чувство радости. Но сейчас я чувствую, что нет той «надрывной связи», близости с Творцом. Появилось чувство вины за радость. Как мне справится с этим чувством? Не опускаться же намеренно опять в нищету?! С уважением, N.
Здравствуйте, уважаемый N.,
Ваше поведение в тяжёлой ситуации вызывает уважение. Когда всё идёт не так, проблемы с деньгами, даже с едой и близкий человек болеет, продолжать надеяться на Всевышнего, молиться Ему и не выражать недовольства, — это, безусловно, свидетельствует о Вашей крепкой вере и уповании!
То, что Вы чувствовали близость к Всевышнему, когда было так трудно и приходилось тяжело работать ради куска хлеба, безусловно, вытекало из ощущения безвыходности, из очевидности того, что только Всевышний может помочь.
И очень стоит запомнить это чувство, попытаться «взять его с собой», когда плохая полоса в жизни уже пройдёт. Так Творец учит нас уповать на Него, взывать к Нему, приближаться к Нему.
Когда евреи странствовали по пустыне 40 лет, у них не было никаких материальных забот. Они ели ман (манну), вода была в колодце, который двигался с ними, одежда не изнашивалась и «росла» вместе с ними, облака, шедшие перед ними, уничтожали змей и врагов. А сами евреи были полностью погружены в духовность. Им не надо было напоминать, что Всевышний рядом, что Он — Создатель и управляет всем миром.
Но как только они вошли в Эрец-Исраэль, ман перестал выпадать. Народ стал обрабатывать землю, выращивать урожай. Пришло время начинать заботиться о себе. И тогда возникла опасность: люди почувствуют, что «сила моя и мощь руки моей составили мне всё это богатство» (Дварим 8:17) и в какой-то мере забудут о Всевышнем.
Чтобы так не произошло, нам дана заповедь приношения жертвы «омер» (снопа ячменя) от первого урожая. Принося «омер», мы напоминаем себе: когда кажется, что наш успех — дело наших рук, нельзя забывать о Всевышнем. О том, что только Он даёт нам всё это.
Поэтому стоит запомнить Ваше ощущение близости к Нему и пронести его через всю жизнь.
Не надо переживать, что сейчас нет такой «надрывной связи», это нормально, так и должно быть. Наоборот, это большая заслуга — в благополучные времена помнить о связи с Ним.
С уважением, Моше Аксельрод
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Когда можно, а когда нельзя полагаться на чудо
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Мирьям Климовская
Рав Натан Агрес
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава третья из книги Виленского Гаона "Эвен Шлема": упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.