Темы: Гнев, Психология, Счет Омера, Характер, Чувства и разум, Самосовершенствование, Самообладание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ очень привык сердиться и выливать свой гнев на окружающих. А потом об этом жалею. В дни счета омера мы стараемся улучшить свои моральные качества, подготовиться к дарованию Торы. И я чувствую себя очень плохо: знаю, насколько поступаю плохо, и многие годы не могу исправиться. Что мне делать? N.
Уважаемый N.,
Надо быть реалистом, знать наши силы и возможности реального воздействия на свои качества.
Понятно, что если человек однажды заявит: «Начиная с сегодняшнего дня я никогда не буду сердиться», это прозвучит несерьезно. Но вот если он скажет: «С сегодняшнего дня я буду работать над качеством гнева», — это путь.
Известно, что зачастую наши чувства бывают сильнее нашей воли в данный момент. И известно, что у каждого из нас подсознание намного сильнее сознания. В книге «Хешбон а-Нэфеш»[i] приводится красивое сравнение на эту тему: «кто сильнее — человек или слон? Понятно, что слон. А кто кем руководит — слон человеком или человек слоном? Руководит человек».
Сила человека в том, что он пользуется хитростями и разными уловками и так может менять свое поведение — «руководить своим слоном».
Есть пути работать с нашим подсознанием и влиять на него. Об этом говорил уже рав Исроэль Салантер зацаль[ii]. Его выражение было: воздействовать на «кохот кэhим» — на «мутные силы».
Рав Исроэль Салантер дал совет: если человек будет изучать слова мудрецов о вреде, например, гнева и повторять их много раз с чувством, постепенно это войдет в его чувства и его подсознание. И, вообще, изучение и анализ гмарот (отрывков из Талмуда), которые говорят о вреде гнева, может в большой мере повлиять на человека.
И подобно этому работаем и с другими качествами, которые хотим исправить.
Удачи Вам!
С уважением, Бен-Цион Зильбер
[i] Автор — раби Менахем-Мендл бен-Йеуда-Лейб Лефин из Сатанова (Сатановер, 5509-5586 / 1749-1826, Подолия, Галиция). Его книга «Хешбон а-Нэфеш» («Анализ души») посвящена лечению «болезней души» — исправлению характера и обретению возвышенных духовных качеств, что является сутью спасения человека от всевозможных несчастий и дает ему силу выстоять в испытаниях. «Хешбон а-Нэфеш» — ценнейший труд в области поведенческой психологии, уникальный для исследования подсознания; он более чем на двести лет опередил возникновение этого направления в психологии.
[ii] Раби Исраэль бар-Зэев-Вольф Липкин (раби Исраэль Салантер, Агрис, 5571-5463 / 1810-1883, Литва) — один их духовных лидеров своего поколения, основатель этического движения Мусар.
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Авраам Елин
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Хана Лернер
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Ашер Кушнир
Я очень страдаю от плохого отношения к себе и постоянно в напряжении и страхе...
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его