Темы: Душа, Духовность, Святость, Тума, Праведники, Материальность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый раввин! Может ли простой человек чувствовать нечистоту (туму) и святость (кдушу), исходящую от людей? Или это дано только большим праведникам? N.
Здравствуйте, N.!
Спасибо за интересный вопрос.
Действительно, о праведниках рассказывают, что они обладают некой сверхчувствительностью, которая позволяет им ощущать святость или нечистоту вообще и святость и нечистоту, исходящие от человека, в частности.
О раве Яакове-Исроэле Каневском[i] рассказывают, что он не согласился говорить с одним человеком, не объяснив почему. И только когда тот выбросил газету сомнительного содержания, лежавшую у него в сумке, рав согласился его принять. Я сам слышал от нескольких человек о праведниках, которые отказались пожать им руку, объясняя это тем, что их собеседник не очистился водами миквы.
А как насчет «обычных людей»?
Не припомню, чтобы в какой-то из наших книг обсуждался этот вопрос, поэтому поделюсь своими мыслями. Человек состоит из двух составляющих: тела и души. Тело материально и в нашем материальном мире чувствует себя «как дома». А душа — духовна и потому пребывает в нашем мире «как в ссылке».
И, соответственно, информация, полученная с помощью материальных чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, которыми оперирует тело, чтобы постигать материальную действительность, — во много раз легче воспринимается «обычным человеком», чем ощущения его собственной души. А у праведников это иначе. Они изменяют эту пропорцию, работая над обеими составляющими.
С одной стороны, они постятся или даже просто лишают себя материальных удовольствий и таким образом ограничивают доминирование тела. С другой стороны, они много времени посвящают изучению Торы и молитве и таким образом увеличивают раскрытие души.
Кроме того следует отметить, что изначально души праведников находятся на более высоком уровне, чем души большинства людей, как сказано в книге «Тания»[ii]. Поэтому у праведников чувства души проявляются в мироощущении, тогда как у обычных людей, хотя их душа тоже чувствует, ощущения тела создают помехи. Поэтому «голос души» не слышен им.
Однако всё это верно, когда речь идет об обычном «голосе души». Но если она испытает какое-то особенно сильное ощущение, у нее есть шанс пробиться сквозь помехи тела. И тогда и обычный человек может почувствовать духовную действительность. Правда, с непривычки он может не понять, что с ним происходит.
Приведу несколько примеров. Рассказывает Мидраш Рабба[iii] (к главе Толдот 65:22): когда враги хотели войти на Храмовую гору, они побоялись сделать это сами и решили для начала отправить туда еврея. Нашли человека по имени Йосеф Мешита и предложили ему войти в Храм, пообещав: то, что он вынесет, будет принадлежать ему. Он поступил так, как от него требовали, и вынес золотой храмовый светильник — Менору. Однако враги не сдержали слово, сказали, что простому человеку не пристало пользоваться такой роскошью.
И предложили Йосефу Мешите: «Зайди второй раз — и то, что вынесешь, — твое». Он отказался. Пообещали ему право на сбор налогов в течение трех лет, но он снова отказался и ответил им: «Хватит мне того, что я разгневал Б-га моего один раз. Как я разгневаю Его второй раз?!» Стали распиливать его на части, а он кричал: «Ой, ой, разгневал я Творца!»
Мы не можем доподлинно объяснить, что именно подтолкнуло Йосефа Мешиту к этому внутреннему духовному перевороту, как из низменного человека, готового войти в Храм ради добычи, он превратиться в праведника, освящающего Имя Творца под ужасными пытками… Но возможным объяснением может быть, что, войдя в Храм, он ощутил святость этого места — в такой мере, что это сделало его совсем другим человеком.
Продолжая тему святых мест, отмечу: многие люди говорят об ощущении особой близости к Всевышему, когда они находятся на могилах праведников или у Стены плача. Есть также свидетельства людей, которые чувствовали себя плохо, когда оказывались там, где раньше были места идолопоклонства или разврата. То же верно и в отношении времени. Многие люди испытывают «необъяснимое» духовное наслаждение в субботу и праздники.
До сих пор речь шла о духовных ощущениях в целом. Думаю, это будет верно, и когда речь идет о конкретных случаях — ощущении святости или нечистоты, исходящих от тех или иных людей. То есть, чем большей святостью (или наоборот) человек обладает, тем легче это будет ощутить другому человеку. Так, многие свидетельствуют об особом ощущении богобоязненности, которое они испытали, находясь возле праведника.
В заключение приведу (в приблизительном переводе) отрывок из письма раби Авраама-Йешаяу Карелица (Хазон Иш)[iv]. В своих письмах он неоднократно отмечает, что изучение Торы может привести человека к способности лучше ощущать свою душу и духовное: «…главная особенность Торы — привести человека к возвышенной духовности, дать ему узнать, в чем его обязанность в его мире — проявляется через наш кропотливый труд над Торой. И чем больше человек прилагает усердие, тем больше он разрывает путы злого начала и ему становятся противны преходящие удовольствия, и его душа стремится к святым чувствам и наслаждению мудростью, и к сладости сердечной чистоты, и осознанию, что человек — это не плоть и кровь, а…»
С уважением, Менахем Эпель
[i] Рав Исраэль бар-Хаим-Перец Каневский (Стайплер; 5659-5745 / 1899-1985, Украина, Белоруссия, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения, отец знаменитого рава Хаима Каневского.
[ii] «Тания» — книга раби Шнеура-Залмана из Ляд (Рав; Бааль а-Тания; Алтер Ребе; 5505-5573 / 1745-1813, Белоруссия, Украина) — выдающегося законоучителя и каббалиста, основателя хасидского движения ХАБАД. В книге содержится систематическое изложение доктрины ХАБАДа.
[iii] Мидраш Рабба — наиболее известный сборник мидрашей агада (мидраши к «повествовательной» части Торы, в отличие от мидрашей галаха, рассматривающих законы Торы). Это мидраш на Пятикнижие и пять Свитков (Мегилот) — Рут, Коэлет, Шир а-Ширим, Эйха, Эстер. Составлен в Эрец-Исраэль, по одному мнению, его составителем был раби Ошая Раба (2 в. н. э.), по-другому — Раба бар-Нахмани (3 в. н. э.).
[iv] Раби Авраам-Йешая бар Шмарияу-Йосеф Карелиц (Хазон Иш; 5639-5714 / 1879-1953, Белоруссия, Литва, Эрец-Исраэль — Израиль) — духовный лидер и ведущий законоучитель своего поколения.
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Реувен Пятигорский
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Почему некашерная пища вредит здоровью еврея?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его