Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Некоторые сны представляют собой чистые продукты воображения, которое, работая само по себе, соединяет различные элементы в несуществующие невозможные в реальном мире конструкции. Такие сны никак не связаны с внешним воздействием. К этой группе относятся сны, приходящие из-за определенных кушаний, вин, погоды или состояния здоровья человека. Все они никакого смысла в себе не заключают и важны не более снов, которые видят животные. О них сказал царь Шломо (Коэлет 5:2): «Как сон возникает из множества дел, так речь глупца — из множества слов», — потому что в таком сне просто перемешаны многочисленные воспоминания о прошедшем дне. Пророк Йирмия говорит о них: «Не слушайте снов», — поскольку такие сны, приходя изнутри человека, не несут в себе никакого полученного извне сообщения, и нет смысла искать его в них. Зехарья говорит: «Терафим говорят глупости, и бессмысленные сны рассказывают». Обрати внимание: Зехарья не сказал, что «все сны не имеют смысла», не стал объявлять все сны без исключения лживыми и никчемными. Он утверждает только, что лживы «бессмысленные сны», то есть, те, которые имеют основу в воображении. Этим определением — «бессмысленные сны» — он отделил их от истинных, пророческих снов.

А еще о снах, которые являет воображение, сказали наши мудрецы (Берешит раба 9), что в снах нет ни добрых, ни дурных знаков. Здесь можно было бы упомянуть еще высказывание о том, что «сны следуют за их толкованием», если бы эта фраза не имела другого объяснения, которое мы приведем в свое время.

Есть и другие сны, в которых содержится истина и которые приходят с Небес. Ведь пока человек спит, его душу не утруждают чувственные впечатления и она лишена своего единственного побуждения к действию: размышлений о том, что доставляют ей органы чувств. Поэтому сейчас она готова соединиться с сущностями из высших миров. А когда это происходит, в ней остается их образ, след от общения с ними, проявляющийся в душевных склонностях и направлении мыслей. И этот образ входит в душу настолько же глубоко, насколько изображение одного зеркала входит в другое, стоящее напротив, если убрать разделяющую их занавеску: все, что видно в одном зеркале, в том же самом виде отразится и в другом.

Такие сны, вызванные Небесами и несущие знание о происходящем там, никоим образом не случайны: они сообщают о том, что в будущем случится с человеком, поскольку это определено Небесами в момент его рождения, так же, как историю народа в целом определяет расположение его созвездий. Эти сны истинны: в этом мире все непременно случится так, как постановлено на Небесах. Поэтому они упоминаются в Торе, о них говорят пророки, и поэтому Гидеон основал свое решение на сне, который один воин из вражеского лагеря рассказал другому: этот сон тоже был из категории истинных. По этой же причине Шауль гневался на то, что Б-г не ответил ему во сне, и, возможно, именно это подразумевал Элияу в словах: «Ибо об одном будет говорить Б-г во сне, в ночном видении». Все они исходят из того, что Небеса, хранящие и направляющие человека, во время сна оставляют в его душе истинные знаки, на которые можно полагаться.

По моему мнению, именно о таком сне наши мудрецы сказали, что он — одна шестидесятая часть пророчества, а в другом месте назвали его «остатками пророчества». Ведь знания, которое Небеса вкладывают в душу во время сна, менее ценны, чем прямое пророчество, и по сравнению с пророчеством они — не более чем «незаметная шестидесятая доля». А поскольку в сравнении с Б-жественным пророчеством эти знания еще и неполны, они обоснованно названы «остатками пророчества».

А есть и третий вид снов. Это сны, которые приходят к человеку в силу прямого Б-жественного указания, через духовные сущности, обращающиеся непосредственно к разуму человека, работает ли он в этот момент или спит. Поэтому через такой сон можно узнать о любых будущих событиях, даже если они кажутся совершено случайными, причем получить подробное знание, включающее и временные рамки. Ведь Б-жественное знание объемлет все происходящее в мире во всех подробностях, а Б-жественное управление в точности соответствует Его знанию, поэтому все плохое или хорошее, что кажется нам необязательным, полностью определяется Б-жественной волей и управлением. Наш уровень восприятия вынуждает видеть события случайными, поскольку мы никак не можем повлиять на них, но на уровне Б-га, творящего их, каждое событие задумано и осуществлено либо как награда для служащих Ему, либо как наказание нарушающим Его волю.

Именно такой вид истинных снов подразумевала Тора в стихе «И явился Б-г к Авимелеху в ночном сне», а также в рассказе о сне Лавана. Б-г благословенный управлял событиями жизни Авраама и Сары, а затем — Яакова, поэтому Он послал Авимелеху и Лавану во сне те сообщения, которые счел необходимым. И мне представляется, что сон Гидеона относился к этому же виду: Б-г благословенный специально повелел, чтобы именно этот человек увидел именно этот сон, а толкователь истолковал его именно таким образом, чтобы Гидеон наверняка победил в бою. И царь Шауль, когда сказал, что Б-г не ответил ему ни во сне, ни через первосвященника, ни через пророка, тоже имел в виду подобный сон, поскольку все остальное, что он упомянул, — это прямое сообщение, приходящее от Б-га.

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше