Темы: Успех, Испытание, Свобода выбора, Истина, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Если успех или неудача в любом деле — от Всевышнего, то как правильно относиться к неудачам? Это абстрактный вопрос, мне хотелось бы понять общий вектор, как следует мыслить в таких ситуациях.
Как понять, в какой ситуации, если что-то не вышло, то это верный знак, что в данном направлении двигаться не стоит? А в каком случае следует улучшить свой иштадлут (усилия, старания для достижения цели)? Или, может быть, абсолютно всегда следует пытаться до победного конца?
Например, если у человека не выходит реализоваться в професии или бизнесе, должен ли он выгрызать успех из жизни через кровь, пот и слезы? Или следует подумать о смене сферы деятельности? Есть ли формула, по которой можно понять, когда пробовать еще, а когда хватит стучать в эту дверь и пора идти искать другую? N.
Здравствуйте, N.!
Какой хороший вопрос, как я его понимаю! И сам сталкивался именно буквально с таким вопросом. И именно в сформулированной Вами форме — по отношению к профессии или бизнесу: если трудно реализоваться в одном направлении, то продолжать биться или подумать о смене сферы деятельности? И — не знал ответа!
Действительно, существуют два типа барьеров.
Первый — который корректирует направление: надо не туда, а туда!
Второй — который выставлен в качестве препятствия. И его надо преодолеть, именно не изменяя направление движения.
Бывает и так, и так. Но какой же из них передо мной сейчас?
Бывает, что очевидно. Например, если не просматривается альтернативы, тогда нас некуда направлять. Значит, надо преодолевать, несмотря на все сложности, на все страхи, на всё, что придется вынести.
Или, наоборот: альтернатива просматривается и это явно мое дело; знаю, что могу и принесет пользу. А первое направление — по идее было бы хорошо и интересно, но слишком высокой ценой, слишком далеко за пределами зоны комфорта и т.п.
Но бывает, что трудно взвесить: альтернатива есть, но и там, и там большие плюсы и/или минусы. С одной стороны, в первом направлении уже начал искать и затратил какие-то ресурсы, с другой стороны, не идет, может, попытаться в другом направлении? Но кто сказал, что там пойдет лучше или понравится больше... Как же быть?
В такой ситуации труден не только вопрос, но и сам факт его наличия: не зная, куда идти и что будет, испытываешь неопределенность и отсутствие почвы под ногами, а это само по себе очень гнетет и утомляет, отнимает силы, необходимые для той самой борьбы.
Что же делать?
Лично мне в такой ситуации пришлось просто терпеть, пока «само не разрешилось», то есть пока Б-г не указал дорогу: всё-таки удалось попасть в поток в той сфере деятельности, куда планировал пойти. Причем и то — не с первого раза, да и со второго без уверенности и гарантий: надо было набраться смелости и быть готовым попробовать, а там видно будет.
А кому Б-г еще не указал?
Одно тут не стану делать — говорить: «Б-г поможет». Легко говорить тому, кому уже помог. А кому еще нет — и неизвестно, когда поможет? Так реагировал и я, когда мне читали лекции о том, как Б-г помогает. Читать лекции легко, а сам помочь можешь?
К сожалению, не всегда люди могут помочь — ни практически, ни даже советами. Жизнь сложна, и, возможно, один из уроков конкретно в такой ситуации, что кроме Б-га действительно ни на кого до конца положиться невозможно.
Возможно также, что как раз в этом и урок подобных ситуаций: жизнь сложна, а мы взрослые люди и должны через это пройти. А то если бы было очевидно, какой тип барьера перед тобой и куда идти, то это было бы больше по-детски: тебе просто указывают трассу, а ты, не раздумывая, движешься, а если надо, давишь, преодолеваешь.
Другое дело, если сама трасса неясна. Это серьезно осложняет дело — но и делает вопрос гораздо более взрослым. Заставляет задуматься, взвешивать, — чего иначе мы бы просто не делали. Причем не простое, математическое вычисление и взвешивание, — это было бы опять же легко, по-детски, а сложное, где может не быть простых ответов. Где решение может зависеть от того, что за человек и чего он хочет от жизни. И, проходя через всё это, даже если затрудняемся прийти к определенному ответу, учимся именно такого рода размышлениям, познаем подобные дилеммы.
А то такова наша природа: с чем не сталкиваемся, с чем не имеем дело вынужденно, туда и не идем, о том не думаем. Делаем усилия только там, где приходится, где «жизнь» заставляет. Но ведь «жизнь» — это на самом деле Б-г. Получается, что так Он нас воспитывает и тренирует, пусть временами это и кажется суровым. Зато закалимся и накачаем мускулы. Даже если простых ответов на свои вопросы не получим, то получим опыт и станем более взрослыми и понимающими жизнь.
Да, полностью Вам такой ответ не помогает — на сам вопрос даже частично не отвечает. Но, по крайней мере, выразить солидарность и предложить те идеи, что могу, попытался.
Лекции о том, что Б-г поможет, не читаю, но молю Его именно об этом: чтобы помог.
С уважением, Меир Мучник
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Этот тест прошли 168 раз
Тест по главам второй книги Пятикнижия — Шмот
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Этот тест прошли 258 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Шмот
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»