Темы: Запреты, Раскаяние, Тшува, Война, Заповеди, Молитва, Благословения, Проклятие, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Молитва за неверных, неевреев, врагов всегда должна быть с пожеланием мира и добра. При этом в Торе достаточно четко разграничено: хочешь — выбирай благословение, поступая так; хочешь — проклятие, поступая иначе. Если человек выбирает проклятие, может, и неосознанно, но своими поступками, не должны ли мы понимать, что только проклятие его и ждет? Тогда наша молитва о нем идет как бы вразрез с Торой. Получается, молиться можно только о покаянии, но не о благах для людей, отвергающих или извращающих Б-га? N.
Здравствуйте, N.!
Не совсем понятно, почему Вам так очевидно, что молитва за злодеев и врагов должна быть с пожеланием мира и добра?
А как же 12-ое благословение в Амиде: «У доносчиков же пусть не будет надежды, и все творящие зло ныне пусть исчезнут, и все они без промедления истреблены будут. И злодеев без промедления искорени, разбей, уничтожь и подави вскоре, в наши дни»? Ничего себе — мир и добро!
А как же псалмы царя Давида, например «…когда истребляемы будут нечестивые — увидишь» (37:34), «Ведь ненавидящих Тебя, Господи, ненавижу я и с восстающими на Тебя ссорюсь! Полной ненавистью ненавижу их, врагами стали они мне» (139:21, 22) и еще много других стихов?
Уничтожение и наказание зла в этом мире — это огромное благо. В этом желание Всевышнего и в этом — освящение Его Имени, ведь пока зло существует, нет места Царству Всевышнего. Поэтому молиться и просить об искоренении злодеев — это просить об исполнении воли Всевышнего.
В Танахе множество стихов, где Сам Б-г говорит через пророков, что злодеи будут уничтожены Им, Благословенным, без всякой милости. Раз это Его желание, мы тоже должны просить об этом в молитве.
Только следует быть бдительным, не перегнуть палку. Есть зло — настоящее зло, а есть то, что только таким кажется. Многие спешат «записать» в злодеи тех, кто этого звания не заслужил. Тут надо быть очень аккуратным, особенно, когда речь идет о наших «далеких» духовно братьях-евреях.
Даже если они ведут себя «не по Торе» и, как Вы пишете, «выбирают проклятия своими поступками», не факт что в этом есть их вина. Безусловно, существует колоссальное различием между теми, кто грешит осознанно, и теми, кто не знает, что совершает нарушение. Если еврей не подозревает, например, о запрете варки в субботу, он ничего не выбирает. Его действие абсолютно нейтрально в духовном плане.
В большинстве случаев такие евреи не виноваты в подобного рода «нарушениях», ведь у них никогда не было настоящей возможности узнать и оценить по достоинству мировоззрение Торы. Они подобны детям, которые были похищены у родителей в младенчестве и выросли в плену чужих верований.
Согласитесь, шанс, что такие дети вернутся к Традиции отцов, невелик. Даже если такому человеку расскажут что-то и попытаются объяснить, сложно рассчитывать, что он решит менять свою жизнь. Тем более — если он уже в зрелом возрасте, со сформировавшимися взглядами, что мы от него хотим?
Поэтому наша обязанность — хорошо относиться к любому еврею (но ни в коем случае — не к его дурным поступкам) только потому, что он наш брат. Само собой, мы должны просить Всевышнего об их возвращении к Торе и заповедям, а не об уничтожении, не дай Б-г.
С уважением, Нохум Желязник
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Бенцион Зильбер
В каких случаях проклятье имеет силу?
Рав Михаэль Солганик
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его