Что в глазах Б-га хуже: поклонение идолам или атеизм?15 июля, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом. Что в глазах Б-га хуже: поклонение идолам или атеизм? Разве у атеиста не больше шансов найти истину, чем у человека, который утвердился в неверном и стоит в своей верности? Дина Читать дальше |
|
Если мы создадим машину, которая сможет «мыслить», будет ли у нее душа?8 июля, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемый Раввин. Меня зовут N., я еврей по отцу, но я интересуюсь иудаизмом довольно давно и читаю этот сайт в учебных целях. Вопрос следующий, он может показаться странным. По профессии я программист, и мне очень интересно как Иудаизм смотрит на проблему искусственного интеллекта? Например, вот я задумался, если мы создадим машину, которая будет не просто сборником заложенных алгоритмов, а сможет, что называется «Мыслить» и «Осознает себя», будет ли у такого конструкта душа? Понимаю, что вопрос странный, но очень хочется знать Ваше мнение, спасибо! Читать дальше |
|
Почему электричество и развитые технологии появились только в XX веке?2 июля, отвечает Рав Меир Мучник Почему электричество и развитые технологии появились только в 20-ом веке, после столь долгих 4000 лет от сотворения мира? Почему не раньше появились на свет такие люди, как Ньютон, Фарадей, Тесла, Эйнштейн и другие? Не кажется ли странным, что за последние 200 лет всё развивается намного быстрее, чем за несколько тысяч лет вместе взятых до этого? Давид Читать дальше |
|
Почему перед молитвой Амида мы делаем именно три шага вперед?1 июля, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! Пытаюсь найти ответ на следующий вопрос. Почему перед Амидой (молитвой) мы делаем именно 3 шага вперед? Везде написано, что Моше при восхождении на Синай преодолел 3 препятствия, отделявшие его от Шхины (присутствия Всевышнего): мрак, облако, туман, т.е. прошел 3 этапа святости. Что олицетворяют эти препятствия? И есть ли еще другие объяснения? Спасибо большое за ответ. М. Читать дальше |
|
Почему выбор праведника сложнее выбора нечестивца? Ведь у праведника больше хороших черт!18 июня, отвечает Рав Эльяким Залкинд Не понимаю терминологию Мусара. Часто, чтобы объяснить, почему человек совершает нарушение, пишут, что у него плохие качества характера, которым он следует. На основе этого говорится, что выбор происходит на границе плохих и хороших качеств. С другой стороны, известно, что выбор праведника сложнее выбора нечестивца. Но ведь у праведника больше хороших черт! И, в конце концов, Адам — Первый человек — был создан по подобию Творца, и все же преступил данную ему заповедь. Как это разрешить? Й. Читать дальше |
|
Может ли человек впасть в заблуждение, если его намерение — поиск истины?17 июня, отвечает Рав Моше Аксельрод Человек может впасть в заблуждение с намерением поиска истины? Давид Читать дальше |
|
Всевышний предложил Тору народам мира так, что они отказались?5 июня, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, уважаемые раввины! Прежде всего, хотел бы вас поблагодарить за материалы этого сайта. Много раз я находил здесь исчерпывающие ответы и указания на источники интересующих меня вопросов. Спасибо за вашу работу! Я не смог разобраться и найти ответы на некоторые вопросы по одному эпизоду, помогите, пожалуйста. Известно, что, прежде чем предложить Учение сынам Исраэля, Господь предложил Тору сынам Эйсава и Ишмаэля. 1. Как именно Господь предложил им Тору? У тех народов не было своего Моше, значит, их способность воспринимать слова Господа была намного ниже. Известно ли, что именно и как было предложено народам Эйсава и Ишмаэля? 2. Как они могли отказаться? В точности ли они понимали условия принятия Торы? Или же они понимали, но боялись не выполнить свои обязательства и погибнуть из-за этого? Я понимаю, что этот договор сейчас доступен любому нееврею и далеко не все спешат его принимать, даже понимая условия, но я не понимаю явный и окончательный отказ от возможности принять Тору. 3. Почему народам Эйсава и Ишмаэля Господь вообще предлагал Тору? И почему именно в такой последовательности? Читать дальше |
|
Сколько нужно евреев, чтобы в их среде было Б-жественное присутствие?23 мая, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день. Прочитала ответ на вопрос, как Моше мог кинуть Скрижали оземь. В конце ответа сказано: «И это понятно, ведь в среде меньшего числа еврейских душ, например, только среди людей колена Леви, Шхина не может присутствовать. А без этого невозможно принятие Торы». Как это так, что Шхина (Б-жественное присутствие) не может находиться среди меньшего количества еврейских душ? А как же Шхина в доме Сары Имейну (нашей праматери Сары)?! Можете разъяснить вопрос? Спасибо. Рахель Читать дальше |
|
Если итог любой войны определяет Всевышний, зачем нужны танки и вертолёты?21 мая, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте уважаемый рабби! Если итог любой войны определяет Всевышний, зачем нужны танки и вертолёты? И если Всевышний выбирает, когда погибнет человек, зачем заповедь заботы о своём здоровье? Лиор Читать дальше |
|
У меня провокационный вопрос о всесилии Творца…19 мая, отвечает Рав Менахем Эпель Здравствуйте уважаемые раввины. У меня есть несколько провокационный вопрос по поводу всесилия Творца. Если Б-г — всемогущий, тогда зачем Ему ангелы как помощь? Хоть я и верю в концепцию иудаизма больше всего, но именно этот вопрос меня волнует. Спасибо вам большое. Алексей Читать дальше |
|
Как рассказать детям о событиях Второй мировой войны и Холокоста?9 мая, отвечает Рав Яков Шуб Я преподаю в еврейской воскресной школе. Перед 9 Мая меня попросили дать урок о событиях Второй мировой войны и Холокоста. Как с точки зрения иудаизма правильно сделать это для детей? Читать дальше |
|
Вера в воскрешение из мертвых логически исключает веру в реинкарнацию?8 мая, отвечает Рав Эльяким Залкинд В моей семье скептически относятся к реинкарнации. Если мы верим в воскрешение из мертвых, то вера в реинкарнацию логически исключается. Однако читая, вижу, что идея возвращения души в другом человеке не чужда иудаизму. Разрешите мои противоречия. Может ли сочетаться вера в воскрешение и вера в реинкарнацию? С уважением к Вам, Даниил Читать дальше |
|
Если хамец символизирует рабский дух, то почему он запрещен только в Песах?14 апреля, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Если я правильно поняла, то смысл нашей борьбы с любым присутствием в доме того, что называется словом «хамец», в течение пасхальной недели состоит в следующем: изгоняя хамец, мы изгоняем из себя раба и все те дурные, рабские качества, которые мы и связываем с понятием «хамец», «квасное». Но мне непонятно, почему во все остальные дни года, кроме пасхальной недели, хамец для нас не является символом дурных качеств. Каждую субботу мы едим халы и радуемся им, не видя в них воплощения дурного, т. е. рабского начала. Весь год сдобный хлеб приветствуется на еврейском столе, и только на время Песаха каждый год ему объявляется суровая война как воплощению рабского духа. При этом для многих подготовка к Песаху превращается в дни адского (чтобы не сказать рабского) труда по изгнанию хамца из всех самых дальних уголков дома. Не думаю, что в этом есть цель — ощутить на себе тяжесть рабского труда. Но чем тогда можно объяснить этот закон, если вообще его можно объяснить? Удачной подготовки к Песаху! Галина Читать дальше |
|
Что влияет на свободу выбора человека? Есть ли она вообще?7 апреля, отвечает Рав Эльяким Залкинд Объясните, пожалуйста, момент, касающийся свободы выбора в истории с Хизкияу и его сыновьями. Была ли у царя какая-то возможность повлиять на праведность сыновей, направить их в сторону Творца, или нет? Что вообще влияет на свободу выбора человека? Есть ли она вообще? Слышал на эту тему, что если человек родился под влиянием Марса, то ему суждено пролить кровь, а свобода выбора его в том, станет ли он разбойником или же хирургом или шохетом (резником). Но что повлияет на его выбор? Окружение? Случай? Воспитание? Или, все-таки, что суждено, то суждено? Тогда в чем наша работа? Спасибо! Владимир Читать дальше |
|
Почему Б-г разделил человека на мужчину и женщину?2 апреля, отвечает Рав Менахем Эпель Почему Б-г разделил человека на мужчину и женщину? К. Читать дальше |
|
Не соблюдаешь заповеди — попадешь в ад! Замечательная свобода выбора…31 марта, отвечает Рав Моше Аксельрод Здравствуйте. Вот обычно люди задают вопросы, которые связаны с определенными событиями в Библии, но реже задают вопросы о том, зачем Бог вообще создал мир. Понятно, что люди имеют полное право интересоваться тем, в чем у них возникают трудности. Но что насчёт вопроса о справедливости? Я как-то натыкался раньше на подобные вопросы. Я имею в виду, что если человек родился в этом мире, то ему, конечно, могут объяснить, что есть понятия такие, как Бог, есть различные религии, есть ложные, есть истинная. (Я имею в виду авраамические религии). Так вот, если человек родился в этом мире, то ему говорят, что всё это — по воле Б-га. Ему также говорят, что есть СВОБОДА ВЫБОРА. При этом говорят, что если ты будешь жить, но не соблюдать заповеди, то можешь попасть в ад, если ты атеист, то, конечно же, ты попадешь тоже в ад. Замечательная такая свобода выбора. Знаете, можно по разному рассуждать о данном вопросе: можно всё узнать, уладить для себя разногласия в голове, а можно и в депрессию впасть даже от такого. Под каким углом стоит разбирать данный вопрос? Кирилл Читать дальше |
|
Человек должен сам выбирать, совершать ли ему моральный поступок или нет?26 марта, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый раввин, не кажется ли вам, что если моральное действие является действием против желания, то наказывать за несовершение этого действия неправильно? Если несовершение морального действия против желания наказывается, то это действие является несвободным потому, что если человек сделает это действие, он сделает его из страха перед наказанием, а не потому, что это действие является правильным. Чтобы человек сделал моральное действие против желания, нужна свобода выбора. Свобода выбора — сделать или не сделать моральное действие против желания — существует, когда нет наказания за несовершение морального действия против желания. N. Читать дальше |
|
Знают ли животные о существовании Б-га?4 марта, отвечает Рав Арье Гальчук Ув. раввины! У меня к вам вопрос. Знают ли живые существа о существовании Вс-вышнего? И если да, то где об этом сказано? Никита Читать дальше |
|
Как повеление любить ближнего сочетается с повелением «казните каждый брата своего»?3 марта, отвечает Рав Эльяким Залкинд Как сочетается заповедь о любви к ближнему с повелениями, подобными: «Положите каждый свой меч на свое бедро… и казните каждый брата своего, и каждый ближнего своего, и каждый родича своего»? Подобные вещи пугают, и их трудно осознать, но я верю, что ответ есть, просто пока его не понимаю… Р. Читать дальше |
|
Человек для общества или общество для человека?27 февраля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Вопрос по государственному устройству с точки зрения иудаизма. Что должно стоять первым: человек для общества или общество для человека? Спасибо большое! D. Читать дальше |
|
Разрешает ли иудаизм изучать трансерфинг реальности?20 февраля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом рав. Можно ли изучать трансерфинг реальности? И не противоречит ли это иудаизму? N. Читать дальше |
|
Зачем придерживаться ортодоксальных религиозных правил и ограничений?15 февраля, отвечает Рав Эльяким Залкинд Меня давно мучил вопрос, зачем придерживаться ортодоксальных религиозных правил и ограничений, ведь зачастую именно они становятся помехой для ведения нормальной жизни в современном глобализированном обществе. Даже при обращении к истории становится понятно, что часто евреи могли приживаться и достигать успеха, принимая чужую культуру (и даже чужую религию), что, вроде бы, противоречит тому, что сказано в Торе. С уважением, Олег. Читать дальше |
|
Что сегодня мешает человеку общаться с Б-гом?13 февраля, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый Рав! Читал комментарий Сончино к Берейшис 3:19, там написано: «…Итак, труд преобразует землю и позволяет человеку совершенствовать и самого себя, однако самоуверенность и забвение того, что всякое благо исходит от Творца, часто приводят к трагедии, ибо человек не в состоянии увидеть всю картину целиком, он не обладает способностью глобального предвидения и, следовательно, не может произвести правильные расчеты. Таким образом, само наказание стало средством исправления и позволило человеку выполнить свое предназначение: преобразовывать землю. Однако то главное, ради чего был создан человек — диалог с Всевышним — отошло на второй план». Итак, как я понимаю: с одной стороны, труд — это благословение, данное Всевышним, с другой стороны, слишком полагаясь на себя, человек начинает забывать Б-га. Но сейчас ведь созданы все условия, чтобы облегчить труд человека, сейчас хлеб добывать намного легче, чем это было, скажем, 2000, 3000 лет назад и более. Сейчас разве нет условий для «диалога с Всевышним»? Сейчас что мешает человеку общаться с Б-гом? Или это будет, когда придёт Машиах? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
В Грядущем мире Творец тоже будет сокрыт?7 февраля, отвечает Рав Эльяким Залкинд Позвольте первым делом поблагодарить за создание этого сайта, благодаря которому я смог найти ответ на многие жизненные вопросы и начать становиться другим человеком. Вопрос о терминологии: слово עולם («мир», «мироздание») означает сокрытие (Творца), при этом им же мы пользуемся для обозначения следующего витка творения (עולם הבא — «Грядущий мир»), в котором само это сокрытие должно закончиться. Есть ли у этого скрытый смысл, или то же самое слово используется просто по аналогии? Спасибо. Л. Читать дальше |
|
Как исправить то, что натворил в прошлой жизни, если я этого не помню?5 февраля, отвечает Рав Моше Аксельрод Шалом, уважаемые Раввины! У меня возник вопрос. Назовем его «Преступление и наказание». Когда человек в этом мире совершает какой-то поступок, после которого его мучает совесть всю жизнь, он мучается и, может быть, исправляется. В любом случае он получает какое-то наказание и осознает его. Но при переселении душ получается парадокс. Я живу в этом мире сейчас и не знаю, что я там натворил в прошлой жизни. Что мне исправлять, я не знаю. Может быть, моя душа и не жила в прошлой жизни. Понятно, что можно предположить, что мне исправлять, проанализировав свое здоровье и врожденные наклонности. Но если человек здоров, наслаждается жизнью и думает: «Зачем мне что-то исправлять и утруждаться, ведь в следующей жизни я не буду ничего помнить, что было в этой жизни»? Получается, что наказание в следующей жизни это — как животное наказывать на следующий день после случившегося. Оно не поймет. Только озлобится. Алексей Читать дальше |
|
Интеллектуальный труд ущербнее физического?29 января, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемый Рав! Хотел задать такой вопрос. Что говорит иудаизм об интеллектуальном труде? Он хуже, чем физический, или стоит наравне с ним? Спрашиваю это не просто так. На днях ездил к знакомой женщине на дачу. Возил тачки с песком, камнями и делал другую достаточно тяжёлую работу, от которой устал. А женщина та подсмеивалась надо мной и говорила, что это тебе (то есть мне) не тексты переводить на иностранные языки и что это никчёмная работа по сравнению с физическим трудом. Хотя я работаю в гардеробе (гардеробщиком, мне кажется, это само по себе в какой-то степени физическая работа, не могу тяжелее, так как я инвалид). Что Вы думаете об этом, Рав? Действительно ли интеллектуальный труд ущербнее физического? С уважением, N. Читать дальше |
|
Как слышал, душа воссоединится с телом в Грядущем мире. С которым из тел?24 января, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Позвольте спросить. Предположим, жил человек и умер, душа пошла в определенное место, а тело в землю. Потом, как слышал, душа возвращается, но уже в другом теле, для каких-то исправлений. После смерти опять разлучаются. Если в мире грядущем душа и тело вновь воссоединятся, чтобы уже вместе наслаждаться высшей наградой, то в каком теле, первом, втором или третьем? С уважением, И. Читать дальше |
|
Большинство человечества не признает истинность Торы из-за демонов?21 января, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом, уважаемый рав! Я читаю книгу «Хасидская мудрость», где собраны высказывания и притчи хасидских учителей, и они говорят, что Сатан и бесы-демоны всё-таки существуют и цель демонов и Сатана, если я правильно понял, — сбить человека с истинного пути. Так, может быть, из-за демонов и Сатана человечество в большинстве своём не может признать истинность того, что написано в Танахе и, соответственно, иудаизма? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Те, кто погиб от огня по своим, освятили имя Творца?18 января, отвечает Рав Яков Шуб К сожалению, нередко в новостях сообщают о солдатах, погибших в результате ошибки и огня по своим. Или возьмем хотя бы случай с тремя погибшими заложниками, которых ошибочно приняли за террористов. Как иудаизм смотрит на эту ситуацию, какой статус имеют эти люди? N. Читать дальше |
|
Что значит «возлюбить Б-га всем сердцем и душой» в нашей повседневной жизни?14 января, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом, дорогие друзья! Меня зовут Марат, я из Москвы. Пишу вам с христианским приветом и горячей молитвой о ситуации в Израиле!! Молимся за Божью защиту и победу! Да благословит вас Бог! Если не сложно, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос... Я недавно об этом размышляю, но пока не могу придти к конкретному ответу. Вопрос: в книге Дварим 6:5 сказано: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими»... Я не могу понять: в нашей повседневной жизни и пути с Господом — что значит возлюбить Бога всем сердцем и душой?! Спасибо! Читать дальше |
|
Так радоваться или не радоваться гибели врагов?9 января, отвечает Рав Яков Шуб Недавно СМИ сообщили о ликвидации очередной группы террористов, которые готовили теракты на территории Израиля. Это не первый раз, когда мы слышим о ликвидации или смерти ненавистников еврейского народа. Как правильно поступать по Торе: должны ли мы радоваться таким событиям? Читать дальше |
|
Что мы будем ощущать в конце дней?4 января, отвечает Рав Яков Шуб Расскажите, что нас ожидает в конце дней? Знаю, что мы молимся, чтобы это поскорее случилось и пришел Машиях, но интересно, что мы будем чувствовать? Радость, грусть, страх или что-то иное? Давид Читать дальше |
|
Существует ли судьба?2 января, отвечает Рав Моше Аксельрод Добрый день, хочу задать вам пару вопросов. Я по своей глупости пошёл к гадалке. Просто подошел к такому жизненному этапу, когда все мои надежды и планы рухнули. Я знаю, что это грех, и больше так не буду. К самим вопросам: 1. Есть ли судьба? И если есть, то насколько мы можем влиять на неё? 2. Когда в книге «Бытие» Аврааму нужно было принести Исаака в жертву, разве это нас не учит тому, что у него была свобода выбора и Бог хотел увидеть, как он поступит? Разве эта история не отрицает судьбу? 3. Гадалка мне сказала, что моему отцу сделали порчу и это перешло на меня, говорит, нужно ездить по монастырям вымаливать. Насколько такое возможно? И что мне делать в этой ситуации? 4. Она сказала, что моя жена будет младше меня, а я хочу жениться на одной женщине постарше. Всё, что я буду делать, приведет меня к женщине младше? Или это только от меня зависит? Это скорее относится к первому вопросу. Спасибо большое! N. Читать дальше |
|
Какие временные этапы сопровождают наступление грядущего мира?1 января, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемые раввины. Я пытаюсь осмыслить понятие самого олам а-ба (грядущего мира) и перехода в него в сочетании с понятием времени. Насколько понимаю, олам а-ба соотносится с вечностью, равно как и мир душ/Ган-Эден (или то место, куда попадают души после того, как покинут этот мир). Если, начиная с мира душ, не существует времени, то почему души должны ждать наступления грядущего мира? Ведь логично было бы предположить одноразовое изменение реальности при переходе из пространственно-временного континуума нашего мира во что-то иное. Собственно, любая трансформация является функцией времени, а безвременье тождественно статике. Отсюда непонятен принцип перехода из мира душ в воскрешение из мертвых в грядущем мире, если он (грядущий мир) вечен. Возможно, вопрос несколько механистичен, но уж не обессудьте. Возможно, не все мои предположения и понимание верны. Спасибо большое и гмар хатима това. Л. Читать дальше |
|
Чтобы исправлять мир, надо смотреть на него критически?25 декабря 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Ш-лом, уважаемый рабби! Если человек видит в мире только хорошее, как такой человек захочет что-либо в таком мире исправлять? Браха вэ-ацлаха (благословения и удачи)! Андрей Читать дальше |
|
Государство Израиль спасло евреев от уничтожения?18 декабря 2023 года, отвечает Рав Меир Мучник Пожилой родственник утверждает: «Если бы не государство Израиль, то евреи всего мира были бы уничтожены». Как донести мысль о Всесильном? N. Читать дальше |
|
Почему Ханука не упоминается в Танахе и других еврейских источниках?3 декабря 2023 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, почему в Танахе и еврейских первоисточниках не упоминается о празднике Ханука? У христиан, например, распространены книги Маккавеев, а у нас — тишина. С праздником, Авиталь Читать дальше |
|
Чем сильнее вера человека — тем меньше его свобода выбора?26 ноября 2023 года, отвечает Рав Менахем Эпель Здравствуйте. Хотел бы задать такой вопрос. Недавно слушал лекцию одного уважаемого раввина. Среди прочего он затронул такую тему. Если я всё правильно понял, то Творец в этом мире скрыл Cвое присутствие от человека, чтобы у того была возможность проявить свободу воли. В противном случае он выбирал бы добро в силу видимого присутствия Творца. |
|
Всевышний дал Яакову имя Исраэль. Почему же новое имя так редко употребляется?24 ноября 2023 года, отвечает Рав Яков Гельфман Во-первых, огромное спасибо, что есть такой сайт, которому можно абсолютно доверять. Моим самым любимым разделом является именно «Спросить раввина». Очень познавательно. Вы творите великую просветительскую работу. Такой вопрос. Господь, благословен Он, дал Якову другое имя — Исраэль. Почему же впоследствии в Торе практически постоянно употребляется имя Яков и очень редко — Исраэль, а в молитвах вообще постоянно говорится только — Яков? Читая Тору, мы видим, что даже Господь почти всегда говорит: Яков. Почему все время говорится: Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Якова (а не Б-г Исраэля)? Никто мне не дал до сих пор внятного разъяснения. Спасибо. Рувен Читать дальше |
|
Мы не сможем создать идеального мира до прихода Машиаха? Будет продолжаться страдание и горе?15 ноября 2023 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом, уважаемый раввин. Правильно ли, что с точки зрения Иудаизма мы не сможем создать идеального мира до прихода Машиаха, то есть до этого в мире так и будут продолжаться страдание и горе? Или в наших силах что-то изменить? Ф. Читать дальше |