Темы: Мудрость, Душа, Чудеса, Природа, Будущий мир, Страх, Благодарность, Связь с Творцом, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУв. раввины! У меня к вам вопрос. Знают ли живые существа о существовании Вс-вышнего? И если да, то где об этом сказано? Никита
Здравствуйте, Никита!
На первый взгляд трудно предположить, что животные знают о существовании Б-га. Ведь разум их материален и они не в состоянии осмыслить духовные (абстрактные, не связанные с материей) понятия. Скорее всего, они просто воспринимают мир как данность, не задумываясь над тем, Кто его создал, так же, как поступают некоторые не самые интеллектуальные люди.
«Вол знает владельца своего, а осел — ясли хозяина своего» (Йешаяу 1:3). Это то, что они могут осознать, и не более того, и никто не требует от них большего. Я еще не видел ни одного осла (в буквальном смысле) который занимался бы философией, или быка, который посещал синагогу. Поэтому животным и не были даны заповеди, в том числе — заповедь верить в Б-га.
Вы можете возразить: а как же известное сочинение наших мудрецов, называемое «Перек Шира» (или «Пиркей Шира» — «Отрывки песнопений»), где приводятся слова, которыми различные животные и птицы (и, кстати, неживая природа тоже) прославляют Б-га?
Вероятно, там имеется в виду, что сам человек, наблюдая за Творением, видит в нем бесконечную мудрость Творца. Видя ее, он испытывает восхищение и благодарность Создателю и ощущает, будто само Творение поет славу Всевышнему.
Поэтому и сказано («Перек Шира», предисловие), что у каждого, кто изучает «Перек Шира» в этом мире, удостоится мира Будущего. Разумеется, речь здесь идет не о бездумном чтении, а о том, что, всматриваясь каждый день в чудеса природы, мы всё больше постигаем Его мудрость, как сказали мудрецы: «Таким образом ты узнаешь Того, по Чьему слову был сотворен мир» (Сифрей[i] к стихам «Шма» — Дварим 6:4-9).
В восьмой главе «Законов раскаяния» Рамбам[ii] пишет, что наслаждаться благом Будущего мира может лишь бессмертная душа, которая по сути представляет собой то знание Творца и Его деяний, которое приобрел человек за всю свою жизнь. Получается, что от постижения мудрости Творца, проявляющейся в Его Творении, напрямую зависит наше положение в Будущем мире.
Вы всё же можете не согласиться, сказав, что в самой Торе описано, как ослица Билама видела ангела: «И увидела ослица ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке его, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; и Билам стал бить ослицу, чтобы поворотить ее на дорогу…» (Бемидбар 22:23). И это означает, что животные в состоянии воспринимать духовные объекты, каковыми являются ангелы.
Тем не менее, наш здравый смысл отвергает такую возможность и говорит: максимум, на что способны животные, — это почувствовать неясную опасность, как они, например, предчувствуя надвигающееся землетрясение или цунами, успевают от них спастись. Так и ослица Билама, скорей всего, просто почувствовала опасность, которую таит в себе ангел, и постаралась свернуть с дороги, вызвав ярость своего хозяина.
Кто знает, может быть, точно так же животные ощущают присутствие Б-га и бессознательно понимают, что они призваны исполнять Его волю?
С уважением, Арье Гальчук
[i] Галахический мидраш на книги Бемидбар и Дварим.
[ii] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Яков Гельфман
А зачем все эти острова, снежные вершины и березовые океаны? Только для прожигателей жизни?
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Берл Набутовский
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его