Темы: Цель творения, Предназначение, Каббала, РАМХАЛЬ, Помощь, Хасидизм, Ангел
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте уважаемые раввины. У меня есть несколько провокационный вопрос по поводу всесилия Творца. Если Б-г — всемогущий, тогда зачем Ему ангелы как помощь? Хоть я и верю в концепцию иудаизма больше всего, но именно этот вопрос меня волнует. Спасибо вам большое. Алексей
Здравствуйте, Алексей!
Спасибо за интересный вопрос.
Действительно, Всевышний всесилен, и, значит, Ему не нужны помощники. И тем не менее мы видим в Торе, Пророках и Писаниях, а также в Устной Традиции, что Творец использует ангелов для выполнения разнообразных миссий.
Как это «совмещается» с Его всемогуществом?
На мой взгляд, на этот вопрос есть простой ответ, который, однако, порождает другой вопрос, с которым мы и будем разбираться.
Приведу цитату из «Месилат Йешарим» Рамхаля[i] (гл. 1): «… Ибо высочайшая цель для всего сотворённого состоит в том, чтобы служить совершенному человеку, который освящён Всевышним… И этот принцип разъяснили мудрецы в Мидраше (Коэлет Рабба 7), толкуя стих 7:13 из книги Коэлет: “Посмотри на деяния Б-га: разве кто может выпрямить то, что Он искривил?” Когда Всевышний сотворил первого человека, Он взял его и показал ему все деревья Ган-Эдэна, и предостерёг его: “Смотри на Мои деяния, насколько они прекрасны и славны! И всё, что Я создал, — лишь для тебя создал! Позаботься же, чтобы не испортить и не разрушить Мой мир”»
То есть, всё, что есть в этом мире (а также и в других мирах), создано для человека, чтобы помочь ему служить Творцу. И, соответственно, на Ваш вопрос, зачем Творцу нужны ангелы, ответ простой: они созданы не для Него, а для людей!
Однако, как упоминалось, после ответа на Ваш вопрос возникает другой, более сложный: а зачем ангелы нам? Наш праотец Яаков отправлял ангелов к Эйсаву, но среди нас, его потомков, по-моему, мало кто (если вообще таковые имеются) может похвастаться подобными достижениями.
И хотя мы должны главным образом искать ответ на вопрос, как нам здесь и сейчас служить Творцу — теми средствами, которые есть в нашем распоряжении, но и наш вопрос не праздный: раз ангелы созданы для нас, неплохо бы знать, для чего.
Приведу возможные варианты ответа.
Так происходит постепенное как бы удаление миров от Творца: чем дальше от Него, тем этот мир «грубее», материальнее. И последнее звено в цепочке миров — это наш материальный мир. Причем эти миры непосредственно связаны друг с другом, так как у каждого объекта в этом мире существует свой духовный корень в верхних мирах. Духовный корень — это первоначальная сущность, которая спускается из высшего мира, проходит через все миры, пока не достигает самого нижнего, материального мира. При этом в каждом мире, который проходит этот духовный корень, он получает воплощение, соответствующее сущности и уровню этого мира. И эти духовные воплощения-корни в высших мирах — и есть ангелы (во всяком случае, часть из них).
Так об этом пишет Рамхаль в книге «Дерех а-Шем»[ii] («Путь Творца», ч. 1, гл. 5):
«…нам передано по Традиции, что над каждым объектом или процессом в нижних мирах назначены управляющие из вышеупомянутого рода ангелов. Их обязанность — поддерживать существование этого объекта или этого процесса в низших мирах, каждого по-своему, и привносить в них изменения согласно Высшему постановлению… И для всего этого существуют служители из рода ангелов, как мы объяснили выше, чтобы реализовывать это управление вплоть до уровня материи, к добру или к злу».
Добавляет к этому Шем ми-Шмуэль[iii]: влияние Небес должно спускаться от мира к миру и от ангела к ангелу — и только тогда оно материализуется и станет доступным для восприятия этого мира. Верно и обратное: заповеди и добрые дела этого мира должны подниматься от мира к миру и от ангела к ангелу, чтобы стать пригодными для восприятия на Небесах.
Вкратце: Создателю было угодно поместить человека в мир, удаленный от Него. Реализация этого удаления — цепочка миров, постепенно становящихся всё более материальными. При этом связь объектов этого мира с верхними мирами реализуется посредством ангелов.
Можно продолжить и спросить: почему именно ангелы? Ведь для реализации упомянутого удаления миров можно было бы использовать какие-то творения-трансформаторы, которые не осознают свое «Я», не подобны в этом человеку.
Ответ: Всевышний пожелал, чтобы мы видели в нем «Царя вселенной» (как сказано во всех наших благословениях: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной…») И всё, что мы делаем, мы должны делать «во славу Небес».
А по нашим земным понятиям у царя должны быть подданные, которые выполняют его волю. И, соответственно, если бы воля Творца реализовалась в нижних мирах через «неодушевленные» трансформаторы, то это выглядело бы в наших глазах так, как будто Царь делает всё Сам. И в восприятии человека это могло бы в какой-то мере умалить величие Творца. Поэтому, опять же — для нас, для облегчения нашего восприятия Его величия у Всевышнего есть бесчисленное количество ангелов-подданных, которые беспрекословно выполняют Его волю.
Желаю нам всем уподобиться в своих действиях «небесному воинству» и здесь, в этом материальном мире, выполнять Его волю так же беспрекословно, как это делают ангелы в своих высших мирах.
С уважением, Менахем Эпель
[i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения. Его книга «Месилат Йешарим» («Путь праведных») стала одной из вершин еврейской философской мысли, основным трудом по вопросам самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу.
[ii] В книге «Путь Творца» Рамхаль отвечает на самые глубокие вопросы человека о мироздании: какова истинная природа явлений, с которыми мы сталкиваемся каждый день? Кто Он — Творец всего, и можно ли Его познать? В чем цель Творения? Как относиться к универсальному добру? Чем человек отличается от остальных творений? Что такое мир душ?
[iii] Раби Шмуэль бар-Авраам Борнштейн (раби Шмуэль из Сохачева, Шем ми-Шмуэль; 5615-5686 / 1855-1926, Польша) — выдающийся комментатор Писания и хасидский наставник. Его книга «Шем ми-Шмуэль» — комментарий к Пятикнижию. Туда включено множество толкований, полученных по цепи традиции от величайших хасидских наставников — раби Менахема-Мендла из Коцка, раби Ицхака-Меира Алтера из Гуры и раби Ханоха-Эниха из Александра. Этот комментарий служит важным ключом к постижению сокровенных разделов Торы.
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Из статьи «Основы» (Маамар аикарим)
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Существуют определенные места, которые были созданы для душ, покинувших тело.
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его