Темы: Награда, Война, Армия, Будущий мир, Рай, Смерть, Арабо-израильский конфликт
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныК сожалению, нередко в новостях сообщают о солдатах, погибших в результате ошибки и огня по своим. Или возьмем хотя бы случай с тремя погибшими заложниками, которых ошибочно приняли за террористов. Как иудаизм смотрит на эту ситуацию, какой статус имеют эти люди? N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Действительно, это страшная трагедия, когда происходят такие вещи. Безусловно, для родственников погибших это вдвойне тяжело — пережить утрату близких и в то же время осознавать, что ее можно было бы избежать. Тем более — трагедия с тремя заложниками, которая потрясла весь Израиль: они были так близки к освобождению, когда страшная ошибка привела к их гибели…
Цена человеческой ошибки
Тем не менее необходимо признать, что человеческая ошибка — это, к сожалению, неотъемлемая часть многих жизненных процессов. Ошибаются строители, водители, врачи — и в каждом случае это может, не дай Б-г, привести к гибели людей. Тем более — во время военных действий, когда опасность велика и настолько же велики напряжение и стресс, которые могут привести к ошибкам, цена которых — человеческая жизнь.
Никто не застрахован от таких ошибок. Как гласит известное изречение, не ошибается тот, кто ничего не делает. Профессионализм заключается в правильной подготовке и умении избегать таких ошибок. Не знаю, может ли это служить утешением, но говорят, что в Армии обороны Израиля количество таких ошибок меньше, чем в других армиях, ведущих военные действия.
Расчеты Творца
Нам неизвестны расчеты Творца. Только Он в Своей великой мудрости знает, в чем предназначение каждого человека и сколько времени каждому человеку дано провести в этом мире до того, как его душа вернется Наверх.
Талмуд (Сукка 53а) рассказывает, что царь Шломо встретил однажды Ангела Смерти и тот был грустен. Он поведал царю, что грустит потому, что ему необходимо забрать из этого мира двух писцов Шломо. Когда царь услышал это, он, чтобы спасти, сразу же отправил их в город Луз, где у Ангела Смерти не было возможности умерщвлять людей. Но именно на входе в этот город Ангел Смерти их и поджидал. И забрал с собой.
На следующий день он поблагодарил царя Шломо за то, что тот помог ему, направив этих людей к воротам города Луз. Именно там должна была завершиться их жизнь, а Ангел Смерти не знал, как привести их туда.
Получается, что царь Шломо, желая спасти этих людей, добился обратного. Это он и имел в виду, сказав, что ноги человека не подчиняются ему, а ведут его туда, куда он должен попасть по желанию Всевышнего («Ноги человека ведут его именно туда, где ему и назначено быть», см. там же, в трактате Сукка). Получается, то, что данный человек оказался в данном месте в данное время, — тоже расчет Творца.
Освящение Имени Всевышнего
Теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу. Действительно, в Талмуде (Псахим 50а) сказано, что люди, который отдали свою жизнь ради спасения евреев, находятся на Небесах на особом уровне, которого другие не могут достичь. Там приводится рассказ о том, как евреи были ложно обвинены в убийстве дочери римского вельможи. В результате этого навета угроза нависла над всей еврейской общиной. Два брата из города Лод взяли вину на себя и были казнены. Так они спасли общину.
Кроме того, считается, что люди, которые были убиты только за то, что они евреи, или отдали свою жизнь, защищая еврейский народ, своими действиями освящают Имя Творца. Освящение имени Творца — это отдельная заповедь. Рассказывают, что рав Эльханан Вассерман[i], убитый в Ковенском (Каунасском) гетто, изучал законы, вытекающие из этой заповеди, со своими учениками, так как эти законы были максимально актуальны…
Понятно, что эти понятия применимы также и к погибшим солдатам Армии обороны Израиля, жертвам терактов и т.п.
«Дружественный огонь»
Поэтому Ваш вопрос очень актуален: получают ли люди, погибшие от «дружественного огня» (огня по своим), тот же статус, что и те, кто отдал жизнь ради защиты евреев?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории из Талмуда (Шабат 60а) — о том, как евреи прятались в пещере, скрываясь от римлян. Римляне запретили соблюдение еврейских заповедей и обычаев под страхом смертной казни. Евреи были вынуждены скрываться в пещерах, чтобы продолжать свой образ жизни, определяемый соблюдением заповедей. Однажды евреям, находящимся в пещере, показалось, что их убежище раскрыто, началась паника, и в давке погибло больше человек, чем могли бы убить враги.
Комментаторы Мишны (Бейца 1:10) рав Овадья Бартанура[ii] и Тосафот Йом Тов[iii] говорят, что люди, погибшие в результате этой трагедии, получают такой же статус, как если бы они были убиты римлянами.
Объяснить это достаточно просто: поскольку эти люди вынуждены были скрываться и подвергать свою жизнь опасности из-за преследований, организованных римлянами, считается, что их смерть также пришла в результате действий римлян, хотя фактически они погибли в давке, а не в реальном бою.
В книге «Даркей Хесед» (с. 182) от имени рава Элияшива[iv] приводится также, что солдат, погибший во время военных действий от «дружественного огня», с точки зрения еврейского Закона имеет такой же статус, как и погибший от рук врага.
Заключение
Таким образом, мы выяснили, что солдаты, погибшие во время военных действий от «дружественного огня», с точки зрения еврейского Закона, имеют такой же статус, как и погибшие от рук врага.
Понятно, что каждый такой случай должен тщательно расследоваться, чтобы, если есть возможность, обезопасить солдат в дальнейшем.
Тем не менее мы понимаем, что на всё воля Всевышнего и мы не знаем Его расчетов. По всем происходящим событиям мы видим, что наши солдаты нуждаются в помощи Свыше («Сияата ди-Шмайа» — помощь Небес). Наши молитвы и изучение Торы могут помочь пробудить ее.
Пусть Всевышний услышит наши молитвы и хранит наших солдат и весь еврейский народ.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Эльханан-Буним Вассерман (5635-5701 / 1875-1941, Литва, Белоруссия, Польша) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров поколения. В 1937 он написал статью «Перед приходом Машиаха», где рисовал трагическую картину духовного состояния евреев на тот момент и предсказывал грядущую Катастрофу…
По свидетельству чудом уцелевшего очевидца, когда литовские полицейские в 1941 году вели рава Вассермана и его студентов к месту «ликвидации», рав разъяснял евреям смысл заповеди «Кидуш а-Шем» — освящения Имени Б-га: «В Небесах нас избрали для того, чтобы искупить народ Израиля — говорил он. — Времени осталось совсем немного, до Девятого форта (места “ликвидации”) рукой подать. Мы должны обратиться к Б-гу в полном раскаянии, и тогда наше жертвоприношение будет принято с благоволением на Небесах. Благодаря этому будут спасены жизни наших братьев и сестер в Америке и других странах».
[ii] Раби Овадья бар-Авраам Бартанура (или Бертинура, Бертиноро; ок. 5210-5290 / ок.1450-1530; Италия — род. в г. Бертиноро, Земля Израиля) — выдающийся комментатор Мишны; духовный лидер евреев Земли Израиля.
[iii] Раби Йом-Тов Липман Геллер (Тосфот Йом-Тов, 5399-5414 / 1579-1654, Бавария, Прага, Никольсбург, Вена, Немиров, Владимир-Волынский, Прага, некоторое время был верховным раввином всех богемских евреев, но подвергся судебному преследованию из-за доноса) — великий галахист (знаток еврейского Закона) и комментатор Мишны, выдающийся общественный деятель. Его наследие очень разнообразно, кроме галахических трудов оно включает, например, каббалистический комментарий на толкование Пятикнижия рабейну Бехайе, а также «слихот» в память спасения пражских евреев во время Тридцатилетней войны и «слихот», посвящённые резне, учинённой в 1648 году Хмельницким. Ещё в начале 20 века их ежегодно читали в некоторых общинах. Кроме того, рав Геллер составил благословение «Ми ше-Берах», которое произносят в синагогах в субботу после чтения Торы.
[iv] Раби Йосеф-Шалом Элияшив (5670-5772 / 1910-2012, Литва, Эрец-Исраэль — Израиль) — крупнейший законоучитель и мудрец Торы современности, духовный лидер поколения.
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Бенцион Зильбер
И сегодня, спустя без малого две тысячи лет после описанного в Талмуде разговора между р. Йоси и р. Хией, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Как упрочить наше пребывание на Святой Земле?
Рав Ашер Кушнир
И не стыдно вам не проливать кровь?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Где находится Ган-Эден? И сколько их?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Реувен Куклин
Насколько буквально, и что они под этим понимают?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.