Темы: Гордость, Разум, Мудрость, Предназначение, Скромность, Уважение, Работа, Самооценка, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Рав! Хотел задать такой вопрос. Что говорит иудаизм об интеллектуальном труде? Он хуже, чем физический, или стоит наравне с ним?
Спрашиваю это не просто так. На днях ездил к знакомой женщине на дачу. Возил тачки с песком, камнями и делал другую достаточно тяжёлую работу, от которой устал. А женщина та подсмеивалась надо мной и говорила, что это тебе (то есть мне) не тексты переводить на иностранные языки и что это никчёмная работа по сравнению с физическим трудом.
Хотя я работаю в гардеробе (гардеробщиком, мне кажется, это само по себе в какой-то степени физическая работа, не могу тяжелее, так как я инвалид). Что Вы думаете об этом, Рав? Действительно ли интеллектуальный труд ущербнее физического? С уважением, N.
Здравствуйте, N.!
Спасибо за Ваш вопрос.
Сначала позвольте поделиться, что являюсь типичным представителем тех, кто занимается интеллектуальным трудом. И не каким-нибудь, а — о, ужас! — среди прочего и переводами.
Да, бывает нелегко, ведь перевод — это не просто замена каждого слова на его словарный эквивалент. Нет, у каждого языка своя структура, свои образные выражения, да и у людей, говорящих на нем, часто свой определенный менталитет. И всё это надо учитывать и не просто заменять одни слова другими, а, по сути, составлять новый текст, в котором все упомянутые пункты учтены — и не только они. Да, требует изобретательности и, в целом, большого умственного напряжения. Вроде бы, мускулы не напрягаешь, а напрягаешься и устаешь.
И при всем при том заявляю: кто считает умственный труд никчемным по сравнению с физическим, да еще и открыто смеется над теми, кто занят умственным трудом, тот просто «набитый дурак» и в подметки Вам не годится. Даже если при этом у него очень развит интеллект — так, что и переводить умеет, и еще много чего знает и понимает. Всё равно, как кто-то выразился, «умный, умный — а дурак».
То же самое можно сказать и о человеке, который считает физический труд никчемным по сравнению с умственным.
Это на самом деле поразительный феномен: по моему личному впечатлению, люди делятся не просто на умных и не очень, а, по крайней мере, на три категории «по нарастающей»:1) глупый глупец (по-английски звучит лучше: stupid idiot — так говорят) 2) умный глупец 3) мудрец.
Нет, я не называю себя мудрецом — для этого надо еще очень много в жизни понять. Но вот такие люди, которые вроде как интеллектуалы и так много знают и понимают, но при этом выдают подобного типа ошибочные суждения о жизни, — по-моему, должны называться «умными глупцами». Ибо мудрец так не скажет.
Мудрец знает простую истину: Б-г создал каждого человека со своей ролью и в соответствии с ней дал ему способности — как инструменты для выполнения задания, исполнения роли.
И ответ на вопрос, «лучше» или «хуже» человек, определяется одним главным фактором: хорошо ли он выполняет свою роль? Работает ли на совесть? Использует ли данные ему способности и инструменты по назначению, на благо миру, или злоупотребляет, или отлынивает от работы?
И если, с одной стороны, у нас дворник, который трудится целый день и после его работы улица блестит, а с другой — президент, который недостаточно усердно трудится, в результате чего страна скатывается к кризису, то этот дворник лучше этого президента.
Это же справедливо в отношении всех профессий. Кто лучше, переводчик или гардеробщик? Хороший гардеробщик лучше плохого переводчика. А если переводчик тоже хороший, но смеется над гардеробщиком (или наоборот), то тем самым ставит себя ниже, демонстрируя собственную глупость и ущербность.
Ведь профессия — это еще не всё, и даже если человек хорошо выполняет свое дело, но при этом зол или надменен и т. п., то это определенно портит общую картину. И хорошим такого человека не назовешь. Не обязательно всё уметь и всё понимать, важно вырабатывать приятный характер и работать над его свойствами. Одним из самых важных из этих свойств является уважение к другим людям.
Наглядный пример того, что происходит даже с умным человеком, который не уважает других, мы видим в том, что случилось с учениками раби Акивы. Они были невероятно интеллектуальны и добивались блестящих результатов в изучении Торы. Но все они умерли в период между Песахом и Шавуотом, по словам мудрецов — поскольку не проявляли друг к другу уважения. Вот что думает Б-г о том, кто занят интеллектуальным трудом, и успешно, но не уважает других. Так что лучше усвоить этот урок.
А если кто-то скажет, что там все-таки они проявляли неуважение к собратьям-интеллектуалам, то вот еще пример:
Как известно, колена Иссахар и Звулун заключили сделку: Звулун занимается торговлей, хорошо зарабатывая, и материально поддерживает Иссахара, который посвящает жизнь изучению Торы. Тут Иссахар занимается интеллектуальным трудом, а Звулун — ну, не откровенно физическим, но торговлей — а о бизнесменах на разных этапах истории слагали анекдоты с общим посылом: богатые, но тупые. Так что тот, кто уважает лишь интеллектуалов, наверное, и торговцев будет презирать.
Однако Тора говорит: «Радуйся, Звулун, выходу твоему (в море на торговых судах), а Иссахар — в шатрах твоих (изучая Тору)» (Дварим 33:18). Раши[i] комментирует этот стих: Тора упоминает здесь Звулуна первым, перед Иссахаром, так как своими познаниями в Торе Иссахар обязан Звулуну. Вот так.
Да и вообще, если кто-то такой умный, то мог бы и призадуматься — и понять простую истину. Что важнее, скажем, в поезде или в машине: компьютеризованная система управления, где всё работает на электронике, или физическое колесо, которое крутится? Глупый вопрос: конечно, и то, и другое! Да, без пульта управления поезд не поедет, нечему привести его в движение. Но и без колес тоже! Нечего привести в движение!
Поэтому один мудрый президент, посетив порт, обратился к грузчикам так: «Вы тут разгружаете множество контейнеров с импортным кофе. Значит, благодаря вам мы в Белом доме не засыпаем за работой». Вот так: признать грузчика полноценным партнером тех, кто управляет страной.
Так что всё, что полезно, — то и важно. И важен всякий, кто приносит пользу обществу по мере своих сил. И смеяться над этим — верх глупости и высокомерия. А тот, кто смеется, тем самым ставит себя на самый низкий уровень, а в тяжелых случаях и вовсе ставит под угрозу свое существование. Ибо Б-г такого не терпит ни от кого.
Да поможет Он нам всем осознать и свою роль, и роль окружающих, чтобы каждый и с гордостью и радостью выполнял свою, и с глубоким уважением относился к исполнителям других ролей. Никто ни без кого тут не обойдется, и каждый является неотъемлемой и достойной частью единого целого.
С уважением, Меир Мучник
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Мирьям Климовская
Я должна постоянно ее контролировать? Я черствая, что этого не делаю?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Ашер Кушнир
Как побороть тяжёлую телесную зависимость?
Рав Ашер Кушнир
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Мирьям Климовская
При этом он глубоко порядочен, благороден и талантлив
Рав Натан Агрес
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Мирьям Климовская
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Бенцион Зильбер
Работа — наш дом?
Рав Яков Шуб
Почему мы любим смотреть на огонь?
Рав Бенцион Зильбер
Что делают в день памяти — йорцайт?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Чья обязанность больше?
Рав Натан Агрес
Как подготовиться к субботе?
Рав Яков Шуб
Я слышала, что иногда можно принимать субботу раньше
Рав Бенцион Зильбер
В одну из суббот не получилось зажечь свечи. Как это можно исправить?
Рав Реувен Куклин
Что зажигать прежде: ханукальные свечи или субботние?
Рав Натан Агрес
Рав Яков Шуб
Когда их зажигать?