Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что значит «возлюбить Б-га всем сердцем и душой» в нашей повседневной жизни?

Темы: Разум, Душа, Заповеди, Психология, Раби Акива, Желание, Сердце, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Шалом, дорогие друзья! Меня зовут Марат, я из Москвы. Пишу вам с христианским приветом и горячей молитвой о ситуации в Израиле!! Молимся за Божью защиту и победу! Да благословит вас Бог!

Если не сложно, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос... Я недавно об этом размышляю, но пока не могу придти к конкретному ответу.

Вопрос: в книге Дварим 6:5 сказано: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими»... Я не могу понять: в нашей повседневной жизни и пути с Господом — что значит возлюбить Бога всем сердцем и душой?! Спасибо!

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Марат!

Спасибо Вам за теплые слова и за интересный вопрос!

В человеке есть два центра. Две силы, которые влияют на его мысли, слова и поступки. Это разум и желание. Тора здесь обращается к нам, требуя полностью подчинить обе силы служению Всевышнему: ВСЕМ сердцем, ВСЕЙ душой. Разум (сэхель) — это способность анализировать, выбирать между злом и добром, управлять своими чувствами и действиями. Желания (таавот) — естественные стремления человека, которые толкают его к тем или иным поступкам.

Мнения комментаторов относительно того, какую из этих сил символизирует душа, а какую — сердце, расходятся. Есть доводы в пользу обоих подходов, см. комментарии Ибн-Эзры[i] и Рамбана[ii] к Дварим (6:5). Нам это не представляется столь принципиальным, ведь, как известно, «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».

На практике любить Всевышнего всем сердцем и душой означает — работать над собой, отодвигая в сторону наше раздувшееся эго, прочно занявшее почетное место в Царской Ложе, чтобы вместо него «поместить» туда Всевышнего. Это дело всей жизни для каждого еврея. День за днем, шаг за шагом мы снова и снова напоминаем себе: желание Творца — это и есть истинная ценность. Тора и заповеди, а не пицца и кока-кола.

Мы хотим любить Его, Благословенного. И ни в коем случае не отчаиваемся. Даже если не дано достичь уровня раби Акивы[iii], каждый маленький шаг, сделанный нами к Творцу, — это большая ценность. Это то, что приподнимает нас над всеми остальными Его созданиями.

С уважением, Нохум Желязник


[i] Раби Авраам ибн-Эзра (ок. 4852-4927 — ок.1092-1167; Испания, Северная Африка, Италия, Франция, Англия, Египет, Эрец-Исраэль, Ирак, Персия, Индия) — выдающийся комментатор Писания, философ, астроном, поэт и исследователь языка Торы.

[ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[iii] Раби Акива бен-Йосеф (3775-10 тишрея 3896 / 15-135, Эрец-Исраэль) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен, глава поколения после разрушения Второго Храма (прим. ред.). Раби Акива читал «Шма Исраэль» во время собственной казни, когда римляне подвергали его страшным мучениям. Он думал в это время о том, как исполнить еще одну заповедь Всевышнего, см. Брахот 61 б (прим. автора).

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его