Может ли наш народ исчезнуть вследствие массового отступления от веры?28 марта 2014 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом, уважаемый рав! Недавно наткнулась в Интернете на статью про евреев и иудаизм. Ее автор утверждает, что среди евреев религиозны аж… 25%! Если честно, меня это сначала шокировало, потом расстроило, а потом привело в дикий ужас. Ни в коем случае не осуждаю евреев-атеистов. Но у меня возникает вопрос: как из Народа, избранного Им, Ему остались верны лишь эти 25%? И второй вопрос: если евреи были избраны, чтобы служить Творцу, делать мир лучше, не отразятся ли эти 75% на жизни народов Земли? Ведь этот путь пройден уже не раз — как только евреи забывали Б-га, страдали все и вся — начиная от самих «блудных сынов» и заканчивая самыми малыми народами мира. А также третий вопрос: ведь отступление от нашей веры есть чистой воды процесс ассимиляции, а она грозит исчезновением народа. Может ли быть допущена такая возможность, что евреи исчезнут как народ? Т.о. получаются три вопроса в одном. 1) Почему так мало религиозных евреев? 2) Не повлияет ли это на мир, на наш народ и на другие народы? 3) Может ли наш народ исчезнуть вследствие массового отступления от веры? Заранее спасибо! Читать дальше |
|
Как воспитать в себе ответственность?19 марта 2014 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Здравствуйте! Хотелось бы спросить совета, по поводу такого качества как «ответственность» перед другими, а в первую очередь перед самим собой. Как его в себе воспитать и поддерживать? На какие примеры можно ориентироваться в минуты, когда одолевает сомнение и слабость? А. Читать дальше |
|
Почему Творец создал все именно за семь дней?4 марта 2014 года, отвечает Рав Натан Агрес Почему Творец создал все именно за семь дней? Читать дальше |
|
Можно ли выдавать государственные секреты прессе?31 января 2014 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер В связи с делом Сноудена и другими знаменитыми делами такой вопрос. С точки зрения Галахи — если человек работает на корпорацию и правительство и какую-то деятельность считает аморальной, зная, что сама корпорация или правительство это не исправит, имеет ли он право сообщить об этом в прессу? А. Читать дальше |
|
Если все предопределено, как бы Адам мог избежать грехопадения, не нарушив общего сценария?16 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Если во время Творения Всевышний смотрел в Тору, то как бы Адам смог избежать грехопадения, не нарушив общего сценария? Можно ли назвать грехом поступок, совершаемый, когда выбора нет, когда то, что должно или не должно произойти, уже произошло? Спасибо. С уважением, А. Читать дальше |
|
Что происходит с душой человека после смерти?14 января 2014 года, отвечает Рав Яков Шуб Доброго времени суток, Уважаемые Раввины! Скажите, пожалуйста, что происходит с душой человека после смерти? Некоторые говорят, что душа человека остается после смерти некоторое время на земле, это правда или вымысел? Заранее благодарен. Максим Читать дальше |
|
У меня умерла мама... Что делать с её вещами, и что делать со страхом?20 декабря 2013 года, отвечает Рав Моше Гекрайтер Здравствуйте, уважаемые раввины! Помогите мне, пожалуйста, у меня умерла мама, ей было 80 лет. Как я должна поступить с постелью, на которой она умерла? Мне говорят, что я должна после 40 дней ее выбросить. И одежду, которую она носила? Можно ли ее одежду отдать чужим людям? Обязательно ли это надо сделать после 40 дней? Может, еще какие-то есть моменты, о которых я не знаю. Хочу сделать все правильно. Мне страшно оставаться одной дома, особенно ночью, пройдет ли этот страх, или нужна особенная молитва? Мамочку очень любила, когда она умирала, я была рядом. С уважением, Л. Читать дальше |
|
Евромайдан. Кого выбрать бедному еврею?17 декабря 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, рабби! Ситуация с ЕС и Украиной и отношение к ней еврейства перевернуло внутренний мир. Я не всегда была человеком терпимым, любовь ко всем людям, уважение к их правам и свободам — это результаты душевной борьбы. Себя позиционирую как либералку, весьма уважаю Зап. Европу, и когда в новостях затрагивали темы об интеграции, была всеми руками «за». А потом состоялась переписка с неевреем — умеренным русским националистом и евреем-консерватором, которые оба утверждали одно: ЕС — это зло, Европа как оплот толерантности, либерализма — это гибель человечества. Акцент делался на прошлое: как в Европе уничтожали евреев, и на настоящее, например, дикий рост национализма в странах Европы. И вроде бы они правы, и часто свобода, которую нам предоставляют, для нас же губительна, та же свобода вероисповедания может грозить отходом евреев от иудаизма. Но с другой стороны — эта терпимость, предпочтение либеральных идей другим для меня были оплотом человечности, именно эти идеи в светской жизни помогали мне остаться Человеком. Я запуталась. Оставаться на волне терпимости или же принять менее терпимых консерваторов, у которых больше шансов на сохранение равновесия, как религиозного, так и национального в этом мире? Заранее спасибо. А. Читать дальше |
|
Как только я радуюсь, что у меня что-то есть, эта вещь тут же пропадает...10 декабря 2013 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Здравствуйте! Известно, что для того, чтобы почувствовать себя счастливым, — нужно ценить и благодарить Вс-вышнего за то, что мы имеем. Но лично у меня с этим есть проблема: как только я думаю о том, что имею, и вызываю в себе соответственно чувство радости и благодарности за это, — у меня эта вещь тут же пропадает. Уже несколько лет так. Я думала, что мне кажется, но последнее время в этом все больше убеждаюсь. Специально уже говорю себе: «Слава Б-гу, у меня есть это и это, мне повезло», и через какое-то время с этим начинаются проблемы. Мне, честно говоря, даже страшно от этого — я боюсь думать о том хорошем, что у меня есть. С чем это может быть связано? Спасибо большое за ответ. А. Читать дальше |
|
Раввин спросил меня, что значит быть евреем, и я попал в лёгкий ступор...29 ноября 2013 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом. Вот уже три года как я начал интересоваться иудаизмом и больше полугода как начал жить еврейской жизнью (соблюдать заповеди, общаюсь с евреями, хожу в синагогу, посещаю могилы праведников, ношу кипу и цицит, изучаю соответствующую литературу). И вот настал момент посещения раввина, занимающегося вопросами кашрута и Галахи. Беседа прошла отлично. Но на вопросе «что значит быть евреем?» я попал в лёгкий ступор. Перечислил все религиозные аспекты, но этого оказалось мало. Для себя я понимаю, что быть евреем — это означает полное слияние с еврейским народом, каждый еврей будет моим братом, моей семьёй и я должен взять на себя полную ответственность за каждого еврея в отдельности и за весь народ в целом… Что значит быть евреем? Что такое — еврей? Заранее благодарен вам за ответ. Л. Читать дальше |
|
Ханука и красота26 ноября 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый раввин! Слышал, что мудрецы сравнивают Грецию с темнотой. Как так, ведь Греция стремилась к красоте, а красота это свет? С уважением, Роман. Читать дальше |
|
Можно ли сказать детям, что мы теперь в меньшей мере обязаны их кормить?25 ноября 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Уважаемые раввины. Вот фраза из недавнего ответа на вопрос о получении десятины женой и детьми: «Что касается обеспечения детей старше шести лет: существует мнение, что человек в меньшей мере обязан их кормить» (упор на «обязан»). Вот такой вопрос. Можно ли это высказывание применять в общении, и если да, то как именно? С детьми возраста девяти лет и старше, которые не желают выполнять просьбы и требования родителей по оказанию помощи по дому (уборка своей комнаты). Или же воспринимают настойчивость родителей в доведении дела до конца и видимого результата (будь то уборка или даже переписывание домашнего задания читаемым и аккуратным почерком, только и всего) как аводат парех (непосильный труд, которым изнуряли евреев в Египте) и рабство. Главная цель — вызвать желание обдумать, а не настроить против себя. А. Читать дальше |
|
Не опасно ли молиться о том, чтобы исчезли грехи?11 ноября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я как-то прочитала, что надо молиться, чтобы исчезли грехи — а не грешники. В тот момент мне показалось: было бы здорово увидеть то время. Все люди станут совершенными праведниками… Но потом стало страшно. Ведь каждая заповедь соответствует какому-то нашему органу. Если человек нарушает какую-либо заповедь, возможна болезнь соответствующего органа. А если не будет грехов, так ведь и органы исчезнут? Почему подумала именно о таком исходе? Дело в том, что неоднократно Ашем исполнял мои молитвы, но как? Надо быть очень корректным в просьбе, иначе получишь и то, чего не просил. Это как в главе про слугу Авраама, Элиэзера. Он сказал: первая девушка, которая сделает то-то и то-то, будет женой Ицхаку. Но это могла быть девушка слепая, хромая, не дай Б-г. И лишь в заслугу Авраама Ашем прислал Ривку к колодцу. Так о чем просить? Что нас ожидает? Й. М. Читать дальше |
|
Чем искупаются грехи?8 ноября 2013 года, отвечает Рав Моше Гекрайтер Здравствуйте, уважаемый рав! Прошу Вас подсказать: если я хочу искупить свой определенный грех путем пожертвования денег куда-либо, а сам я физически ограничен и прошу кого-то другого сделать за свой счет, зачтется ли мне это? — Ведь я прошу кого-то тратить свои деньги? Читать дальше |
|
Почему у меня никак не получается «взлететь» или уверенно набрать финансовую высоту?7 ноября 2013 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Здравствуйте, Уважаемый Раввин! Мне нужен Ваш совет. Меня зовут Игорь. Так сложилось, что мне уже 24 года. Я не могу найти ответ на вопрос: почему у меня никак не получится «взлететь» или уверенно набирать финансовую высоту? Два года я потратил на проект 1 и прогорел, начал снова заниматься проектом 2 — и ничего хорошего не вышло, потом начался 3-й проект — и получился убыток. Между проектами были «простые», «окладные» работы. Сейчас я разработал проект 4 — экономически рентабельная бизнес-модель, которая по плану может быть реализована на 100% капитала инвестора, но доля прибыли моя имеется в нем. Спрашиваю Вас, т. к. не в состоянии разобраться с мыслями самостоятельно. Мне (как и каждому) хочется многого и сразу, но я подхожу к делу сверхответственно. Я молодой человек, всегда хотел и хочу иметь красный Ferrari F430, иметь частный дом и любимую жену-красавицу. У меня голова, руки, ноги на местах, не на что жаловаться. Обидно, что потрачено много времени на обретение горького опыта. Я до сих пор не определен с дорогой жизни, что мне сделать сначала, как поступить? Читать дальше |
|
Если я не буду торговать в субботу, бизнес развалится5 ноября 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Добрый день. Меня в последнее время очень мучает один вопрос. Я стараюсь соблюдать все правила иудаизма, в частности, о субботе и кашруте. Но есть одна проблема, которую решить я не в состоянии. Я живу в Украине. Занимаюсь бизнесом, неплохо зарабатываю. Не вдаваясь в подробности, скажу по-простому: если я закрою свой бизнес в субботу или откажусь от ассортимента некошерных продуктов (например, креветки, колбаса, кальмары), то, исходя из обычных расчетов, — бизнес обанкротится… Рассчитывать на то, что Всевышний взамен на этот поступок сделает чудо и бизнес все-таки останется на плаву, я не могу, ведь запрещено надеяться на явные чудеса… Мой вопрос: достаточно ли того, что я лично соблюдаю правила питания и субботы, а бизнес, управляемый директорами, работает как бы отдельно?.. Все еще усложняется тем, что один из директоров — еврей… В субботу он сам не работает, но бизнес-то под его прямым руководством… И уволить его за то, что он еврей, я не могу… Читать дальше |
|
Раз Всевышний допустил убийство Эвеля, значит, тот был в чем-то виновен? В чем?29 октября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте уважаемый. У меня возник вопрос, буду очень признателен, если вы мне поможете с ответом. Как известно из Бава Батра 17а, 4 человека умерли без вины — исключительно потому, что смерть является неотъемлемым атрибутом для всех потомков Адама после грехопадения. Эти праведники: Биньямин, сын Яакова, Амрам, отец Моше, Ишай, отец царя Давида, и Килав, сын Давида. Известно также, что Эвель был убит своим братом Каином. Также нам известно, что Всевышний — Справедливый Судья, Истинный Судья. И, например, если свидетель ошибся и человеческий суд казнил кого-то несправедливо, то мы знаем: если Создатель допустил, значит, казнённый был всё же виноват и получил наказание. Так вот, вопрос/-ы: в чём согрешил, провинился Эвель? Может ли это быть объяснено тем, что Эвель был близок по родству к Адаму и поэтому умер без вины? Но тогда он должен был быть упомянутым среди праведников в Бава Батра? Спасибо большое, Виктор Читать дальше |
|
Кому Бог даровал душу, если я и есть душа?18 октября 2013 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Шалом! Прочитал, что я=Душа. Как же тогда понять слова в Благословении души, которое еврей произносит по пробуждении: «Душа, которую Ты даровал мне…»? Если я=Душа, то кому «мне»? Спасибо! Владимир Читать дальше |
|
Почему Рамбам использует частный случай для доказательства милости законов Торы?10 октября 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом квод ха-рабаним. Особое огромное Спасибо Раву Бенциону Зильберу, что он уделил свое время на «У молодой женщины муж в коме. Врачи говорят, не очнется никогда. Развод невозможен…». К сожалению, я не смог сформулировать вопрос достаточно точно, и я попытаюсь уточнить его по возможности. Может быть, для понимания вопроса приведу пример: один врач-хирург принимает пациентов, это врач, которому нет равных, никто не знаком с его методиками и не в состоянии понять их. К нему приходят пациенты с проблемами, некоторым он наносит мазь, они говорят об улучшении, улыбаются и с радостью уходят. Других же пациентов он завозит в операционную, оттуда слышны крики боли, льется кровь, и затем врач выходит, а пациент больше не возвращается, никто с ним не разговаривает, он исчезает. И вот мы спрашиваем совета: пойти ли нам к этому врачу? На что советчик дает ответ: конечно, видно же — он хороший врач, у всех, кому он наносит мазь, боль проходит. Вопрос: правильно ли так говорить, ведь мы не знаем, что происходит с прооперированными пациентами? И как раз с точки зрения логики и видимого у нас есть причины для волнений и сомнений. Таким образом, я не смог понять слова Рамбама на тему «некама» (месть). Процитирую снова: «Итак, ты узнал, [изучающий,] что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире. Правда, Рамбам ограничивает применимость этого принципа. Рассматривая ситуацию, когда необходимо нарушить субботу ради спасения человеческой жизни, он пишет, что Тора по сути своей не мстительна: И запрещено мешкать нарушить субботу ради больного, жизни которого угрожает опасность, как сказано (Ваикра 18, 5): “Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек ЖИВ БУДЕТ ИМИ” — а не умрёт из-за них. Итак, ты узнал, что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире». То есть он берет частный случай, когда это так, но… Я привел другой пример. Я подозревал, что это только мой ограниченный ум не видит здесь ни ШАЛОМ, ни ХЕСЕД, ни РАХАМИМ (ни милосердия, ни благодеяния, ни спокойствия), а РАМБАМ и квод ха-рабаним видят, и хотел объяснения. Если же речь идет о слепой вере, что так оно есть на самом деле, то непонятно, насколько корректно брать подходящий случай, чтобы указать что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире? Огромное Спасибо за ответ. Надеюсь, я смог прояснить свой вопрос. Зеев Читать дальше |
|
Талмуд запрещает делать людям добро, если оно не будет оценено?4 октября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Помогите понять. Раши говорит о том, что Вс-вышний не посылал дождь на землю, поскольку не был создан Адам, способный оценить добро, приносимое дождями (и что не было смысла посылать дожди созданию, понимающему добро дождей, но отказывающемуся попросить о них). Из этих слов Раши Маараль учит, что нельзя делать добро человеку, который не понимает и не может оценить этого добра (что ему делают добро). И я в недоумении: неужели я должен всегда пытаться определить, поймут моё добро или нет? И, если вижу, что по достоинству моё добро не оценят или понимают моё добро, но не благодарят, то Маараль запрещает мне его делать (?). Однако знаю, что Вс-вышний делает нам добро (и делает постоянно), хотя мы это добро очень часто не видим, не понимаем, не можем оценить и поблагодарить. И даже, когда мы понимаем добро, но остаёмся неблагодарными (!). Разве не должны мы уподобляться Вс-вышнему в делании добра, вне зависимости от того, поймут, оценят, поблагодарят или нет? С уважением, М. Читать дальше |
|
Чем больше стремишься к совершенству, тем больше стремишься к смерти?16 сентября 2013 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Здравствуйте! Как известно, человек завершает свой земной путь в том числе и тогда, когда он свершил свою «миссию», с которой он был послан в данное перерождение, или совершил исправление, для которого он послан из предыдущей жизни — считается также, что если человек полностью совершенен, то он тоже умирает, поскольку ему больше нечего делать в этом мире. Соответственно, чем больше стремишься к совершенству, тем больше стремишься к смерти. Соответственно — какой смысл стремиться к полному совершенству? Ведь все хотят жить как можно дольше. Сергей Читать дальше |
|
У молодой женщины муж в коме. Врачи говорят, не очнется никогда. Развод невозможен...11 сентября 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, квод ха-рабаним. Я получаю ежедневно Илхот шабат («Законы субботы») по почте. В сегодняшнем разделе была тема пикуах нефеш (опасность для жизни) в шабат. Были приведены слова из Рамбама, которые он приводит на тему некама (месть), процитирую: «Итак, ты узнал, [изучающий,] что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире. Правда, Рамбам ограничивает применимость этого принципа. Рассматривая ситуацию, когда необходимо нарушить субботу ради спасения человеческой жизни, он пишет, что Тора по сути своей не мстительна: И запрещено мешкать нарушить субботу ради больного, жизни которого угрожает опасность, как сказано (Ваикра 18, 5): “Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек ЖИВ БУДЕТ ИМИ” — а не умрёт из-за них. Итак, ты узнал, что законы Торы не месть миру, а милосердие, благодеяние и спокойствие в мире». Совсем недавно столкнулся (в принципе, это не в первый раз, что слышал о таких проблемах) с проблемой у молодой женщины, у которой муж попал в автокатастрофу и находится уже несколько лет в состоянии комы. Врачи оценивают ситуацию, что в такой ситуации он хоть и может находиться годы, но не очнется никогда. Все ее попытки каким-либо образом получить статус свободной женщины не увенчались успехом. И в принципе понятно, по какому Закону Торы. Ситуаций, когда женщина может оказаться в подобной ситуации огромное множество. То, что не понятно мне: как осуществляется здесь принцип указанный выше из Рамбама? Тем более, мы прекрасно знаем о значимости цельной семейной жизни в жизни человека и женщины в частности. Знаем о важности мицват она (заповеди об интимных отношениях в браке) и понимаем, естественно, что такая ситуация ставит человека перед испытанием не упасть действительно, не выдержав испытание… Тем не менее, для мужчины в такой ситуации есть все же некий выход, усложненный постановлением, срок которого, как я понимаю, истек, что отдельная тема, которую не стоит, наверно, вносить в рамки этого вопроса. А вот для женщины такого выхода нет! Хотелось бы понять ситуацию и разрешить возникшее в моих глазах противоречие. Заранее благодарен за ответ. Зеев Читать дальше |
|
Как иудаизм относится к контактным единоборствам и спорту в целом?3 сентября 2013 года, отвечает Рав Довид Хунис Здравствуйте. Хотелось бы узнать, как иудаизм относится к контактным единоборствам и спорту в целом. Спасибо. Дмитрий Читать дальше |
|
Можно ли радоваться собственным добрым делам?15 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня возник вопрос касательно еврейской скромности. Можно ли говорить себе, что ты поступил хорошо с точки зрения Торы, или это будет нарушением скромности и самовосхвалением? Другими словами, можно ли наслаждаться добрыми делами, или они должны быть безвозмездными, в том числе и с духовной точки зрения? Заранее спасибо. Е. Читать дальше |
|
Закон устанавливают мудрецы, а не голос с Неба? Ведь это ограничивает Творца!4 августа 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! Один человек спрашивает меня, не являются ли повеление не слушать «глас с неба» в вопросе установления закона (а полагаться только на мнение мудрецов) и утверждение о неизменности Торы «ограничением Творца» (не дай Б-г). Как ему лучше ответить? Разиэль-Нахман Читать дальше |
|
Неужели человек может снова вернуться в этот мир?1 августа 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Меня очень интересует тема о переселении души. Неужели человек может снова вернуться в этот мир? А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя? Ведь какая мне разница, что будет с какой-то частичкой меня, которая была сформирована из душ моих родителей, прошлой жизни какого-то человека, которая даже не будет ощущаться другим человеком. Мне важно понять: где буду я? Читать дальше |
|
Зачем принимать на себя субботние ограничения до наступления субботы?26 июля 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Шалом. В последнее время столкнулся с призывами глав поколения досрочно принимать на себя субботу. И хотелось бы понять — что это значит? Несомненно, сказанное евреем (принятое им решение) создает определенную реальность. Как говорил р. Нахум Диамант: откуда знаем, что у еврея святые уста? После того, как еврей сказал, что часть урожая предназначена коэну, если от неё будет есть не-коэн, его может ожидать смерть от руки Небес. Это же касается и новомесячья: согласно закону, новый месяц начинается тогда, когда объявили о его наступлении, даже если судьи объявили его «не в тот день» по ошибке или намеренно. Но субботу освятил Сам Творец, её наступление от нашего решения не зависит. Можно было бы сказать, что принятие на себя субботних ограничений до наступления субботы — средство возвести ограду, чтобы труднее было нарушить закон. Но эти призывы адресуются, в основном, харедимному сообществу, где и без того к Шаббату относятся весьма трепетно. Мало того, досрочное принятие субботы иногда рекомендуют (видел это несколько раз), например, как средство для излечения больных. Спасибо. В. Читать дальше |
|
Почему Раби Акива не помог своим ученикам справиться с тщеславием и неуважением к ближнему?15 июля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, уважаемый рав Реувен! Если тысячи учеников р. Акивы при их уровне мудрости и духовности были сильно связаны с материальным миром и не уважали друг друга, т.е. свои постижения в области мудрости и духовности ставили выше других, то возникает вопрос. Видя в своих учениках эту серьёзную поражённость души самолюбием, тщеславием и неуважением к ближнему, тем более — при их уровне духовности, почему р. Акива не помог им с этим справиться? Почему своим примером и наставлениями, например, из притч Шеломо: «Явится высокомерие — явится и посрамление; у смиренных же — мудрость» (11:2); «От высокомерия только раздор происходит, а у советующихся — мудрость» (13:10); «Во рту у глупого — бич гордыни, но уста мудрых берегут их» (14:3); «Пред сокрушением — гордость, и пред падением — высокомерие. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (16:18—19); «Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь» (29:23), он не научил своих учеников уважать и любить ближнего, который, по их мнению, не столь мудр и духовен, как они? Я нисколько не считаю себя имеющим право судить педагогический дар р. Акивы (лишь пытаюсь понять), но когда врач взялся лечить 24 тысячи больных (материальностью) и не смог им помочь (все умерли) — я бы побоялся обращаться к такому врачу… Почему р. Акива не смог помочь своим мудрым (самым большим мудрецам того времени) и высокодуховным ученикам научиться любить и уважать ближнего, когда сам же говорил, что в этом — мудрость и суть Торы, или почему его мудрые ученики не были на это способны? Помогите понять. С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Нужно ли идти на свадьбу к дочери раввина, если нет приглашения?12 июля 2013 года, отвечает Рав Яков Шуб Здравствуйте. Вопрос очень актуален, если есть возможность, ответьте сегодня. В нашем городе у дочки главного раввина свадьба, гости были приглашены по письменным приглашениям. Насколько принято для тех, кто официально не был приглашен, тоже прийти на свадьбу, но только, допустим, через 2 часа после официального начала церемонии? И насколько важно присутствовать на еврейской свадьбе, если даже официально не был приглашен? С уважением, Меир Читать дальше |
|
Есть ли какая-то специальная молитва или сгула против лени?9 июля 2013 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, уважаемый рав! Мой вопрос может показаться глупым, но существует ли какая-нибудь специальная молитва или сгула против лени? Спасибо! Читать дальше |
|
Грешник может избежать гнева Всевышнего, если рядом с ним живет праведник?14 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Авраам хотел удержать Вс-вышнего от уничтожения Сдома? Почему Б-г пообещал пощадить всех, если найдется немного праведников? Разве может грешник избежать гнева Вс-вышнего, если рядом с ним живет праведник? Михаил Читать дальше |
|
ПРАЗДНОВАТЬ субботу и пребывать в ПОКОЕ? Ведь празднование и покой мало совместимы?31 мая 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Уважаемый рав, в Торе заповедано ПРАЗДНОВАТЬ субботу. Что означает это слово в точном переводе? Есть ли у него другие, может быть, похожие значения? И что значит соблюдать ПОКОЙ? Ведь в каком-то смысле празднование и покой мало совместимы. Я понимаю субботу как день, когда нельзя работать и делать дела, дающие какой-то результат. Но можно ли сюда отнести прогулку, поездку за город, посещение кино, ресторана или какие-либо развлечения? Не является ли все это именно празднованием субботы и отделением ее от будней? Спасибо. К. Читать дальше |
|
Какая связь между праздниками Песах и Шавуот?1 мая 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый раввин, не могли бы Вы объяснить, есть ли связь между Песахом и праздником Шавуот? С уважением, Роман, Москва Читать дальше |
|
Загробная жизнь и книга Зоар28 апреля 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Я в детстве тонул. Помню кое-что из происшедшего тогда. Когда вернулся обратно — мне казалось все естественным и что каждый переживает такое. Хотелось бы обсудить с кем-нибудь это: То место, где мы отдыхали с родителями, мы посетили только один раз в жизни (значит, присниться оно не могло). Мы брызгались с парнишкой, и я хлебнул воды и… ушел под воду. Я барахтался под водой и с ужасом понимал, что мне надо воздуха. Потом мне стало очень приятно и спокойно. Я вдруг оказался где-то, где очень ровный свет, не было источника света, но свет был желтоватый, яркий и ровный, там было блаженство. Кто-то со мной здоровался. Кто-то спросил, а что я так рано?Но я не отвечал, и вроде услышал, что мне еще не открыто(воспоминания?) Я подлетел к Имеющему Власть (двигался только мыслью). Он мне предложил вернуться. Я рассмеялся. После предложения каких-то земных благ я все смеялся. И несколько предложений не тронули меня. ТАМ ОНО НЕ ИМЕЛО ЗНАЧЕНИЯ, Я ЯСНО ПОНИМАЛ ЭТО. Но мысль, что такой Могущественный просит меня ничтожного вернуться — значит, это ему надо — меня убедила, и я согласился при условии: « ЕСЛИ ТЫ БУДЕШЬ СО МНОЙ». Потом пошли распоряжения на языке, которого я не понимал, и звуками, которых нельзя повторить. Я спросил, что Он говорит? Мне ответили: ПОВОРАЧИВАЕТ ВРЕМЯ. Тогда Имеющий Власть взял меня подмышки (физически) и поставилна ноги в реке, в которой я утонул. Я подумал — я же наглотался воды! И я знал, что Он знает мою мысль. Тогда Имеющий Власть вошел своей рукой в спину мне и выдавил воду из легких, и я ее вычихнул. Я пошел на берег. Впечатления от увиденного переполняли меня, и ребенок в первую очередь хочет сказать обо всем маме. Я сказал — Он мне обещал, что я буду… А мама говорит — кто? Я посмотрел на воду — и, конечно, никого там не увидел. Мир, в котором я был, остался там. Я замолк. Нечто говорило мне — тебе никто не поверит. Ты должен все забыть. И я забыл. На 40 лет. А теперь вспомнил, и очень ярко, события в моей жизни были очень горькими… С уважением, Николай Вирозуб Читать дальше |
|
О парадоксе свободы выбора и предопределённости24 апреля 2013 года, отвечает Рав Ашер Кушнир Где можно почитать подробней и простым языком о свободе выбора и предопределённости? Читать дальше |
|
Какая молитва, чтобы удачно сдать экзамены?21 апреля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, у меня такой вопрос: в этом году мне предстоит сдавать экзамен в институт. Конечно, я понимаю, что к ЕГЭ нужно тщательно готовиться, но мне интересно, есть ли какая-нибудь молитва для учащихся, чтобы Бог помог удачно сдать экзамены, и как правильно ее читать? И. Читать дальше |
|
Почему мы обязаны блюсти траур по ученикам рабби Акивы?17 апреля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Объясните, я не могу понять, как трагедия, которая случилась с учениками раби Акивы, связывает это с тем, что нам 50 дней нужно держать траур? Я понимаю, держать траур по родственникам, но он же нам не родственник. Так почему же мы должны держать траур по его ученикам? М. Читать дальше |
|
В чем смысл создания нерелигиозного государства?16 апреля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Я не могу понять, что за Израиль создал Давид Бен-Гурион, в который приехали русские и ставят елки на их новый год, и вот поставили сейчас на новый год в Хайфе большую елку. И еще привезли сюда эфиопов-христиан, на которых нарисован крест. Я не понимаю, зачем нужно было создавать нерелигиозное государство, в котором нет законов Торы. Я думаю, что не нужно было создавать государство Израиль, во-первых, потому что арабы не хотели отдавать территории, во-вторых, потому что это государство изначально Давидом Бен-Гурионом было создано как светское. Читать дальше |
|
Как люди в кипе стали ближайшими соратниками тех, кто против Торы и людей, которые ее изучают?10 апреля 2013 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Я понимаю, что Ваш сайт не занимается политикой, но, пожалуйста, объясните с точки зрения Торы, как относиться к тому, что люди в кипе и, наверное, соблюдающие шабат и кашрут стали ближайшими соратниками тех, кто против Торы и людей, которые её изучают? Как это могло произойти? Читать дальше |
|
Умер мой хороший знакомый. Я никогда не общался с его родственниками. Есть ли смысл навестить их?29 марта 2013 года, отвечает Рав Яков Шуб Недавно умер один мой хороший знакомый. Его семья сидит «шива» (соблюдает законы семи траурных дней). К сожалению, я не был знаком и никогда не общался с его родственниками. Скажите, пожалуйста, есть ли смысл навестить их, ведь я их совсем не знаю, и чем мое присутствие может помочь им? Читать дальше |