Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как повеление любить ближнего сочетается с повелением «казните каждый брата своего»?

Темы: Награда и наказание, Суд, Смертная казнь, Рав Эльяким Залкинд, Любовь к ближнему

Отложить Отложено

Как сочетается заповедь о любви к ближнему с повелениями, подобными: «Положите каждый свой меч на свое бедро… и казните каждый брата своего, и каждый ближнего своего, и каждый родича своего»? Подобные вещи пугают, и их трудно осознать, но я верю, что ответ есть, просто пока его не понимаю… Р.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая Р.,

Приведенные Вами слова были произнесены при тяжелейших для нашего народа обстоятельствах — создании золотого тельца. Тогда близость к Всевышнему, достигнутая во время дарования Торы у горы Синай, сменилась таким отдалением, что Мера Суда, как будто, требовала уничтожения, не дай Б-г, всего народа (и создания нового народа только из потомков Моше). Моше просил Всевышнего о прощении для них, а затем спустился с горы Синай со Скрижалями, изготовленными и написанными Самим Творцом.

Мудрецы говорят: когда народ Израиля получил Тору, он стал недоступен для Ангела Смерти. И, если бы народ остался на этом уровне и получил первые Скрижали, мир мог бы вернуться практически на тот уровень, который существовал при Адаме (первом человеке), до греха. Когда Адам был бессмертен и постигал «от края до края мира» мудрость, заложенную Всевышним в мироздание. Но, увидев ликование и пляски вокруг тельца, Моше разбил Скрижали. (И мы потеряли все это. И утратили также возможность постижения Торы на том уровне, в ее необычайной глубине, когда каждая ее деталь раскрывала знание о Творце и это знание наполняло весь мир).

Затем Моше стер в порошок золотого тельца и возгласил: «Кто (принадлежит) Всевышнему — ко мне! И собрались к нему все сыны (колено) Леви. И он сказал им: так говорил Всевышний, Б-г Израиля: возложите каждый свой меч…» (Шмот 32, 26-27) и т.д., как Вы приводите. Это означало — привести в исполнение приговор, полагающийся по Закону за идолопоклонство. Левиты совершили это не самовольно, а по решению суда (Санедрина), который был собран для выяснения вины каждого из тех, кто участвовал в поклонении тельцу. Приговор мог быть вынесен только тем, кто совершил нарушение при свидетелях и был предупрежден о запрете идолопоклонства и наказании, полагающемся за него (см. комментарий Раши). Таких оказалось около трех тысяч. Об их казни говорится здесь.

Но вернемся к Вашему вопросу: как можно казнить близких? В стихе, приведенном Вами — «И люби ближнего твоего, как самого себя» (Вайикра 19,18), — любой еврей называется «ближним». И тяжело понять: как казнить человека, любого? Ведь человек — это целый мир. Тем более — если этот мир знаком и близок тебе. Моше не приказывал казнить именно родных, речь шла о том, что, даже если казни подлежат родные, нет права поддаться естественному человеческому чувству, стремлению уберечь и спасти. И все равно — как понять это?

Мы молимся: «Властелин всех миров! Ты сотворил всё. Ты сотворил всех нас, даешь нам жизнь, силы, чувства и разум постигать происходящее. Дай нам глаза увидеть, уши услышать, сердце и разум постичь, что Ты — Властелин всех миров! И что наша задача в Твоем мире — познать и провозгласить, что Ты — Этот Властелин, и удостоиться Твоей близости!»

Основополагающее знание, необходимое нам: пребывание в этом мире — не самоцель! А средство, созданное Всевышним для нашего приближения к Нему.

Перед тем, как прийти в этот мир, перед рождением, душа человека постигает всё, и с Небес его заклинают: «Будь праведным, и не будь злодеем… И знай, что Святой, Благословен Он, чист, и слуги Его чисты, и душа, которую Он дал тебе, — чиста. Если ты хранишь ее в чистоте — хорошо, а если нет — вот, Я забираю ее у тебя» (Талмуд, Нида 30 б). Человек в жизни проходит испытания, осуществляет свой выбор. И предстает перед Судом за все, что сделал — еще в этом мире, а также после ухода из него. И получает награду за достойный и истинный выбор и наказание — за недостойный и ложный. Величина награды или наказания зависит от величины заслуги или вины. Но наказание необходимо не просто как возмездие или, не дай Б-г, месть. А как исправление содеянного — через тяжелый труд, или страдание, или раскаяние. Но есть запреты настолько основополагающие, что после их нарушения человек не может больше находиться в этом мире, уход из него становится неизбежным. И только это может искупить вину. Причина этому — глубокие разрушения в человеке и в мире, сокрытие Всевышнего в результате нарушения таких запретов. Один из этих запретов — идолопоклонство.

Потому, как бы нам это ни казалось пугающим, не умещающимся в сознании, подобная казнь восстанавливает то, что было разрушено, искупает вину человека, а также возвращает близость Всевышнего. Это не нарушение, а исполнение заповеди «люби ближнего твоего»… Ведь это исправляет душу человека, и она остается живой. Душа не исчезает, а, напротив, очищается в результате казни и удостаивается вернуться к своему предназначению — близости к Творцу. Если же суд не осуществляется людьми, его осуществляют с Небес.

Однако еще за много лет до разрушения Храма Санедрин перестал выносить смертные приговоры из-за безмерно умножившихся нарушений Закона. В наше же время нет ни Санедрина, ни, тем более, смертной казни по суду. Но не из-за большей «человечности» мира, а потому, что утрачена ясность. Люди часто не знают ни цели существования, ни того, что хорошо для них, а что пагубно, ни того, что требуется от них в этом мире. Но и тогда, когда всё смешано в нашем сознании, Всевышний, Различающий каждое движение души всех Своих творений, по-прежнему воздает за всё правильное и истинное благом, а всё недостойное и ложное по-прежнему требует исправления.

И, всё же, многое может выглядеть непонятным или, не дай Б-г, жестоким. Но в основу мира, созданного Творцом, заложено раскрытие Его Милости. И в будущем с очевидностью раскроется: то, что казалось проявлением Меры Суда, наказанием, страданием или горем, было, в действительности, проявлением той же беспредельной Милости.

Всего доброго, с уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Что такое «Бейт дин»?

Рав Реувен Пятигорский

И как туда обращаться ...

Храм. Разрушение и возрождение

Рав Ашер Кушнир

За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.

Седьмая заповедь. «Не прелюбодействуй»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»

Как раз из-за того что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к максимальному "загрязнению" с очень тяжелыми последствиями.

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.

Со всеми надо говорить вежливо и дружески. Ваеце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.