Темы: Награда и наказание, Суд, Смертная казнь, Рав Эльяким Залкинд, Любовь к ближнему
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак сочетается заповедь о любви к ближнему с повелениями, подобными: «Положите каждый свой меч на свое бедро… и казните каждый брата своего, и каждый ближнего своего, и каждый родича своего»? Подобные вещи пугают, и их трудно осознать, но я верю, что ответ есть, просто пока его не понимаю… Р.
Уважаемая Р.,
Приведенные Вами слова были произнесены при тяжелейших для нашего народа обстоятельствах — создании золотого тельца. Тогда близость к Всевышнему, достигнутая во время дарования Торы у горы Синай, сменилась таким отдалением, что Мера Суда, как будто, требовала уничтожения, не дай Б-г, всего народа (и создания нового народа только из потомков Моше). Моше просил Всевышнего о прощении для них, а затем спустился с горы Синай со Скрижалями, изготовленными и написанными Самим Творцом.
Мудрецы говорят: когда народ Израиля получил Тору, он стал недоступен для Ангела Смерти. И, если бы народ остался на этом уровне и получил первые Скрижали, мир мог бы вернуться практически на тот уровень, который существовал при Адаме (первом человеке), до греха. Когда Адам был бессмертен и постигал «от края до края мира» мудрость, заложенную Всевышним в мироздание. Но, увидев ликование и пляски вокруг тельца, Моше разбил Скрижали. (И мы потеряли все это. И утратили также возможность постижения Торы на том уровне, в ее необычайной глубине, когда каждая ее деталь раскрывала знание о Творце и это знание наполняло весь мир).
Затем Моше стер в порошок золотого тельца и возгласил: «Кто (принадлежит) Всевышнему — ко мне! И собрались к нему все сыны (колено) Леви. И он сказал им: так говорил Всевышний, Б-г Израиля: возложите каждый свой меч…» (Шмот 32, 26-27) и т.д., как Вы приводите. Это означало — привести в исполнение приговор, полагающийся по Закону за идолопоклонство. Левиты совершили это не самовольно, а по решению суда (Санедрина), который был собран для выяснения вины каждого из тех, кто участвовал в поклонении тельцу. Приговор мог быть вынесен только тем, кто совершил нарушение при свидетелях и был предупрежден о запрете идолопоклонства и наказании, полагающемся за него (см. комментарий Раши). Таких оказалось около трех тысяч. Об их казни говорится здесь.
Но вернемся к Вашему вопросу: как можно казнить близких? В стихе, приведенном Вами — «И люби ближнего твоего, как самого себя» (Вайикра 19,18), — любой еврей называется «ближним». И тяжело понять: как казнить человека, любого? Ведь человек — это целый мир. Тем более — если этот мир знаком и близок тебе. Моше не приказывал казнить именно родных, речь шла о том, что, даже если казни подлежат родные, нет права поддаться естественному человеческому чувству, стремлению уберечь и спасти. И все равно — как понять это?
Мы молимся: «Властелин всех миров! Ты сотворил всё. Ты сотворил всех нас, даешь нам жизнь, силы, чувства и разум постигать происходящее. Дай нам глаза увидеть, уши услышать, сердце и разум постичь, что Ты — Властелин всех миров! И что наша задача в Твоем мире — познать и провозгласить, что Ты — Этот Властелин, и удостоиться Твоей близости!»
Основополагающее знание, необходимое нам: пребывание в этом мире — не самоцель! А средство, созданное Всевышним для нашего приближения к Нему.
Перед тем, как прийти в этот мир, перед рождением, душа человека постигает всё, и с Небес его заклинают: «Будь праведным, и не будь злодеем… И знай, что Святой, Благословен Он, чист, и слуги Его чисты, и душа, которую Он дал тебе, — чиста. Если ты хранишь ее в чистоте — хорошо, а если нет — вот, Я забираю ее у тебя» (Талмуд, Нида 30 б). Человек в жизни проходит испытания, осуществляет свой выбор. И предстает перед Судом за все, что сделал — еще в этом мире, а также после ухода из него. И получает награду за достойный и истинный выбор и наказание — за недостойный и ложный. Величина награды или наказания зависит от величины заслуги или вины. Но наказание необходимо не просто как возмездие или, не дай Б-г, месть. А как исправление содеянного — через тяжелый труд, или страдание, или раскаяние. Но есть запреты настолько основополагающие, что после их нарушения человек не может больше находиться в этом мире, уход из него становится неизбежным. И только это может искупить вину. Причина этому — глубокие разрушения в человеке и в мире, сокрытие Всевышнего в результате нарушения таких запретов. Один из этих запретов — идолопоклонство.
Потому, как бы нам это ни казалось пугающим, не умещающимся в сознании, подобная казнь восстанавливает то, что было разрушено, искупает вину человека, а также возвращает близость Всевышнего. Это не нарушение, а исполнение заповеди «люби ближнего твоего»… Ведь это исправляет душу человека, и она остается живой. Душа не исчезает, а, напротив, очищается в результате казни и удостаивается вернуться к своему предназначению — близости к Творцу. Если же суд не осуществляется людьми, его осуществляют с Небес.
Однако еще за много лет до разрушения Храма Санедрин перестал выносить смертные приговоры из-за безмерно умножившихся нарушений Закона. В наше же время нет ни Санедрина, ни, тем более, смертной казни по суду. Но не из-за большей «человечности» мира, а потому, что утрачена ясность. Люди часто не знают ни цели существования, ни того, что хорошо для них, а что пагубно, ни того, что требуется от них в этом мире. Но и тогда, когда всё смешано в нашем сознании, Всевышний, Различающий каждое движение души всех Своих творений, по-прежнему воздает за всё правильное и истинное благом, а всё недостойное и ложное по-прежнему требует исправления.
И, всё же, многое может выглядеть непонятным или, не дай Б-г, жестоким. Но в основу мира, созданного Творцом, заложено раскрытие Его Милости. И в будущем с очевидностью раскроется: то, что казалось проявлением Меры Суда, наказанием, страданием или горем, было, в действительности, проявлением той же беспредельной Милости.
Всего доброго, с уважением, Эльяким Залкинд
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Моше Пантелят
Раби Йосеф Герц
Разъяснение заповеди о любви к ближнему: это определение относится и к тем, кто принял гиюр, присоединился к еврейскому народу, верит в единого Б-га и соблюдает законы Торы.
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Как раз из-за того что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к максимальному "загрязнению" с очень тяжелыми последствиями.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Зеев Урман
Может, на самом деле это был приказ Сатана?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Реувен Куклин
В народе было всего две повитухи?
Рав Овадья Климовский
Ведь Тора лаконична...