Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сколько нужно евреев, чтобы в их среде было Б-жественное присутствие?

Темы: Иерусалимский храм, Миньян, Авраам, Сара, Муж и Жена, Суд, Шхина, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Добрый день. Прочитала ответ на вопрос, как Моше мог кинуть Скрижали оземь. В конце ответа сказано: «И это понятно, ведь в среде меньшего числа еврейских душ, например, только среди людей колена Леви, Шхина не может присутствовать. А без этого невозможно принятие Торы».

Как это так, что Шхина (Б-жественное присутствие) не может находиться среди меньшего количества еврейских душ? А как же Шхина в доме Сары Имейну (нашей праматери Сары)?! Можете разъяснить вопрос? Спасибо. Рахель

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Рахель!

Спасибо за интересный вопрос.

Если рассматривать его в том виде, как Вы его задаете, то можно ответить: так как Авраам и Сара были родоначальниками всего еврейского народа, то и Б-жественное присутствие в их доме было подобно Б-жественному присутствию среди всех их еврейских потомков вместе взятых. Но, по правде сказать, как мы сейчас увидим, на самом деле Ваш вопрос намного шире.

Так, Мидраш Раба говорит, что Б-жественное присутствие начинается там, где есть шестьсот тысяч евреев. В среде меньшего количества евреев Шхины нет. Поэтому Тора была дарована потомкам, которые были уже достаточно многочисленны для этого, а не праотцам. (Отсюда, кстати, следует, что первый ответ, который мы привели, неверен: ведь Мидраш говорит, что Шхина пребывала именно среди потомков, а не у праотцев).

С другой стороны, говорят мудрецы (Йевамот 64а), что Шхина не пребывает там, где меньше двадцати двух тысяч евреев. Еще сказали мудрецы (Сота 17а): если муж и жена удостоились, то между ними пребывает Шехина, а если нет —о гонь пожирает их.

Еще сказано (Брахот 6а): Шхина пребывает с судьями в еврейском суде. И еще (там же): Шхина пребывает в синагоге. А в Недарим (40а) сказано: Шхина пребывает над кроватью больного. Еще известно (Тамид 32 б): кто изучает Тору ночью — Шхина пред ним. А также (Санхедрин 39а): Шехина пребывает среди десяти евреев (отсюда такое значение молитвы в «миньяне», то есть как минимум вдесятером).

Мы видим: число евреев, в среде которых пребывает Шхина, разные источники называют разные: один, два, три (в суде), десять, двадцать две тысячи, шестьсот тысяч. К этому можно добавить, что Шхина пребывала среди евреев во времена Первого Храма, а в период Второго — нет (Йома 9б).

Всё это требует объяснения.

Сначала несколько слов о самом понятии «Шхина». Раби Йосеф-Хаим (известный как Бен Иш Хай[i]) в книге «Рав Паалим» (ч. 1, в разделе «Сод Йешарим», п. 1) пишет, что Всевышний сотворил разновидности возвышенного духовного света (я не уверен, что в русском языке слово «свет» употребляется во множественном числе, но, так или иначе, это то, что здесь имеется в виду — «светы» или «света»), духовный уровень которых выше, чем у ангелов. Эти «света» называются «сфирот».

И по воле Творца один из этих «светов» спускается вниз, в этот мир и пребывает в общине Израиля, в Храме и в других святых местах. Поэтому он называется «Шхина» — от корня шин-хаф-нун, который означает «проживать», «обитать», «пребывать».

У этого света нет какой-либо формы или образа, и человек не может представить себе его и постичь мыслью — так же, как невозможно представить и вообразить себе сущность души, которая пребывает в теле человека.

Теперь ответ на Ваш вопрос. Если не вдаваться в подробности, то ответ, который приводится в наших книгах, такой: различают много разных уровней Шхины. Есть уровень общий, а есть частные, а также «частные частных» и т.д. Кроме того, есть разные аспекты Шхины — в зависимости от уровня духовного мира, из которого она спускается в наш мир.

Проиллюстрируем. Возьмем, к примеру, царя (такое уподобление принято в наших книгах). Можно удостоиться личной аудиенции, видеть его лицом к лицу, а можно — только поговорить по телефону. А можно — только присутствовать на его выступлении перед народом. А можно вообще только смотреть это выступление в прямом эфире, на экране телевизора или компьютера. А можно — только слушать прямой эфир по радио. Во всех случаях царь «присутствует» в настоящее время, но уровни его близости к нам различны.

В Талмуде (Санхедрин 39а) приводится поучительная история, в которой мы тоже видим аллегорию, поясняющую, каким образом распространяется Шхина. На мой взгляд, уместно привести ее здесь тоже (привожу не дословно):

Сказал один безбожник Рабану Гамлиэлю[ii]: Вы говорите, что в каждом собрании десяти евреев присутствует Шхина. Сколько же всего «Шхин» существует? Рабан Гамлиэль подозвал слугу этого безбожника и спросил у него:

— Почему солнечный свет входит в дом твоего господина? (То есть: почему ты позволяешь ему войти?)

Слуга ответил:

— Ведь солнце светит во всем мире.

Тогда сказал Рабан Гамлиэль:

— Если даже солнце, которое является только одним из великого множества слуг Всевышнего, светит во всем мире, тем более Шхина может находиться одновременно во всем мире.

Смысл этой аллегории: солнце светит везде, но при этом под открытым небом светлее и теплее, чем в помещении, поскольку туда свет проникает лишь через окно. Кроме того, летнее солнце отличается от зимнего. А еще есть различие в солнечном освещении между севером и югом. Так и Шхина — всегда пребывает в этом мире, но у этого пребывания есть различные уровни. И этот уровень зависит от нас, а не от Шхины.

Сейчас, когда мы находимся в изгнании, Шхина пребывает в изгнании вместе с нами. Постараемся же сделать всё от нас зависящее, чтобы в ближайшее время пришло Избавление, был отстроен Храм. И тогда мы удостоимся Б-жественного присутствия среди нас на самом высоком уровне.

С уважением, Менахем Эпель


[i] Раби Йосеф-Хаим бар-Элияу из Вавилона (Бен Иш Хай; 5593-5669 / 1833-1909, Багдад) — выдающийся проповедник, законоучитель и каббалист, духовный лидер еврейских общин Востока.

[ii] Рабан Гамлиэль — глава Санхедрина в Явнэ. Прямой потомок царя Давида по линии Гилеля; сын рабана Шимона бен Гамлиэля, возглавлявшего Санхедрин до разрушения Храма.,

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его