Темы: Прогресс и Тора, Тора и наука, Ишмаэль, Эсав, Работа, Праотцы, Самооценка, Вера
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему электричество и развитые технологии появились только в 20-ом веке, после столь долгих 4000 лет от сотворения мира? Почему не раньше появились на свет такие люди, как Ньютон, Фарадей, Тесла, Эйнштейн и другие?
Не кажется ли странным, что за последние 200 лет всё развивается намного быстрее, чем за несколько тысяч лет вместе взятых до этого? Давид
Здравствуйте, Давид!
Вы задаете интересный вопрос.
Действительно, огромная часть научно-технического прогресса реализовалась только за последние века. Ну, не только в 20 веке, уже в 19 и даже в 18 процесс вовсю шел, тот же Ньютон родился еще в 17 веке. Но до этого периода техника и вправду развивалась гораздо медленнее и на практике жизнь мало менялась на протяжении многих тысяч лет.
А ведь предыдущие поколения были никак не глупее последующих. У нас в иудаизме вообще считается, что более ранние поколения были мощнее более поздних, как корни дерева мощнее веток.
Но и во всем мире принято считать, например, древнегреческих ученых и философов великими умами, римлян — великими инженерами. Вся античная эпоха считается «классической». Умные были ребята. Но почему-то не додумались до всех открытий и изобретений, которые дали нам представители поздних времен. Почему же?
Прежде всего, отметим: само то, что в более ранние эпохи жили неоспоримо великие люди, показывает: для человеческого величия вовсе не обязательны современные технологии. Даже не имея их в своем распоряжении, можно быть великим мыслителем и эрудитом. Каждый ученый, сделавший то или иное открытие или изобретение, по определению пришел к этому, работая в условиях, когда этого открытия или изобретения еще не было! Разумеется, как и все те, кто был до него.
И, если уж на то пошло, скорее наоборот: можем пронаблюдать великий парадокс последней эпохи.
С одной стороны, открытия и изобретения, так или иначе, потребовали великого человеческого гения, да и трудолюбия тоже. Этими качествами обычно обладали ученые-первооткрыватели.
Но, с другой стороны, начиная пользоваться этими новыми изобретениями, человечество не только экономило силы — физические и умственные, — но и, переставая использовать эти силы с прежней интенсивностью, становилось более избалованным. Да и атрофировались «мускулы» в этом плане, человечество буквально теряло свои способности и навыки.
Например, сегодня нет необходимости производить сложные вычисления в уме или даже на бумажке — знай нажимай кнопки калькулятора. Да, очень удобно, но теперь люди и не хотят шевелить мозгами, а если и хотят, у этих мозгов оказывается не так уж и много сил для подобного шевеления.
Раньше передвигались в лучшем случае на лошадях — больше аристократия, поэтому ее представители учились верховой езде, а остальные люди — вообще пешком, и не только внутри города, но и в другой город, если надо — десятки километров. Ну, или на телеге.
Сейчас — как угодно: поездами, в авто или самолетами, но никто и не захочет пешком идти, разве что — специально, в спортивных или туристических целях. Но и не сможет сегодня человек в обычном случае пройти столько километров и не выдохнуться. И искусством верховой езды сегодня владеют лишь те, кому приспичило специально этому научиться. Большинству же людей это уже не надо, для скорости передвижения более релевантно учиться водить машину.
И т.д.
Получается интересное явление: эпоха великих изобретений, можно сказать, становится вершиной развития человеческого гения и силы, но она же неизбежно становится завершающей в этом развитии и сама же ведет к следующей эпохе, когда этот гений и силы деградируют!
Жизнь становится легче и приятнее, но при этом люди становятся более слабыми и избалованными. И получается, что не только до эпохи изобретений и прогресса таких ученых не было, но и после нее их уже нет.
И если в отношении предшествующего этой эпохе времени у нас вопрос, почему тогдашние поколения не додумались, то уж в отношении сегодняшнего дня очевидно: просто нет ученых такого калибра, как Эйнштейн, и гигантов культуры такого калибра, как Пушкин или Чайковский. Есть ученые и инженеры, технологии продолжают развиваться, но это уже возводится на том фундаменте, который заложили гиганты. Это уже ветви, выросшие на мощных стволах.
Но тогда понятно, почему Б-г не дал додуматься до изобретений гигантам более ранних периодов: Он решил, что еще не пришел срок их эпохе завершиться! Ведь гении, которые додумаются до этих изобретений, сделают свое поколение не только венцом своей эпохи, но и последним в ней. А Б-г хотел, чтобы гиганты продолжали появляться и жить такой жизнью, какой жили. И только когда пришло время завершения их эпохи, Он дал им додуматься до изобретений и тем самым запустить процесс смены эпохи.
Но почему тогда именно сейчас?
Наверняка сказать сложно, но осмелюсь предположить: это связано с общим переходом мира от господства Эйсава к господству Ишмаэля, переходом, который, вместе с его причинами, уже неоднократно обсуждали. До 20 века в мире господствовал Запад, европейские державы, христианская цивилизация, ведущая свое происхождение от Эйсава. Но потом те империи рухнули, Запад утратил моральную силу и перестал быть «всегда прав». Теперь эта привилегия в большой мере перешла к мусульманам, потомкам Ишмаэля. Как мы пояснили, это должно было случиться именно на данном этапе истории.
И Эйсав, и Ишмаэль в свое время откололись и «отклонились» от еврейской семьи в противоположные стороны, довели до крайности свои черты. Эйсав, унаследовав от своего отца, Ицхака, трудолюбие и дисциплину, довел их до жестокости и нетерпимости. А Ишмаэль, унаследовав от своего отца, Авраама, любовь и гостеприимство, довел их до вседозволенности, избалованности и дикости. Соответственно, и весь мир перешел в иное состояние: раньше был «мир Эйсава», отражавший его атрибуты, а теперь наступил «мир Ишмаэля».
Некоторые различия между ними мы уже обсуждали, здесь же отметим то, что имеет отношение к нашей теме.
Эйсав обладает силой и дисциплиной, он умеет трудиться, строить и жить, его имя образовано от слова асия — «действие». Но, во-первых, он способен возгордиться и отнести все успехи на свой счет, забывая о Б-ге, Который всё это дает. А, во-вторых, он доводит трудолюбие и дисциплину до крайности — чрезмерной суровости и жестокости.
Поэтому именно суровостью и жесткостью отличалась эпоха Эйсава. Избалованным в ней было не место. Надо было трудиться, бороться не на жизнь, а на смерть. Но люди и умели трудиться и терпеть, и, в конечном счете, даже сумели прийти к великим изобретениям и открытиям — и изменить мир своим научно-техническим прогрессом. Правда, при этом провозгласили на том этапе, что уже не нужна религия, «ибо мы и без нее объяснили гром и молнию, и теперь наука приведет нас к светлому будущему».
Но в силу вышеизложенных причин этим «светлым будущим» стала эпоха Ишмаэля. Который не особо умеет трудиться и ожидает всех благ от других — от Б-га или от Эйсава. Его имя означает «услышит Б-г»: Он очень любит молиться, но самому копать картошку — это уже…
Очень эта эпоха балует. Нет предела техническим новшествам, которые на каждом этапе избавляют человека от очередной необходимости шевелить пальцами или мозгами. Всё делается для удобства человека, всевозможные пособия делают даже жизнь бедняков и обездоленных вполне сносной, проповедуется терпимость ко всем и вся.
Всё это, конечно, приятно, но есть и иного типа результат: как упоминалось, атрофированные физические и умственные способности. Положительная сторона — человек уже не в такой степени приписывает себе все достижения: их особенно и нет, очевидно, что всё от Б-га. Отрицательная сторона — возникающее у человека чувство собственной никчемности, низкая самооценка и утрата смысла жизни.
Что ж, у каждой эпохи свои испытания — и для всего человечества, и для еврейского народа, что тоже уже обсуждали.
Остается пожелать всем нам успешно справляться с испытаниями нашей эпохи, в том числе — не терять полностью то самое трудолюбие и способность мыслить, которое помогло великим ученым совершить в свое время все открытия.
С уважением, Меир Мучник
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Натан Агрес
Мирьям Климовская
Я должна постоянно ее контролировать? Я черствая, что этого не делаю?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Реувен Пятигорский
Авраам, родился в 1948 году от Сотворения мира
Рав Моше Пантелят
Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?
Рав Шломо Гольдман
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Моше Пантелят
Ведь решения прежних поколений не всегда обязывают последующие...
Рав Замир Коэн
Мирьям Климовская
Рав Овадья Климовский
Она была соучастницей обмана?
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Берл Набутовский