Темы: Будущий мир, Значение слов в Торе, Эльяким Залкинд, Сокрытие, Раскрытие Всевышнего
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПозвольте первым делом поблагодарить за создание этого сайта, благодаря которому я смог найти ответ на многие жизненные вопросы и начать становиться другим человеком. Вопрос о терминологии: слово עולם («мир», «мироздание») означает сокрытие (Творца), при этом им же мы пользуемся для обозначения следующего витка творения (עולם הבא — «Грядущий мир»), в котором само это сокрытие должно закончиться. Есть ли у этого скрытый смысл, или то же самое слово используется просто по аналогии? Спасибо. Л.
Уважаемый Л.,
Ваш вопрос очень справедлив. Подтвердим: конечно, совпадение терминов не может быть случайностью или только аналогией. Так как язык Торы, Письменной и Устной, — язык мудрости (так называют его хазаль). А в мудрости не должно быть случайного, но всё имеет свой смысл, основание, причину. Иначе мудрость не будет цельной.
Однако начало ответа на Ваш вопрос находится уже в самом вопросе. Вы определили Грядущий мир как следующий виток творения. Хотя насколько точным является определение «виток», требует обсуждения (существует несколько мнений, что именно означает сочетание «будущий мир», — мир душ, куда душа попадает после ухода из этого мира, или время воскрешения мёртвых, или переход мира в следующее, седьмое тысячелетие и далее). Но, в любом случае, имеется в виду существование на более высоком, чем нынешний, уровне, мир, в котором раскроется несравненное знание о Творце.
А если так, почему раскрытие это названо עולם (олам) — от слова «сокрытие»,העלם (ээлэм) ?
Как Вы сказали, и Грядущий мир является творением. А всё сотворённое, будь то отдельные творения или целые миры, — ограничено. (См. об этом в начале книги Рамбама Мишнэ Тора). Сам же Творец, Создавший их, — безграничен. И потому любое раскрытие Творца Своим творениям в сотворенных мирах — неминуемо ограничено возможностями и свойствами этих миров и творений. Поэтому на любом уровне останется «сокрытие Творца». И поэтому Грядущим мир также может быть справедливо назван словом олам, означающим сокрытие. Несмотря на раскрытие Творца и озаренность Его светом, несоизмеримые с уровнем нашего мира.
С уважением и пожеланием хорошего, благословенного года, Эльяким Залкинд
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Натан Агрес
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Слово Кипурим может быть прочитано как Ке-Пурим, «подобный Пуриму». Это значит, что значение Пурима даже больше, чем значение Йом Кипура!
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Сказано в Гемаре: «Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру»
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его