Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если мы создадим машину, которая сможет «мыслить», будет ли у нее душа?

Темы: Эмоции, Награда и наказание, Тора и наука, Свобода выбора, Душа, Чувства и разум, Змей, Добро и Зло

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Раввин. Меня зовут N., я еврей по отцу, но я интересуюсь иудаизмом довольно давно и читаю этот сайт в учебных целях.

Вопрос следующий, он может показаться странным. По профессии я программист, и мне очень интересно как Иудаизм смотрит на проблему искусственного интеллекта? Например, вот я задумался, если мы создадим машину, которая будет не просто сборником заложенных алгоритмов, а сможет, что называется «Мыслить» и «Осознает себя», будет ли у такого конструкта душа? Понимаю, что вопрос странный, но очень хочется знать Ваше мнение, спасибо!

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Ваш вопрос понятен, зато неожиданным может показаться Вам начало ответа.

Поскольку, если мы говорим о «душе», то, строго говоря, она обозначает духовный корень каждого существа — а он в той или иной форме есть у всех! По словам мудрецов, свет состоит из разных миров-уровней, которые Б-г создал, начиная с самого близкого Ему духовного и так — по ступенькам вниз — до нашего физического.

И каждое тело, которое мы наблюдаем в нашем мире, есть лишь материальная оболочка духовного корня, который нисходит к нему Свыше. Поэтому, говорят мудрецы, над каждой травинкой есть ангел, который ударяет по ней и говорит: «Расти!» То есть духовный корень, который и есть истинная причина ее существования и роста, ее питает. У неодушевленных предметов он тоже есть.

Поэтому, как бы мы ни относились к искусственному интеллекту, считали бы его «живым» или нет, духовный корень у него есть просто потому, что он является чем-то, существующим в этом мире.

Другое дело — что, говоря о «душе», Вы, скорее всего, подразумеваете также «личность»; существо, которое не только «мыслит» и «осознает себя», но и имеет определенные эмоции. А главное — действуя осознанно, делая добро или зло, несет ответственность за свои действия.

Конечно, соблазнительно думать об искусственном интеллекте в таких категориях, особенно в свете того, как эта тема обыгрывается, например, в фильмах. Там сценаристы специально наделяют роботов эмоциями, характером, положительными или отрицательными качествами — той самой «душой», чтобы зрители за них переживали. В таких фильмах подчас не найдешь, где же у робота «кнопка».

Впрочем, предположим, что научно-технический прогресс дойдет до того, чтобы создавать такие «существа» без «кнопки», и они даже будут в состоянии «мыслить» и «осознавать себя» — и даже разовьют что-то вроде личности со своими мнениями и эмоциями. Всё же думается, что в плане свободы выбора и ответственности за свои действия они не сравняются с человеком.

Ибо будут в этом отношении не выше Змея. Такого, каким он был до того, как совратил Хаву и Адама на грех. Ведь, по словам мудрецов, он умел говорить и, позавидовав Адаму и Хаве, буквально провел с последней беседу, записанную в Торе (Берешит 3, см. комментарий Раши[i]). Значит, умел и думать, и чувствовать, и совершать действия на основании этих мыслей и чувств. И ходил, кстати, на двух ногах.

Какие там человекообразные обезьяны, вот кто был действительно человекообразным! Или, иначе говоря, имел интеллект, сопоставимый с человеческим, — даже не искусственный, а сотворенный Тем же Б-гом. И, похоже, также мыслил и «осознавал себя». И всё равно это был не человек, а Змей.

Ибо «человечность» определяется вовсе не интеллектом, а той самой свободой выбора. А это — не только понимание, что такое хорошо и что такое плохо, но и умение заставить себя выбрать первое, даже если последнее — легче, привлекательнее, соблазнительнее. Интеллектом можно всё постигать, но при этом всё равно оставаться рабом своих инстинктов. Даже если бы волк из басни понимал, что ягненок виноват лишь в том, что ему, волку, хочется кушать, всё равно этот голод заставил бы его съесть ягненка. И не потому, что волк «злой», а потому что не может иначе.

Именно совершая правильный выбор, человек выполняет миссию, ради которой был создан Б-гом: совершенствовать себя и мир — и так зарабатывать себе награду в Будущем мире. И именно поэтому, например, его запрещено убивать: это значит, лишить возможности продолжить миссию и заработать еще больше. Только Б-г может решать, сколько эта миссия еще должна продлиться.

Поэтому даже разумный Змей — не человек, а животное. У него нет свободы выбора, он был создан для того, чтобы тем или иным образом служить человеку, и его разум — лишь инструмент, средство для выполнения этой цели. Физической кнопки у него, конечно, не было, но вся его жизнь — результат «нажатия кнопки» Б-гом, Создавшим его.

Хотя «душа» как наличие духовного корня, «личности» и т.д. была. И если это нас интересует в искусственном интеллекте, то — действительно, кто знает, что еще умудрятся изобрести. Но если имеется в виду «душа» в смысле «как человеческая», в полном объеме, то, думается, всё-таки нет.

Так что продолжим ценить ту удивительную милость, которую Б-г нам оказал: создал нас людьми! И пользоваться связанными с этим силами со всей ответственностью, во благо, а не во зло. Ведь мы-то как раз и ответим по полной за всё, что решили и сделали.

С уважением, Меир Мучник


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

Материалы по теме


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше