Темы: Эмоции, Награда и наказание, Тора и наука, Свобода выбора, Душа, Чувства и разум, Змей, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Раввин. Меня зовут N., я еврей по отцу, но я интересуюсь иудаизмом довольно давно и читаю этот сайт в учебных целях.
Вопрос следующий, он может показаться странным. По профессии я программист, и мне очень интересно как Иудаизм смотрит на проблему искусственного интеллекта? Например, вот я задумался, если мы создадим машину, которая будет не просто сборником заложенных алгоритмов, а сможет, что называется «Мыслить» и «Осознает себя», будет ли у такого конструкта душа? Понимаю, что вопрос странный, но очень хочется знать Ваше мнение, спасибо!
Здравствуйте, N.!
Ваш вопрос понятен, зато неожиданным может показаться Вам начало ответа.
Поскольку, если мы говорим о «душе», то, строго говоря, она обозначает духовный корень каждого существа — а он в той или иной форме есть у всех! По словам мудрецов, свет состоит из разных миров-уровней, которые Б-г создал, начиная с самого близкого Ему духовного и так — по ступенькам вниз — до нашего физического.
И каждое тело, которое мы наблюдаем в нашем мире, есть лишь материальная оболочка духовного корня, который нисходит к нему Свыше. Поэтому, говорят мудрецы, над каждой травинкой есть ангел, который ударяет по ней и говорит: «Расти!» То есть духовный корень, который и есть истинная причина ее существования и роста, ее питает. У неодушевленных предметов он тоже есть.
Поэтому, как бы мы ни относились к искусственному интеллекту, считали бы его «живым» или нет, духовный корень у него есть просто потому, что он является чем-то, существующим в этом мире.
Другое дело — что, говоря о «душе», Вы, скорее всего, подразумеваете также «личность»; существо, которое не только «мыслит» и «осознает себя», но и имеет определенные эмоции. А главное — действуя осознанно, делая добро или зло, несет ответственность за свои действия.
Конечно, соблазнительно думать об искусственном интеллекте в таких категориях, особенно в свете того, как эта тема обыгрывается, например, в фильмах. Там сценаристы специально наделяют роботов эмоциями, характером, положительными или отрицательными качествами — той самой «душой», чтобы зрители за них переживали. В таких фильмах подчас не найдешь, где же у робота «кнопка».
Впрочем, предположим, что научно-технический прогресс дойдет до того, чтобы создавать такие «существа» без «кнопки», и они даже будут в состоянии «мыслить» и «осознавать себя» — и даже разовьют что-то вроде личности со своими мнениями и эмоциями. Всё же думается, что в плане свободы выбора и ответственности за свои действия они не сравняются с человеком.
Ибо будут в этом отношении не выше Змея. Такого, каким он был до того, как совратил Хаву и Адама на грех. Ведь, по словам мудрецов, он умел говорить и, позавидовав Адаму и Хаве, буквально провел с последней беседу, записанную в Торе (Берешит 3, см. комментарий Раши[i]). Значит, умел и думать, и чувствовать, и совершать действия на основании этих мыслей и чувств. И ходил, кстати, на двух ногах.
Какие там человекообразные обезьяны, вот кто был действительно человекообразным! Или, иначе говоря, имел интеллект, сопоставимый с человеческим, — даже не искусственный, а сотворенный Тем же Б-гом. И, похоже, также мыслил и «осознавал себя». И всё равно это был не человек, а Змей.
Ибо «человечность» определяется вовсе не интеллектом, а той самой свободой выбора. А это — не только понимание, что такое хорошо и что такое плохо, но и умение заставить себя выбрать первое, даже если последнее — легче, привлекательнее, соблазнительнее. Интеллектом можно всё постигать, но при этом всё равно оставаться рабом своих инстинктов. Даже если бы волк из басни понимал, что ягненок виноват лишь в том, что ему, волку, хочется кушать, всё равно этот голод заставил бы его съесть ягненка. И не потому, что волк «злой», а потому что не может иначе.
Именно совершая правильный выбор, человек выполняет миссию, ради которой был создан Б-гом: совершенствовать себя и мир — и так зарабатывать себе награду в Будущем мире. И именно поэтому, например, его запрещено убивать: это значит, лишить возможности продолжить миссию и заработать еще больше. Только Б-г может решать, сколько эта миссия еще должна продлиться.
Поэтому даже разумный Змей — не человек, а животное. У него нет свободы выбора, он был создан для того, чтобы тем или иным образом служить человеку, и его разум — лишь инструмент, средство для выполнения этой цели. Физической кнопки у него, конечно, не было, но вся его жизнь — результат «нажатия кнопки» Б-гом, Создавшим его.
Хотя «душа» как наличие духовного корня, «личности» и т.д. была. И если это нас интересует в искусственном интеллекте, то — действительно, кто знает, что еще умудрятся изобрести. Но если имеется в виду «душа» в смысле «как человеческая», в полном объеме, то, думается, всё-таки нет.
Так что продолжим ценить ту удивительную милость, которую Б-г нам оказал: создал нас людьми! И пользоваться связанными с этим силами со всей ответственностью, во благо, а не во зло. Ведь мы-то как раз и ответим по полной за всё, что решили и сделали.
С уважением, Меир Мучник
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Натан Агрес
Почему подножия были сделаны из серебра?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Берл Набутовский
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Замир Коэн
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?