Темы: Дурное начало, Йецер а-ра, Песах, Хамец, Работа, Жизнь, Исход из Египта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Если я правильно поняла, то смысл нашей борьбы с любым присутствием в доме того, что называется словом «хамец», в течение пасхальной недели состоит в следующем: изгоняя хамец, мы изгоняем из себя раба и все те дурные, рабские качества, которые мы и связываем с понятием «хамец», «квасное».
Но мне непонятно, почему во все остальные дни года, кроме пасхальной недели, хамец для нас не является символом дурных качеств. Каждую субботу мы едим халы и радуемся им, не видя в них воплощения дурного, т. е. рабского начала. Весь год сдобный хлеб приветствуется на еврейском столе, и только на время Песаха каждый год ему объявляется суровая война как воплощению рабского духа.
При этом для многих подготовка к Песаху превращается в дни адского (чтобы не сказать рабского) труда по изгнанию хамца из всех самых дальних уголков дома. Не думаю, что в этом есть цель — ощутить на себе тяжесть рабского труда. Но чем тогда можно объяснить этот закон, если вообще его можно объяснить? Удачной подготовки к Песаху! Галина
Здравствуйте, Галина!
Вы задаете хороший вопрос. Действительно, как может один и тот же продукт быть ужасно вредным и строго запрещенным в течение одной недели, а в остальное время вполне приемлемым?
Хамец, по объяснению мудрецов, символизирует дурное начало (йецер а-ра). Но почему тогда только в Песах, а не каждый день в году?
Еврейский год — это не просто последовательность разных праздников, а цикл, в котором каждый из праздников представляет вполне определенный этап. По словам мудрецов, этот цикл соответствует смене времен года, ибо созданный Б-гом физический мир отражает духовный: «Б-г смотрел в Тору и творил мир».
А годовой цикл жизни природы и человека, как известно, соответствует суточному: весна — время пробуждения от зимней «спячки», лето — трудовой «день», осень — завершение трудового сезона, сбор урожая, подведение итогов, «вечернее» замедление жизненной активности. Годовой цикл также соответствует циклу жизни: весна — это рождение и молодость, а осень — замедление активности к концу жизни.
Таким образом, получается, что Песах — это праздник весны и молодости. Пробуждение от зимней «спячки» и начало трудового дня. Рождение и начало жизненного пути. Поэтому именно в эти дни состоялся Исход: еврейский народ «родился» и отправился в путь.
А теперь посмотрим, как именно хамец символизирует дурное начало.
Хамец — это тесто: мука, которую, смешав с водой, оставили на определенное время. Ничего с тестом не делали, и оно заквасилось. То есть хамец — это результат отсутствия быстрого и энергичного действия, неоправданное его откладывание. Слово хамец связано со словом леахмиц — «прозевать», «упустить [случай]». А дурное начало — это то свойство человеческой природы, которое мешает нам исполнять заповеди: лень и склонность откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Как известно, после откладывания результат часто будет уже не тем. Поэтому хамец и символизирует дурное начало: он является результатом подобного промедления, откладывания необходимого действия. Тора (Шмот 12:17) повелевает не задерживать выпечку мацы («мацот»), чтобы тесто не превратилось в хамец. По словам мудрецов, тот же стих можно трактовать и как повеление не задерживать исполнение заповедей («мицвот»): «Если представилась тебе возможность исполнить заповедь, не откладывай ее, а исполни сразу».
Но когда промедление в особенности «смерти подобно» — и в то же время чрезвычайно соблазнительно?
В самом начале трудового цикла. Утром, когда надо встать с постели и выйти из дома на работу. Именно тогда постель кажется раем, а весь окружающий ее мир — сущим адом. Не хочу-у-у!!! Ну, может быть, еще через пять минут! Не торопите, дайте встать медленно, постепенно, до последнего наслаждаясь каждым мигом пребывания каждой части тела в постели!
Так можно проспать все утро, а там будет потерян и весь рабочий день: если мы начинаем его поздно, уже не будет той свежести и того диапазона действия. Поэтому необходимо преодолеть свою лень, сделать рывок и встать вовремя, быстро и решительно.
А также быстро позавтракать и отправиться из дома на работу, не пытаясь на этом этапе расслабиться в удобном кресле и насладиться домашним уютом. Иначе тоже можно задержаться на весь день и потратить его зря. Утро — время спешки, не обязательно приятной физически, но необходимой и полезной.
Вот чему подобен хамец: мягкой и приятнейшей постели. Домашнему уюту. Месту, где можно расслабиться и насладиться покоем, как следует отдохнуть и набраться сил.
Вреден ли уют и отдых вообще? Нет, на других этапах жизненного цикла он может быть даже полезен. Человек не может постоянно работать, ему нужен и отдых. Ночью необходимо идти спать в ту самую постель. (Тогда почему-то как раз не хочется!) Уже к вечеру, завершив трудовой день, можно и расслабиться в кресле. А многие люди и в середине дня ненадолго идут спать, чтобы обновить силы. Да и на любом этапе дня вполне можно пользоваться разными удобствами, которые делают жизнь более приятной, не мешая выполнению необходимой работы.
Интересно, что главная заповедь осеннего праздника Суккот — «вечернего» завершения цикла — сидеть в сукке. Даже если человек просто сидит в ней семь дней и ничего не делает — расслабляется в кресле, спит в постели — он исполняет заповедь! Это — «вечером».
Но утром уют постели и кресла не просто вреден, но действительно смерти подобен! Ибо представляет собой не удобство, облегчающее жизнь, и не отдых в середине жизни, а задержку начала самой жизни. Такая задержка и попытка насладиться материальными удобствами перед отправлением в путь может уничтожить весь трудовой день, весь жизненный цикл. Задержался хоть ненадолго — и поезд ушел. Еврейский народ, «родившись», в спешке ушел из Египта, а ты прозевал и остался, упустил свой шанс.
Поэтому так строго запрещен в самом начале годового цикла хамец, символизирующий эту задержку. Надо решительно отвергнуть домашний уют на этом этапе, встать и выйти на работу. Как еврейский народ отверг Египет с его комфортом и быстро вышел в путь по пустыне, неуютной, но предвещающей получение Торы на горе Синай и обретение духовного совершенства.
В самой пустыне, во время этой работы самосовершенствования, евреи получили от Б-га много чудесных благ: ман, который менял вкус в соответствии с предпочтениями людей, облака Славы, которые их защищали и очищали их одежду и т. п. Но это уже в пути, в пустыне, «на работе». В поезде есть вагон-ресторан, и при необходимости можно там что-то поесть. Но, выходя из дома, задерживаться категорически нельзя, а то опоздаешь на поезд и вообще никуда не уедешь. Для того чтобы изначально успешно выйти в путь, надо решительно отвергнуть все материальные блага Египта и не дать тесту превратиться в символизирующий их хамец.
Желаю Вам ощущения нового, весеннего отправления в путь в этот Песах и наслаждения нужной мерой отдыха и комфорта с его ароматными халами в течение остального года!
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Мирьям Климовская
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его