Неужели мудрецы действительно верили в демонов?5 января 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! В Талмуде не раз упоминаются демоны (шедим, мазиким), в ряде случаев сообщаются способы определения, присутствуют ли демоны в каком-то месте. Действительно ли мудрецы в них верили? И, если они реально существовали, то существуют ли сегодня? Читать дальше |
|
Мы родимся не по своей воле, нам запрещены удовольствия. Т. е. «заставляют жить», но «жить не дают»?1 января 2020 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, ув. раввины. Недавно на уроке Торы услышала вопрос от одной из соучениц, но вразумительного ответа от ведущего урок мы так и не дождались. По правде говоря, этот вопрос я слышала не раз, и видимо пришло время разобраться. Если коротко: в чём цель или смысл жизни религиозного человека (еврея)? Более дословно, как прозвучало на уроке: вот мы знаем, что человек рождается и умирает не по своей воле. Кроме того, в Торе предписывается человеку отказываться от многих или даже от всех вещей, дающих удовольствие от жизни. Т.е. с одной стороны «заставляют» жить, с другой — «жить не дают». Простите, но со стороны выглядит как форменное издевательство! (Именно так и было сказано). Иногда говорят «жить ради высшего Блага». Причём, в чём это самое благо состоит, никто сказать толком не может. Что это — мир во всём мире? Свобода, равенство и братство? А если меня не интересует мир во всём мире? Что каждый человек находит в этом лично для себя? Объясните, пожалуйста. Мария Читать дальше |
|
Может ли такое быть, что Машиах не придет?15 декабря 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Возможно ли, что Мошиах не придет? Шалом, рав! Спасибо за ваши своевременные и полные ответы. Существует точка зрения (небезосновательная), что приход Мошиаха задерживают наши грехи. И в этом случае возникает вопрос: возможно ли, что мы — своим безнравственным поведением, несоблюдением законов Торы — можем лишить себя подобной благодати? Ведь очевидно, что современное поведение людей — не только еврейского народа, а и всех в целом — никак этому не способствует. Роман Читать дальше |
|
Материться — полезно для здоровья?8 декабря 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Шавуа тов (хорошей недели)! Вопрос о матах и ругани с точки зрения иудаизма. Откуда берется ругань? Источник? Министр здравоохранения Украины говорит научно, что маты — то полезно для здоровья. Вот даже исследования приводит она (министр здравоохранения Украины) и пишет в фейсбуке: «Часом буває так, що деякі народні депутати почуваються геть забутими та нікому не потрібними. Тож аби хоч якось привернути до себе увагу, вони пишуть законопроекти, які пасують радше Північній Кореї, аніж сучасній європейській державі. До прикладу, пропонують заборонити матюкатися». Андрей Читать дальше |
|
Мораль выдумана человеком так же, как и Б-г?4 декабря 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Философский вопрос. Как-то раз наткнулся на одно утверждение атеиста, и хотелось бы услышать еврейскую точку зрения насчет этого: Вот утверждение: «Мораль — это такая же вера в Бога, и не существует морали (добра и зла) в природе. Это понятия, выдуманные человеком, и без человека существовать не могут так же, как и Бог». Саша Читать дальше |
|
Все удовольствия — удовлетворение вожделения. Как же удовольствие может быть во имя Небес?1 декабря 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день, спасибо за ответ, но есть еще вопрос. Есть же такое понятие как таава, ну и, по сути, все удовольствия — это удовлетворение таавы (вожделения). И как с этим быть? И еще один вопрос: в субботу есть прям заповедь — получать удовольствия. Но, так или иначе, они же — не во имя Небес. Как это объясняется? Рафаэль Читать дальше |
|
Делаю доклад о благотворительности в иудаизме, но хочу, чтоб было интересно всем. Что посоветуете?28 ноября 2019 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, помогите, пожалуйста, мне нужно сдать доклад в университете на тему благотворительности. Хотелось бы осветить эту тему с еврейской точки зрения, но чтобы при этом это было интересно и другим сокурсникам. Что бы Вы могли посоветовать? Читать дальше |
|
Какая мотивация должна быть для того, чтобы зарабатывать деньги?20 ноября 2019 года, отвечает Рав Моше Сытин Скажите, пожалуйста, какая мотивация должна быть для того, чтобы зарабатывать деньги? Читать дальше |
|
Может ли Б-г сказать человеку: «Ты недостоин называться евреем»?17 ноября 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом! Скажите, пожалуйста, может ли Всевышний еврея, который всю жизнь гордился тем, что он еврей, считал, что его еврейство обеспечивает ему жизнь в Раю после смерти, не принять как еврея? Не знаю, насколько понятен вопрос… Ну, грубо говоря, Всевышний как бы скажет ему: «В Моих очах ты не еврей, недостоин называться евреем». Так примерно. И, если такое может случиться, то что такое тогда еврейство, какие дает преимущества пред прочими людьми в глазах Б-га? Что должен делать еврей, чтобы быть, так сказать, настоящим евреем, угодным Всевышнему? Заранее благодарю, Юлия Читать дальше |
|
Воскрешение из мертвых и Грядущий мир надо понимать как аллегорию или буквально?23 октября 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые раввины! Возможно, это уже спрашивали много раз и было дано много ответов, но моя фантазия настолько разыгралась, что лучше я зарегистрируюсь и спрошу. Извините, пожалуйста, если отнимаю много времени. Воскрешение из мёртвых и мир грядущий. Как это воспринимать? Как аллегорию или буквально? Если как аллегорию, то многое понятно. Но понимается в Торе это слишком буквально (а в Торе я не сомневаюсь). Я изучил много материалов, и возникло много вопросов: Воскрешение будет всем жившим людям (кроме допотопных). Но это же слишком огромное количество: все жившие евреи и неевреи, праведники и мудрецы, различные народы и племена. Буквально, конечно, это чудо, но где они все будут жить? Я уверен, что в высших мирах нет терминала с выдачей номерков в очередь на воскрешение в нашем мире, а квартиры в Израиле стоят дорого. Моше и Аврааму выделят жильё, но что со всеми остальными?:( Я очень даже не против после воскрешения выпить пива на лавочке с Ноем и поговорить с ним о жизни, но будет ли это? А Ишмаэль, который был изгнан из дома Авраама, его потомки стреляют по евреям, и их он не увидит? А Ишмаэль точно не разозлится? Ассимилированные евреи, 10 колен, дети всех бывших евреев и много-много-много разных людей (надеюсь, вы поняли). Что будет со злодеями? (Например, Гитлер) Или со злодеями, у которых не было возможности знать даже о семи законах? Которые родились и выросли в ужасных местах (стране, семье, народе и т. д.) и стали такими. Ну, вы поняли, с очень сложными персонажами. Это всё буквально, если, надеюсь, вы поняли, как меня фантазия достаёт. Если аллегория, то мне всё понятно более чем. Но всё же, ответьте, пожалуйста. Спасибо большое! Очень надеюсь на Вашу мудрость! Иван Читать дальше |
|
За что страдают дети?19 сентября 2019 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом, уважаемые раввины. Сижу дома с ребёнком и задаюсь вопросом: вот такой маленький человечек, а такие муки — 1) рождаться больно; 2) потом колики; 3) зубы тоже больно; 4) учишься ходить — шишки собираешь... За что им, маленьким, такие страдания? Для чего? Про мам как-то понятно, «нам прописано», но ведь мама может страдать и без того, чтобы ребёнок болел. Анна Читать дальше |
|
Если можно раскаяться в последний день жизни, значит, можно всю жизнь спокойно грешить?17 сентября 2019 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемые раввины! Если человек может раскаяться в последний день своей жизни, значит, он может все время грешить, а потом предусмотрительно и вполне искренне раскаяться? Я предполагаю, что полное раскаяние происходит, когда человек вновь сталкивается с ситуацией греха, но не поддается своему злому началу и не повторяет своей ошибки. Или вовсе избегает такую ситуацию. Конечно, никто не знает, когда у него «последний день», но случается, что к концу жизни человек узнал, что он неизлечимо болен, и начал каяться. А как же всё то зло, что он творил всю свою жизнь? Раскаяние в последний день, само собой разумеется, уже не сможет проявиться на деле, и, на мой взгляд, день — это ничтожно мало, чтобы полностью осознать даже один грех, а что, если их много? Спасибо за возможность обратиться, М. Читать дальше |
|
Как производится Небесный Суд?15 сентября 2019 года, отвечает Рав Яков Шуб Знаю, что в Рош а-Шана и после смерти человек предстанет перед Небесным судом. А как происходит этот суд? Читать дальше |
|
Рав Зильбер — о том, как работают благословения и проклятия13 сентября 2019 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Здравствуйте. В Торе часто встречаются эпизоды с благословеньями и проклятиями. Хочу понять, как это работает. Ведь благословение (или проклятье) — это всего лишь фраза или несколько фраз, произнесённых человеком. Казалось бы, как это может повлиять? Услышал и забыл. Однако в Торе к этим вещам относятся всерьёз. Я понимаю, что в те времена люди занимались некими духовными практиками и, вероятно, понимали что-то, чего большинству из нас не дано. Могли бы Вы помочь разобраться? С уважением, Борис Читать дальше |
|
Есть ли взаимосвязь между духовным уровнем человека и риском заболеть раком?10 сентября 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Нередко получаю новости, что кто-то из моих знакомых или знакомый знакомых, да и вообще другие заболевают раком. Вроде бы рак называют чумой нашего века. Чуть ли не каждый третий может получить это практически неизлечимое и очень мучительное по болям заболевание. Это сильно беспокоит меня. Но из Торы мы знаем, что Творец поражает и Он же исцеляет. По сути это духовная болезнь, как и другие. Поэтому возникает несколько частных вопросов: — Как часты случаи заболеваний раком у религиозных евреев? У других народов, исходя из новостей, сплошь и рядом. — Есть ли взаимосвязь между духовным уровнем и состоянием человека и риском поражения этой болезнью? — Какой духовный корень этой болезни? — Почему, на Ваш взгляд, Творец дает некоторым такой тяжелый «исход» из этой жизни в грядущий мир, а другим легкий «переход» (скоропостижную или внезапную смерть)? — Какие есть способы избежать этой страшной болезни? Буду благодарен за ответы на эти конкретные вопросы. И что думаете в целом? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Почему вы молчите?10 сентября 2019 года, отвечает Рав Ашер Кушнир В последнее время доблестные израильские СМИ на фоне обсуждения «равного распределения» позволяют себе совершенно разнузданные оскорбления в адрес харедим, обнажая свою отвратительно бурлящую ненависть к ним (а, следовательно, и к их идеям, к святости Торы). А со стороны разумной и взвешенной части харедим, со стороны уважаемых, авторитетных равов — ни одного слова — ни упрёка, ни разъяснения (ни оправдания!!!), — ничего! Скажите, пожалуйста, это как? Просто харедим не дают элементарного права говорить и не предоставляют никакой трибуны, или это позиция типа: «Нету прока говорить, нас не услышат, чем хуже, тем быстрей Мошиах придет». Так что, нашему «середнячку» тоже не стоит «встревать» со своими 5-ю копейками?! Но ведь так формируется общественное (и личностное) мнение страны, и не только нашей. Неужели не нужна хоть минимальная посильная пропаганда против этого зла?! Спасибо за ответ. Читать дальше |
|
Почему, если кто-то богат или красив физически, он не обязательно богат или красив духовно?3 сентября 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. В Песах принято есть «согласно царскому обычаю», уподобляясь в поведении свободным и знатным людям. Но при этом мы предполагаем, что статус и титул в материальном мире не всегда соответствует духовным заслугам. Почему же тогда нужно вести себя соответственно статусу материального мира? Имеет ли это духовную аналогию? И вытекающий из этого вопрос. Если в материальном мире есть предметы и явления, которые имеют аналоги в духовном мире, то почему какие-то материальные явления (богатство, статус) не всегда имеют прямую связь со своими духовными аналогами (духовное богатство)? То есть богатство в материальном мире не обязательно значит богатство духовное. Я читала ответ на похожий вопрос, что богатство и статус могут быть и испытанием, и платой за те немногие добрые дела, которые совершает человек, привязанный к материальному. Но получается, что связь и отражение духовного в материальном не настолько очевидны и прямолинейны? Помогите, пожалуйста, понять. Спасибо! Анастасия Читать дальше |
|
Вдруг моя финансовая свобода — не в планах Всевышнего?29 августа 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый вечер! Есть такая фраза-убеждение: человек прилагает усилия, а результаты — от Б-га. Это — как ребенок маленький, который тащит санки, пыхтит, а на самом деле сзади эти санки толкает отец. И сам вопрос: достигнет ли человек тех результатов, которые ему нужны (в тех сферах, которые для него важны), или будет так, как угодно Всевышнему? Например, создание собственного бизнеса (сетевого). Конечно, есть цели, план достижения, партнеры и пр. Но получится ли так, как хочешь, и так быстро, как рассчитываешь, и на такой доход, какой нужен? Ведь мудрецы уверяют, что уже решено, кто будет бедным, кто богатым. Вдруг в планах Всевышнего нет моей финансовой свободы, а я к ней стремлюсь, прилагаю усилия?.. Или создание семьи... Понимаете? И из-за того, что постоянно в голове — «есть воля Б-га или нет, угодно или нет?», сомнения как в собственных силах (смогу или нет), так и в результатах. А время жизни земной уходит, и эта неуверенность часто саботирует и еще больше эмоционально расстраивает. Помогите, пожалуйста, в этом разобраться, чтобы я могла этот вопрос для себя закрыть раз и навсегда. Большое спасибо за ответ. С уважением, Мария Читать дальше |
|
Ложбинка под носом должна быть только у евреев?28 августа 2019 года, отвечает Рав Яков Шуб Слышала, как один раввин рассказывал, что ангел обучает зародыша в утробе матери всей Торе, а затем при рождении шлепает его по губам и ребенок все забывает. Об этом остается явное свидетельство — ложбинка под носом («губной желобок»). Мой вопрос заключается в том, что такой знак есть у неевреев тоже — что бы это могло значить? Читать дальше |
|
Почему скрытых праведников именно тридцать шесть?27 августа 2019 года, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом! Почему именно 36 скрытых цадиков (праведников)? Откуда эта цифра выводится? Александр Читать дальше |
|
Я получила очередное повышение по службе. Как быть хорошим руководителем?22 августа 2019 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, недавно я получила очередное повышение по службе и стала директором отделения одного из государственных банков. Я давно мечтала об этой должности, поэтому меня переполняют радостные чувства. Но, с другой стороны, я понимаю, что это большая ответственность, тем более, что у меня семья и двое детей-подростков. Хотелось бы получить Ваш совет, на что стоит обратить внимание и над чем стоит работать на новой должности и как быть хорошим руководителем с точки зрения иудаизма. Хая Читать дальше |
|
Мне кажется, Израиль должен быть чем-то типа Ватикана, а другие народы помогли бы материально...18 августа 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Изучая авраамические религии и, в том числе, Ваш сайт, убедился, что еврейский народ как избранный народ действительно имеет особую связь с Творцом и можно утверждать, что духовное состояние еврейского народа в определенной мере влияет и на духовное состояние всего человечества. А на духовное состояние евреев влияет и непосредственно земля, т.е. Эрец Исраэль: внутренний потенциал евреев на Земле обетованной раскрывается сильнее, что в конечном результате духовно поднимает всех, в т.ч. неевреев. Из этого пришла такая мысль. Израиль не может быть обычным государством, как Бельгия или Дания. Он должен быть чем-то типа Ватикана, Домом молитвы. И, если в этом заинтересованы все народы, то возможно, стоит, чтобы Израиль действительно стал Домом молитвы. Другие страны вполне могли бы скидываться Израилю, чтобы его граждане не утруждали себя земными вещами (бизнесом, политикой и т.д.), а изучали Тору, Танах, занимались бы возобновлением духовной связи с Творцом, читали лекции другим народам и т.п. Мне кажется, если бы все народы мира реально понимали роль еврейского народа в духовной сфере, все бы на это с удовольствием пошли. И давали бы денег евреям, которые уже в Израиле, и другим, чтобы те переехали в Израиль и там занимались духовной работой, не отвлекаясь на другие дела. Конечно, учитывая наличие соседей-недоброжелателей, армия и все прочее, необходимое для безопасности страны, должно у Израиля быть, пока есть опасность извне. Но то, что Израиль не может быть просто рядовой успешной страной, это мне кажется очевидным. Что-то в этом есть недолжное. Секуляризированный Израиль — это уже не Израиль. Поэтому пришла такая идея. Понимаю, что звучит как утопия (сейчас), но как Вам такая идея в принципе: международная поддержка Израиля как духовного центра и еврейского народа как народа-священника? Спасибо. С уважением, Роман Читать дальше |
|
Чем больше мы отходим от Творца, полагаясь на себя и свой разум, тем сильнее деградируем?15 августа 2019 года, отвечает Рав Моше Сытин Доброго здравия вам. У меня родилась теория, касающаяся нравственной деградации человечества. Мне кажется, что, чем сильнее мы (современный социум) отходим от Творца, больше полагаясь на себя и свой разум, тем сильнее мы деградируем, приближаемся к точке падения. Древние люди (ну, многие из них, особенно евреи) были близки к Нему, в результате чего были нравственно чище, но со временем отдалились и начали усиленно разлагаться. А что вы думаете по этому поводу? Читать дальше |
|
Хочу заменить пищу солнечным светом. Реально ли такое?14 августа 2019 года, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемый рав! Хотелось бы, узнать Ваше мнение по поводу праноедения. Сейчас в интернете выложены подробные инструкции, как человеку действовать, чтобы перестать есть твердую пищу, питаясь взамен солнечным светом для того, чтобы быть всегда здоровым и отлично себя чувствовать. Этот вопрос очень важен для меня, потому как я последний год питалась только овощами и фруктами, незаметно для себя, не хочется есть вообще тяжелую пищу: курицу и прочее… И думаю перестать есть вообще, т.к. чувство голода в последнее время стало ослабевать. Наедаюсь малым количеством овощей. Потом обнаружила в интернете информацию о замене пищи светом. Реально ли вообще такое? Заранее спасибо! С уважением, Ольга Читать дальше |
|
«Больше, чем хозяин дома делает для бедняка, бедняк делает для хозяина дома». Что это значит?13 августа 2019 года, отвечает Рав Яков Гельфман Сказали наши мудрецы: «Больше, чем хозяин дома делает для бедняка, бедняк делает для хозяина дома» (Ваикра Рабба 34:8). Как это понять правильно? Читать дальше |
|
Неужели конец света придет стихийно, без нашего участия?12 августа 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые раввины и дорогая редакция Толдот! Скажите, почему не видно актуальных статей на тему приближающего будущего мира Царства Машиаха? Неужели мы не должны думать о будущем? Неужели все решится свыше, а не с нашим участием? Мы видим катастрофические изменения климата, вырождение жизни, стихийность финансовой системы, но разумного своего участия в этом всем не планируем (хотя оно очевидно недостаточно, и эффективность, не в ущерб гуманности, возможна). Неужели стихийность предрешена? Нет ли здесь решающего самообмана и недобросовестных интересов? И может ли быть стихийным разум? Не является ли это взаимоисключающими понятиями? Стихийность ведет к хаосу, а разум к порядку, но мы не планируем порядок. Почему? И чему учит Тора, если не образцу самоорганизации на определенном этапе, по примеру которого и предложено дальнейшее развитие? Именно так поступили США и Европейский союз, но тоже на определенном этапе, дальше которого противоречия модели стали определяющими. Или интересы этой модели стали так всеобъемлющи, что мы не можем даже констатировать и ее стихийность? В общем, очевидно: проблема стихийности есть и разумные решения парализованы ею. Что думает об этом Иудаизм? Спасибо. Михаил Читать дальше |
|
Если в иудаизме нет идеи жизни после смерти, то как же царь вызывал дух пророка Шмуэля?2 августа 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте! Общеизвестно, что иудаизм не поддерживает идею существования жизни после смерти. Тем не менее, в Библии описывается, как царь Давид обратился к гадалке, которые, кстати, тоже запрещены, и она вызвала дух Самуила для беседы. Как такое возможно? И какие причины таких противоречий? Спасибо. Читать дальше |
|
Если трагедия Чернобыля — это возмездие, то кому и за что?31 июля 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Недавно я посмотрел художественный фильм «Чернобыль» и был очень взволнован. Факты, которые я узнал, меня очень потрясли, мир был на грани катастрофы, и то, что она не произошла, — настоящее чудо. Но всё это как будто прошло незамеченным для большинства людей. Во время просмотра у меня возник вопрос. Всё, что происходит в мире, связано с тем, как евреи служат Всевышнему. Но, по-моему, последние десятилетия прошлого века в еврейском мире происходили изменения в лучшую сторону. И вот, когда я смотрел заключительную серию, в ней вскользь упомянули, что на земле, где сейчас находится Чернобыль, раньше были поселения поляков и евреев и что поляки устроили погромы евреям. Можно предположить, что это возмездие, но ведь больше пострадали украинцы, чем поляки. И все это произошло в Шаббат! Простите, я задаю вопрос, на который знает ответ только Б-г. Всё же, возможно, вам больше известно о причинах случившейся трагедии. Даниэль P. S.: Спасибо за предыдущие ответы. Читать дальше |
|
Применение психотронного оружия противоречит Б-гу и Его закону?28 июля 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. Допустит ли Б-г войну с применением оружия, действующего на мозг человека, на его психику с помощью биологической радиосвязи, которую исследовали Бехтерев, Дуров, Кажинский и другие? Говорят, такое оружие уже используется одной страной против граждан. Противоречит ли это Б-гу и Его закону? N. Читать дальше |
|
Почему ваш Машиах не решает духовных метаисторических задач, а дает только «политическую свободу?»21 июля 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Читаю материалы на Вашем сайте, слушаю видео — и аудиолекции. Очень познавательные и духовно глубокие. Спасибо за Вашу работу! Но заметил одно противоречие, которое как бы сквозной нитью прослеживается в материалах сайта. Вы везде делаете акцент, что главное — это будущий мир, и наша жизнь — это только путь к нему, награда и вся полнота жизни, полнота бытия будет в грядущем духовном мире. Одновременно с этим, когда дело заходит о Машиахе, для вас грядущего духовного мира как будто нет, вы знаете только наш мир. Машиах не решает у Вас духовных метаисторических задач, не решает самую главную проблему — смерти, не освобождает от власти дьявола, он дает только «политическую свободу» еврейскому народу. Но ведь политическая свобода может соединяться с духовным рабством, с духовной смертью. Израильтяне сейчас имеют «политическую свободу» (и само еврейское государство, собственно, уже возникло без Машиаха), но при этом «политически свободные» граждане могут быть духовными рабами, по своему духовному состоянию могут быть мертвы, могут находиться во власти йецер-ара и не иметь части в мире грядущем. Выходит, «политическая свобода» вообще нейтральна к настоящей духовной свободе, они — как две параллельные прямые. Праведник не нуждается в «политической свободе», которую ему должен дать Машиах. Почему тогда такой акцент в миссии Машиаха делается на столь бренных и недуховных вещах, как политика и иже с ней? Может, Машиах должен, все-таки, спасать душу человека для грядущего мира? Спасибо. Илья Читать дальше |
|
Много раз пытался понять и все равно не понимаю концепцию свободы воли...15 июля 2019 года, отвечает Рав Моше Сытин Здравствуйте! Много раз пытался понять и все равно не понимаю концепцию свободы воли. Помогите, пожалуйста, разобраться. Разве можно говорить о свободе воли, когда выбор, предоставляемый человеку, сводится к тому, чтобы: А) поступить хорошо и получить награду или Б) поступить плохо и получить наказание? В чем здесь свобода воли? Ведь нет никакого выбора? То есть весь мир для человека создан таким образом, что он либо будет поступать так, как хочет его Творец, либо будет наказан. Где же здесь ДОБРО, которое есть суть Творца? Если бы, например, человек мог украсть у другого и не получить никакого наказания, кроме собственного чувства вины, можно было бы говорить, что он свободен выбирать. А так разве можно? Поясните, пожалуйста. Спасибо. Читать дальше |
|
Кто вводит человека в искушение — Б-г или дьявол?14 июля 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Не так давно многие СМИ сообщили, что папа римский Франциск изменил текст молитвы «Отче наш». В утвержденном переводе слова «non ci indurre in tentazione», которые в синодальном переводе Библии звучат как «не введи нас в искушение», заменены на «non abbandonarci alla tentazione» — это можно перевести как «не дай нам впасть в искушение» или «не оставь нас во власти искушения». Старый перевод Франциск назвал плохим, ибо он порождал ошибочную интерпретацию, будто бы Бог принуждает людей к искушению. Отвечая на вопрос, может ли Бог вводить в искушение. Франциск заявил, что в искушение вводит не Бог, а дьявол: «Это я впадаю [в искушение], а не Он ввергает меня в искушение, чтобы потом наблюдать за моим падением. Отец так не поступает, отец помогает снова подняться». А что говорит об этом Тора? Читать дальше |
|
В Израиле прошел месяц ЛГБТ. Куда катится человечество?11 июля 2019 года, отвечает Рав Яков Шуб В Израиле прошел месяц ЛГБТ, повсеместно были парады гордости, и все это — на нашей Святой Земле. Да и вообще, посмотрите вокруг, во что превратился моральный облик человека, повсеместно разврат и блуд. Куда катится человечество? Извините за крик души. Читать дальше |
|
Чем выше святость при жизни — тем больше нечистота после смерти?3 июля 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Уважаемые раввины, мой вопрос связан с главой Хукат. Мы учим, что тело еврея после смерти передает туму (ритуальную нечистоту) внутри всего шатра, где лежит, а тело нееврея — только при прикосновении. И различие между, как говорят наши учителя, в знании Торы (Ор а-Хаим, Бемидбар 19:14). Другими словами, более высокий уровень тумы после смерти является следствием большей святости при жизни. Но, с другой стороны, в другом месте мы учим прямо противоположное. Написано в комментариях, которые собрал рав Цви Патлас в своем издании Хумаша с комментариями Рамбана: « В Мидраше (Ялкут Шимони, Мишлей 9) переданы слова пророка Элиягу: нет тумы в телах (умерших) мудрецов Торы…. А в Тосафот эти слова переданы так же, как их приводит Рамбан: (умершие) праведники не оскверняют…(Тосафот на Йевамот 61а)». То есть, тут мы учим: чем выше святость при жизни, тем ниже нечистота после смерти. Шавуа тов (хорошей недели). Читать дальше |
|
Стараться зарабатывать больше денег — хорошо?30 июня 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. В книге «Пиркей Авот» Рабан Гамлиэль говорил: «Хорошо сочетать изучение Торы с каким-либо ремеслом, ибо оба этих дела требуют напряженного труда, что отвлекает от греха». Я так понимаю, нужно учить, как вести себя в этом мире (Тора), чтоб выполнить свое предназначение и работать. Результат моей работы — деньги, их я стараюсь использовать на благо (обеспечить комфортную жизнь семье, откладываю на будущее, помогаю нуждающимся — 10% от дохода на сегодняшний день, в будущем хочу больше). Мой вопрос: значит, стараться зарабатывать больше денег хорошо? И, с Вашего позволения, еще два вопроса: 1. В том же трактате Гилель говорил: тот, кто пользуется короной [Торы в неприглядных целях], — сгинет. Но я каждый день сталкиваюсь с ситуациями, когда принимаю решения, исходя из знаний (хоть и незначительных) Торы. Вот, например, «люби мир, гонись за миром» я часто применяю в семье и бизнесе, когда стараюсь уйти от конфликтов и споров… «Люби людей, приближай их к Торе» — я использую, когда стараюсь объяснить близким и знакомым, что смысл жизни не в материальных благах. И таких примеров много. Так вот, вопрос: не использую ли я знания ради своей корысти, ведь мне, на самом деле, хорошо, когда мир, добро? И еще хочу спросить, можно ли нееврею читать молитвы из Сидура? Если нет, то, может, есть сборник молитв, которые можно? Спасибо. Читать дальше |
|
Правильно ли совершать моральный поступок по привычке?27 июня 2019 года, отвечает Рав Моше Сытин Уважаемый раввин, правильным ли будет совершение морального поступка по привычке? Я склоняюсь к мысли, что будет неправильным потому, что будет автоматическим и подсознательным. Читать дальше |
|
Меня смущают выражения вроде «еврейский Б-г»… Что, есть еще какой-то?!26 июня 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день! Вопрос от нееврейки, порвавшей с христианством и изучающей еврейское мировоззрение в течение года. Уважаемые раввины, читая материалы вашего и других еврейских сайтов, я довольно часто встречаю выражения типа «еврейский Б-г», «Б-г Авраама, Ицхака, Якова» — и аналогичные им. Они слегка смущают меня, так как в новоиспеченном монотеистическом сознании автоматически рождают вопрос: а разве есть еще какой-то «бог» (прах на уста!)? И почему вообще есть необходимость в «уточнениях» такого рода? И еще: обращаясь к Вс-вышнему в молитве, может ли нееврей быть уверен, что молитва его пойдет «по адресу», а не застрянет в неких духовных структурах-«ловушках»? Существуют ли они в принципе (подозреваю, что да, раз существует явление «авода зара»)? Благодарю за ответ! С уважением, Лариса Читать дальше |
|
Что за феномен такой — слезы?17 июня 2019 года, отвечает Рав Моше Сытин Здравствуйте, уважаемые раввины! Благодарю вас за вашу работу и ответы на многочисленные вопросы. Позвольте сегодня задать вопрос о слезах. Что, с точки зрения иудаизма, это за феномен такой? Для чего он человеку? Какая связь слез и души? Что вообще за этим всем стоит? Огромное спасибо. Читать дальше |
|
А есть ли на самом деле этот «иной мир», ради которого мы стараемся? Ведь оттуда — никаких известий...16 июня 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом, уважаемые раввины. Наверное, мой вопрос и рассуждения Вам покажутся глупыми и недостойными внимания. Хотелось просто поделиться с Вами своими сомнениями вот по какому аспекту. Скажу сразу, что я считаю себя человеком верующим и стараюсь вести себя так, чтобы не стыдно было перед Б-гом. Из-за страха наказания перед Б-гом я, в меру своих скромных человеческих возможностей, плохие поступки стараюсь не совершать. Иногда это удается, чем себя и радую. Но вот что в последнее время тревожит, когда смотрю на то, что происходит вокруг. А есть ли на самом деле этот «сказочный иной мир», ради которого мы стараемся? Ведь никто оттуда не приходил и не рассказывал, что он есть. Почему мы безоговорочно верим в это? Ведь, по-сути, мы верим словам простых (хоть и очень мудрых и достойных) людей из далекого прошлого. А, может, всё это была гигантская фальсификация, чтобы удерживать народ в повиновении? Ведь не бывает, наверное, простых честных работяг богатых, а посмотришь на наших нуворишей, олигархов, правителей, лопающихся от награбленного — и ничего... живы и здоровы. Живут долго и счастливо и потомкам своим оставляют награбленное, и не парятся они по поводу, что их ждет, якобы, ТАМ. А порядочный человек зачастую не может своему ребенку достойное образование дать из-за нехватки средств. Но он живет честно и не хочет после смерти попасть в ад. А есть ли всё это: ад, рай? Или мы, как в том анекдоте про еврейского мальчика-первоклашку, который отказался показывать «фигу» в небо по указанию учителя, потому что на небе никого нет, а на вопрос, почему он не хочет это делать, как все другие дети, ответил: «Если ТАМ никого нет, то это не имеет смысла, а если есть, то зачем сразу портить отношения?!» Несмотря на свои сомнения, я, конечно же, все равно буду стараться жить честно и по заповедям, но как же хочется хоть чуточку быть уверенным, что нас ТАМ ждут и верят в нас. А на мои вопросы мне отвечают, что, мол, на то она и ВЕРА, что мы верим и не подвергаем сомнению догмы, которые до нас еще были написаны нашими праотцами. Александр Читать дальше |
|
Есть ли в иудаизме возможность в одночасье удостоиться жизни в Будущем мире?11 июня 2019 года, отвечает Рав Яков Шуб Скажите, а есть ли в иудаизме возможность в одночасье удостоиться жизни в Будущем мире? Читать дальше |