Темы: Иштадлут, Цель творения, Война, Свобода выбора, Смерть, Болезни, Здоровье, Жизнь, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте уважаемый рабби! Если итог любой войны определяет Всевышний, зачем нужны танки и вертолёты? И если Всевышний выбирает, когда погибнет человек, зачем заповедь заботы о своём здоровье? Лиор
Здравствуйте, Лиор!
Вы задаете хороший вопрос. И особенно хорошо, что к вопросу о необходимости танков и вертолетов для победы Вы добавляете вопрос о заботе о здоровье ради продления жизни.
Ведь на самом деле вопрос действительно не об одном конкретном результате, которого мы пытаемся добиться, а о жизни вообще. Зачем предпринимать какие-либо усилия в какой бы то ни было области, если исход в любом случае определяется Б-гом?
Но тогда давайте пойдем еще дальше: зачем вообще Б-г создал человека с разными склонностями, в том числе — и к дурному, к злу? Надо было создать его только со склонностью к добру, и тогда не было бы вообще никаких войн, а сколько жизней было бы спасено! А также, ради спасения тех же жизней, не надо было создавать болезни, тогда и заботиться о здоровье не потребовалось бы.
Да и вообще — возни с этими несносными людьми, только всё портят. Надо было вообще без них, как лес в «Бэмби», который без человека-охотника — рай. И зачем эти люди с их неистребимыми недостатками и конфликтами? Без них гораздо легче было бы привести мир к гармонии и идиллии, не правда ли?
А ответ такой: да, без людей могло бы быть гораздо приятнее и спокойнее. Вот только цель сотворения мира тогда не была бы достигнута. Ведь эта цель — чтобы человек, именно с данной ему свободой выбора между добром и злом (которое поэтому должно существовать), выбирал добро и так совершенствовал мир и, прежде всего, себя — и за это получал награду в Будущем мире.
Поэтому, кстати, и существует в мире столько зла и страданий: мир был создан не для того, чтобы жизнь была хорошей, а для того, чтобы люди были хорошими. А они станут таковыми, только если будут бороться против зла, спасать других или помогать им, когда тем чего-то не хватает. Значит, должно быть в мире зло и недостаток самых разных нужных вещей, чтобы было в чем помогать.
Вот и ответ на наш вопрос здесь в том же духе: главное — не чтобы мир пришел куда-то, а чтобы человек куда-то его вел.
Не чтобы в мире что-то делалось, а чтобы человек что-то делал.
Чтобы что-то улучшал. Старался.
Поэтому когда мы говорим, что всё определяет Б-г, мы не имеем в виду, что по этой причине людские усилия бесполезны или бессмысленны. Нет, всё наоборот: с «точки зрения» Б-га, не цель человеческих усилий — то или иное положения вещей, а цель того или иного положения вещей — человеческие усилия. Либо цель, которая задана, чтобы человек к ней шел, либо нечто неприятное, но заданное для того, чтобы человек приложил максимум усилий во избежание плохого исхода.
(Разумеется, это и ответ на вопрос, почему, невзирая на наши усилия, цель может быть и не достигнута — даже, казалось бы, благая).
Это немного напоминает экзамены, которые проводятся не для того, чтобы поставить ученику какую-то оценку, а для того, чтобы побудить его готовиться и повторять материал, так лучше его усваивая.
Иными словами, этот мир — тренажер или спортивная трасса. Главное — не привести человека к тому или иному месту на трассе, а провести его через определенный круг испытаний, основным результатом которых не обязательно будет что-то хорошее в этом мире (хотя вполне может быть), но обязательно — что-то хорошее в самом человеке. Развить в нем то или иное положительное качество, побудить справиться с недостатком.
Вот и в отношении наших вопросов так. Да, Б-г определяет исход войн. Но они существуют либо для того, чтобы человек их избегал и решал конфликты мирным путем, — и тогда тем, кто сделал такой выбор, положена великая награда за спасенные жизни. Либо (если иначе нельзя) для того, чтобы таким образом добро побеждало зло — или хотя бы делало максимум усилий и так становилось еще «качественнее».
И угрозы для здоровья, и необходимость из-за этого о нем заботиться были созданы для того, чтобы человек следил за здоровьем, а также — чтобы всегда ценил свою жизнь и драгоценное время. А то, если благу ничто не угрожает, то благо и не ценится. И войны тоже, в том числе, поэтому созданы, и теракты: так мы видим хрупкость жизни и более бережно к ней относимся, и стараемся не упустить ни одной драгоценной минуты, и по мере возможностей наполняем каждую из этих минут смыслом.
Остается и дальше стараться «так держать», чего нам всем и желаю.
С уважением, Меир Мучник
Рав Натан Агрес
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Какова цель всего этого?..
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Захария Матитьяу
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его