Йосеф был доносчиком?20 декабря, отвечает Рав Яков Гельфман В главе Вайешев сказано: «И приносил Йосеф о них (о братьях) отцу славу дурную». Получается, что Йосеф доносил на своих братьев? Наше поколение выросло с представлениями, что доносы и наушничество аморальны. Значит ли это, что наши представления о морали неверны, или — что я неправильно понимаю значение этих слов? Чему нас должны научить эти строки? Т. Читать дальше |
|
Почему Авраам послушал Сару и согласился переспать с Агарь?19 декабря, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Охарактеризуйте, пожалуйста, действие Авраама, когда он послушал Сару и принял её предложение переспать с Агарь, чтобы Всевышний дал обещанное потомство. Почему Авраам так поступил? Сара сказала, и он пошел... Я не спрашиваю о доверии Всевышнему, но как муж он был несерьезен... Y. Читать дальше |
|
В раю человек был бессмертен. А животные?16 декабря, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Скажите, повествование об Эдеме — буквальное или аллегорическое? Если буквальное, то у меня вопрос насчет животных. Я так понимаю, что Древо Жизни было только для человека, значит, животные были смертны. Иначе они омрачали бы жизнь первых людей. Далее, они естественно размножались, потом стали бы конкурировать за ареал обитания. Как это всё бы контролировалось? В современном мире есть хищники, баланс в природе. А как было в Эдемском саду? Т. Читать дальше |
|
Если я принимаю испытание от Всевышнего с любовью, моя доля в Грядущем мире увеличивается?15 декабря, отвечает Рав Моше Аксельрод Доброго времени суток, уважаемый раввин. Вопрос простой: если мне приходит испытание от Всевышнего и я искренне, с любовью и благодарностью принимаю это испытание, увеличивается ли в этом случае моя доля в Грядущем мире? N. Читать дальше |
|
Откуда мы знаем, что «Эдом» — это западная цивилизация?13 декабря, отвечает Рав Менахем Эпель Откуда мы знаем, что «Эдом» — это западная цивилизация? Читать дальше |
|
Непонятно, как Б-г не пожалел Рахель...6 декабря, отвечает Рав Овадия Монасевич Добрый день! Вопрос по недельной главе: 1. Рахель спасла честь сестры и отдала своего любимого Лее 2. Лея каждый раз с претензиями к Рахель и ни разу не пожалела сестру, что она не рожает детей. 3. Когда Рахель попросила мандрагоры, так её и Лея отчитала, и Б-г оказал милость Лее. Даже с простой точки зрения вся эта ситуация кажется очень неприятной — именно поведение Леи. Ей вообще светила судьба выйти за Эсава. И вот её благодарность Рахели за добро, что сделала ей сестра. Печально это, и непонятно, почему еще Рахель и виновата, по комментариям мудрецов? Это какая бы женщина уступила своего жениха сестре?!!! А что получила от сестры? Упрёки, недовольство. Непонятно, как Б-г не пожалел Рахель?!!! Лею положили к праотцам, а Рахель при дороге. Очень-очень печальная история, и непонятно, за что такое бедной женщине. Читать дальше |
|
Где в Торе сказано, что Эсав был кровожадным убийцей, как его рисуют мудрецы?29 ноября, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте! Мой вопрос очень простой: где в Торе сказано, что Эсав был злобным убийцей, практически коварным садистом, ненавидящим своего брата-близнеца? Я читаю Тору, мне очень интересно читать Тору, но я вижу, что Эсав был честным, слегка простодушным парнем, который сперва искренне любил своего хитрого и трусливого вероломного шельму-брата, но потом, на мой взгляд, вполне справедливо обиделся на него. Хотя, ведь он так ничего плохого ему не сделал. Это я читаю на страницах Торы. Толкования мудрецов говорят обратное. Но мне эти толкования кажутся совершенно голословными, высосанными из пальца. В конце концов, наговорить можно, что угодно, но где в Торе сказано, что Эсав был кровожадным убийцей, как его рисуют мудрецы? И где в Торе сказано, что лгать родному брату, обманывать умирающего слепого отца, а потом лицемерить и изворачиваться — значит быть добродетельным, порядочным человеком? Возможно, я был резок в выражениях, но мне действительно хочется узнать ответ, это не троллинг. Где про это сказано в Торе? Где я упустил главное? Однако пока ни один человек не захотел мне ответить прямо. Только вокруг да около и уводят в сторону. Валерий Читать дальше |
|
Как связаны медь и змея?27 ноября, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня возник вопрос: нет ли какой связи между медью ( נחושת— нэхошет) и змеей ( נחש— нахаш), ведь их названия на святом языке однокоренные? К. Читать дальше |
|
Почему Авраам купил землю у Эфрона за 400 сиклей серебра?22 ноября, отвечает Рав Яков Гельфман Уважаемый Раввин! Разрешите вопрос. В Торе, Книга Берешит, сказано, что Патриарх Авраам купил участок земли, на котором похоронил супругу Сарру. И стало поле Ефрона, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраама… Значит, Поле. Пещера. Деревья. И пределы вокруг. Транзакция была осуществлена на законных основаниях. У сторон сделки никаких претензий. Сумма — 400 сиклей серебра. МЕНЯ СМУЩАЕТ ОДИН МОМЕНТ. Зачем Патриарху Аврааму нужно было покупать то, что ВСЕВЫШНИЙ Ад-най Б-г дал Аврааму даром — всю территорию Израиля? Это поле было и так уже его. Как сказал Ефрон Хеттеянин — Авраам Князь Божий. Ефрон Хеттеянин — хотел отдать даром эту территорию для погребения, но Авраам настоял. Зачем Аврааму нужно было заплатить — ВЕДЬ САМ Б-Г ОБЕЩАЛ И ДАЛ ЕМУ ЭТУ ЗЕМЛЮ ДАРОМ? Искренне смиренно благодарю. Читать дальше |
|
Был ли обрезан Адам?21 ноября, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом, уважаемые Раввины! У меня возник вопрос. Был ли обрезан Адам? Было ли обрезание до Авраама? И почему данная мицва (заповедь) началась с Авраама, а не с Адама или Ноаха, или Шема? Алексей Читать дальше |
|
Почему было именно три праотца?17 ноября, отвечает Рав Менахем Эпель Добрый день. Такой вопрос: почему было именно три праотца? Почему именно три праотца упоминаются рядом: «…Б-г Авраама, Б-г Исаака и Б-г Иакова…»? Такое чувство, что в этом сокрыто что-то очень важное. У Измаила, например, было сразу 12 потомков. А вот 12 колен Израиля — только после троих отцов. Читать дальше |
|
Всевышний повелел Аврааму принести в жертву Ицхака или попросил?15 ноября, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Перед утренней молитвой читают историю (Бэрешит 22), как Творец повелел нашему праотцу Аврааму принести в жертву своего любимого сына Ицхака. Было ли это повелением или просьбой? Если просьбой, означает ли это, что Аврааму была дана возможность отказаться, ведь он не знал, что это проверка? Спасибо, Б. Читать дальше |
|
Авраам научил своих детей колдовству?13 ноября, отвечает Рав Нахум Желязник У меня вопрос про подарки, которые Авраам дал сыновьям своих наложниц. Я слышал, что он научил их колдовать. Зачем? Как-то не подходит для Авраама заниматься такими вещами. Заранее спасибо. Читать дальше |
|
Почему Авраам из-за голода отправился в Египет, подвергнув Сару опасности?8 ноября, отвечает Рав Арье Гальчук Здравствуйте, уважаемый раввин! Почему Аврам из-за голода стал рисковать Сарай? Тем более, голод был только в одной этой стране? Фараон страдал из-за его обмана — в чём справедливость? Александр Читать дальше |
|
Сара, предложив Аврааму Агарь, сильно осложнила судьбу еврейского народа, да и мира в целом...6 ноября, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте. Прошу Вас помочь осмыслить и понять (через призму женского и «политического» современного светского взгляда) действия, совершенные Сарой по отношению к Агарь. Агарь — египтянка и рабыня, т.е. ожидать какой-то духовности и достойного продолжения рода от нее неразумно. Язычница, привыкшая к труду и покорности, покинувшая свой народ. Зная об этом, Сара, в принципе, осознанно предложила свою служанку Аврааму. Т.е. предположить, что Агарь возгордится, это логично. И даже объяснимо т.к.: 1. ограниченна и простовата; 2. посвятила свою жизнь семье не из своего рода; 3. 9 месяцев вынашивала ребенка; 4. реализовала желание Сары. Любая женщина (Сара в том числе) в такой ситуации не застрахована от йецер а-ра (дурного побуждения), тем более, Агарь (недуховное «существо» следует своим инстинктам как маленький ребенок или слепой котенок, у которого нет свободы выбора, соответственно, и потомство такое же). По-человечески очень жаль девушку. Молодая женщина, у которой, несмотря на уход из Египта (от своего народа), была перспектива создать собственную семью даже в чужом для нее племени. Но своё пребывание в чужом племени она посвятила реализации желания Сары и Авраама. Как можно оправдывать Сару в этом, утверждать, что она поступила правильно, выгнав ее с ребенком в пустыню? Зародыш проблемы — в слабой вере и отсутствие упования Сары, а не в амбициях служанки. Высокомерие, возникшее у служанки, — это результат неграмотного деяния ее госпожи. Тем более, у Сары был дар пророчества. Если Сара не ошиблась и это план Творца, тогда последствия этой истории, которые очень осложнили судьбу еврейского народа, да и мира в целом, необходимы для меры управления Единства? А. Читать дальше |
|
Кто такой Б-жий Дух?3 ноября, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Хотелось бы прояснить, кто такой Божий Дух. Как Тора и Иудаизм определяет это понятие? Это Ангел или некая безличная сила? Или это сущность Самого Всевышнего? Имануэль Читать дальше |
|
Если мы все — потомки Ноаха, то почему все люди так различаются внешне?1 ноября, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! У меня такой вопрос. Если мы все являемся потомками Ноя, то как можно объяснить, что все люди настолько разные: разные национальности, темные, белые люди… Я не расист:) Но просто задумываюсь о том, как тогда это возможно. Можно предположить, что начало — не одно? :) Спасибо)) Не знаю, может, это глупый вопрос, но вот задумалась ) Мария Читать дальше |
|
Почему Б-г разгневался на Билама, если Сам разрешил ему идти?31 октября, отвечает Рав Овадья Климовский Чис 22:20-22: «И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе. Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его». Почему Бог хотел поразить Валаама, если разрешил ему идти? Влад Читать дальше |
|
Как понимать слова Коэлета: «Время разбрасывать камни и время собирать камни»?18 октября, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Как понимать слова Коэлета: «Время разбрасывать камни и время собирать камни?» Спасибо. Читать дальше |
|
Не могу понять назначение козла отпущения…6 октября, отвечает Рав Нахум Желязник Здравствуйте! Никак не могу понять назначение козла отпущения. Ведь если кровью первого козла, который по жребию был для Господа, очищалась Скиния собрания, а также очищался народ Израиля от грехов их, то для чего нужен был козел отпущения, который нес на себе грехи Израиля? Ведь первый козел своею кровью уже освобождал Израиля от грехов и преступлений. То есть, по сути, для очищения народа Израиля было достаточно крови одного козла. Тогда какие грехи нес на себе козел отпущения? Юрий Читать дальше |
|
Почему предписано жениться на вдове брата, если тот умер бездетным?13 сентября, отвечает Рав Меир Мучник К главе Ки теце. Здравствуйте! В чем заключается смысл левиратного брака (ибум)? Почему вдова человека, умершего бездетным, должна выйти именно за его брата, а он — взять именно ее, вместо того, чтобы каждому связать свою судьбу с тем, кто придется по душе? Читать дальше |
|
Когда пытаюсь раскаяться, ощущаю, что недостоин измениться12 сентября, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, я неоднократно пытался раскаяться и встать на новый путь, но каждый раз, когда думаю о прошлом, меня очень утруждают мысли о прошлых поступках и иногда даже кажется, что я недостоин измениться. Я не делал ничего слишком плохого, просто жил как все, брал, что плохо лежит, говорил неправду, когда это было удобно, и т.п. Но всё равно на душе нехорошо. Как мне пересилить себя? N. Читать дальше |
|
В каком пространстве и времени существует рай?29 августа, отвечает Рав Менахем Эпель Рай существует в пространстве-времени? Или где? Больше спасибо. Ари Читать дальше |
|
Гордость — всегда грех?20 августа, отвечает Рав Моше Аксельрод Шалом, уважаемый Рав! Гордость, конечно, отрицательное качество и грех. В книге Мишлей говорится: «Страх пред Господом — ненавидеть зло: гордость и высокомерие, и путь зла, и извращенные уста я ненавижу» (Мишлей 8:13). Но как это согласовать со словами пророка Ирмеягу: «Так сказал Господь: да не хвалится (гордится) мудрец мудростью своею и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что он разумеет и знает Меня, что он постигает и познаёт Меня, что Я — Господь, творящий милосердие, правосудие и справедливость на земле, ибо лишь это желанно Мне…» (Ирмеягу 9:22, 23). Получается, есть допустимая гордость? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Почему Всевышний не простил Моше?18 августа, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом! Читаю сейчас Дварим 4:21. Почему Всевышний не простил Моше? Мне это кажется несправедливым. Я понимаю: кому больше вверено, с того и спрос больше, но почему нельзя было простить его? Тем более он (Моше) не раз указывает, что Всевышний прогневался на него по вине еврейского народа. Лидия Читать дальше |
|
Откуда взята вторая строчка молитвы «Шма Исраэль»?16 августа, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом браха! У меня есть вопрос, хотелось бы получить на него ответ. Откуда в Шма Исраэль взята 2-ая строчка, какое у нее происхождение? И почему в Шма есть момент паузы и момент, где читают шепотом? Эмиль Читать дальше |
|
Есть ли в Торе пророчества о разрушении Второго Храма?12 августа, отвечает Рав Овадья Климовский Есть ли в Торе пророчества о разрушении Второго Храма и последующем изгнании? Сергей, Москва. Читать дальше |
|
За что Б-г наказал еврейский народ изгнанием на такой большой срок?6 августа, отвечает Рав Давид-Йеуда Вертлиб За что Б-г наказал еврейский народ изгнанием и потерей государства 2000 лет назад, на такой большой срок? Были ли об этом пророчества? А. Читать дальше |
|
Есть ли в еврейской Традиции сведения о том, как выглядят ангелы?4 августа, отвечает Рав Менахем Эпель В книге Шофтим (гл. 13) есть место, где жена Маноаха, рассказывая мужу о посещении её Ангелом, говорит о виде этого Ангела (возможно, о внешнем виде): «весьма почтенный». Значит ли это, что она уже имела представление о том, как должен выглядеть Ангел Божий? Или это указание на необычайный для простого человека вид? Есть ли в еврейской традиции какие-либо сведения (мидраши) насчет того, как должны выглядеть Ангелы (не просто посланники из людей)? Спасибо! Евгений Читать дальше |
|
Почему Моше изменил имя только Йеошуа, а не всем разведчикам?28 июля, отвечает Рав Яков Гельфман Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему Моше не поменял имена всем разведчикам, так, как он это сделал Йеошуа, коль скоро это могло помочь и Моше вполне осознавал опасность для остальных? И ещё: Раши объясняет, что на момент выбора — они были достойными, но уже при выходе в разведку перестали быть таковыми. Означает ли это, что сам факт выбора оказался решающим? С. Читать дальше |
|
Что означают слова «не будите и не пробуждайте любовь, пока не пожелает она»?28 июля, отвечает Рав Менахем Эпель Шалом. Что означает стих «Заклинаю вас, дочери Иерусалима, газелями и ланями полей: не будите и не пробуждайте любовь, пока не пожелает она» (Шир а-Ширим 2:7)? Почему эти слова повторяются несколько раз? Заранее спасибо за ответ. С уважением, Ривка Читать дальше |
|
Запрещено употреблять в пищу части тела ещё живого животного. Кому и зачем это нужно делать?21 июля, отвечает Рав Менахем Эпель Уважаемый раввин! Одна из заповедей для Бней Ноах запрещает употреблять в пищу части тела ещё живого животного. Звучит это, мягко говоря, довольно странно. Прошу Вас объяснить суть заповеди и, по возможности, со ссылкой на первоисточник. Спасибо. Читать дальше |
|
Почему Б-г вообще имел общение с таким человеком, как Билам?19 июля, отвечает Рав Зеев Урман Шалом! Вопрос о Биламе. Скажите, почему Б-г вообще имел хоть какое-то общение с таким человеком, как Билам (пусть даже под именем Элоким)? Или давал Биламу такую возможность — обращаться к Нему? С уважением, Дмитрий Читать дальше |
|
Почему Моше сделал именно змея?12 июля, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Когда Израильский народ был поражаем в пустыне змеями, почему Моше сделал именно змея, почему не цветок или еще что-то? Почему именно то, что поражало, именно это должно было и исцелить? Игорь Читать дальше |
|
Чем Тора отличается от Библии?9 июля, отвечает Рав Овадья Климовский Я изучаю Библию, Старый завет — Бытие, и хочу понять, откуда появилось разночтение Торы, ведь Старый завет — это же то же «Пятикнижие». Откуда взялась Библия и ее все нынешние переводы? Где есть взаимосвязь Торы и Библии? Понимание их различия, взаимосвязи, истинности и т.д. С. Читать дальше |
|
Удалось ли сыновьям Кораха выбраться из Ада живыми?5 июля, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый р. Климовский! Я не слишком часто Вас спрашиваю?: ) Как-то не получается у меня учить РАШИ самостоятельно… Речь идёт о выступлении Кораха и его сторонников против Моше. Раши пишет, комментируя стих «Сыны же Кораха не умерли» (Бэмидбар 26:11): «…во время возмущения они испытали раскаяние в сердце своем, и потому для них в Геиноме было отгорожено высокое место, и они сидели там». Что это значит? Ведь Тора говорит, что и Корах не умер, а сошел живым в преисподнюю (Бэмидбар 16:33: «И сошли они со всем принадлежавшим им живыми в преисподнюю, и покрыла их земля, и исчезли они из среды общества»). Удалось ли сыновьям Кораха выбраться из Геинома живыми? Заранее спасибо за ответ. Александр Читать дальше |
|
Почему Б-г поставил руководить строительством Мишкана не левита?4 июля, отвечает Рав Арье Гальчук Шалом! Любопытно, почему Бог назначил Бецалэля, человека из колена Йеhуды, построить принадлежности Мишкана, а не из Левиим. Ведь Он Сам говорил, что все работы и службы Храма должны выполнять только Левиим? Давид Читать дальше |
|
Зачем Моше отправил разведчиков в землю Кнаан, если знал, что это опасно?26 июня, отвечает Рав Бенцион Зильбер В нашей главе Шлах написано: «Это имена мужей, которых послал Моше высмотреть землю. И назвал Моше Ошею, сына Нуна, Йеошуа» (13, 16). Раши говорит, что Моше молился за него: «Пусть Б-г тебя спасет от замысла разведчиков». Раз, по Раши, Моше видел опасность посылки разведчиков, почему же он это сделал? Зачем было посылать? Читать дальше |
|
Почему Тора описывает события, произошедшие после ее дарования?14 июня, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. У меня такой вопрос. Как Тора была дана Мойше на горе Синай и описывает события, произошедшие уже после дарования Торы, как то грех золотого тельца, скитания по пустыне и др., то есть получается будущее? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
В чем различие между самыми известными комментариями к Торе?13 июня, отвечает Рав Моше Сытин Здравствуйте! Подскажите, в чем различие между самыми известными комментариями к Торе? Например, говорят, что РаШи сильно мистифицирует простые вещи. Чьи комментарии Вы бы посоветовали начать читать? Большое, спасибо! Читать дальше |
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его