Темы: Ненависть, Наказание, Галут, Храм, Пророчество, Разрушение Храма, Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗа что Б-г наказал еврейский народ изгнанием и потерей государства 2000 лет назад, на такой большой срок? Были ли об этом пророчества? А.
Уважаемый А.,
Прежде всего, стоит определить суть понятия «изгнание» — откуда нас изгнали и за что. Наше изгнание, вернее, четвертый и заключительный этап — это изгнание Эдома, или римское изгнание, которое продолжается уже около 2000 лет. На самом деле, изгнание началось гораздо раньше, еще с разрушением Первого Храма в 3338 году. При этом важно отметить, что изгнание — это не рассеяние евреев по всему миру. Ведь вплоть до разрушения Второго Храма евреи жили довольно компактно, на одной территории, и даже в некоторые периоды времени имели государственную независимость. Изгнание, или галут, это духовное понятие, значение которого — отсутствие духовного единства между евреями на основе Торы и, как следствие этого, неизбежный разрыв с Творцом.
Пророки Ирмияу, Захария, Амос, Йехезкель постоянно предупреждали народ о нависшей над ним опасности. Пророчества об изгнании есть и в самой Торе в книгах Ваикра и Дварим:
«И осквернилась земля, и Я взыскал с нее за вину ее, и изрыгнула земля своих жителей… Да не изрыгнет земля вас, если вы ее оскверните, как изрыгнула народ, бывший до вас» (Ваикра, 18:25,28).
«И возгорится гнев Г-спода на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой доброй земли, которую Г-сподь дает вам» (Дварим 11:17).
«Уведет Г-сподь тебя и твоего царя, которого поставишь над собой, к народу, не знакомому ни тебе, ни отцам твоим. И будешь ты там служить божествам иным — дереву и камню. И станешь притчей и посмешищем среди всех народов, к которым отведет тебя Г-сподь» (Дварим, 28:36,37).
«И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли» (Дварим, 28:64).
Царь Давид, который жил задолго до этих событий и вел победоносные войны, пророчит в 79 псалме разрушение Иерусалима и осквернение Храма:
«Пришли чужеземцы в Твой надел, осквернили Твой святой Храм, Иерусалим превратили в руины. Трупы Твоих слуг отдали на съедение небесным птицам, плоть Твоих праведников — полевым зверям. Проливали кровь, как воду, вокруг Иерусалима — и некому их похоронить. Стали мы посмешищем для наших соседей, опозорены и посрамлены среди окружающих нас. До каких пор, Г-сподь, Ты будешь гневаться? Вечно ли будет пылать, как огонь, Твоя ревность?»
Из Торы в разделе Ки Таво (Дварим 28:15—69), а также из Мегилат Эйха видно, что эти пророчества осуществились в мельчайших деталях. Прочитайте эти страшные слова, они найдут отклик в любом сердце.
Говорят наши мудрецы, что причиной разрушения Второго Храма и изгнания стала синат хинам — беспричинная ненависть евреев друг к другу, то есть ненависть, которая не имеет никакого рационального объяснения. Еще сказали мудрецы, что каждое поколение, при котором Храм не был восстановлен, — как будто бы разрушило его. Если посмотреть на поведение евреев и их отношение друг к другу, то вопрос, почему мы до сих пор в изгнании и почему оно не прекращается так долго, к большому сожалению, отпадет сам собой. Существование нашего мира с момента Творения ограничено 6000 лет. К концу этого срока обязательно наступит Избавление, но это не значит, что оно не может прийти и раньше: своими поступками по отношению к окружающим мы можем исправить себя и, следовательно, весь мир, и ускорить, или, не дай Б-г, задержать Избавление.
С уважением, Давид-Йеуда Вертлиб
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Rabbi, ist das koscher?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Стена Плача
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его