Темы: Пиркей Авот, Каббала, Ишмаэль, Яаков, Авраам, Ицхак, Праотцы, 12 колен Израиля, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Такой вопрос: почему было именно три праотца? Почему именно три праотца упоминаются рядом: «…Б-г Авраама, Б-г Исаака и Б-г Иакова…»? Такое чувство, что в этом сокрыто что-то очень важное. У Измаила, например, было сразу 12 потомков. А вот 12 колен Израиля — только после троих отцов.
Здравствуйте!
Спасибо за интересный вопрос.
Действительно, в Торе ничего случайного нет, тем более, когда речь идёт о формировании еврейского народа. Начнем с фундамента. Вавилонский Талмуд (Брахот 16 б) приводит изречение мудрецов более ранних поколений: «Учили мудрецы: называют отцами только троих (т.е. Авраама, Ицхака и Яакова, не включая двенадцать родоначальников колен), и называют матерями только четверых (т.е. Сару, Ривку, Лею и Рахель, не включая Билху и Зилпу)».
Талмуд обсуждает причины этого: «Если предположим: причина в том, что мы не знаем, от Реувена мы произошли или от Шимона, то ведь и в отношении матерей то же самое — мы не знаем, от Рахели мы произошли или от Леи. (И, тем не менее, и Рахель, и Лея считаются праматерями, значит, причина не в этом). А (причина в том, что) до этого (поколения до трех праотцев и четырех праматерей включительно) — важные, а после этого (следующие поколения, включая родоначальников колен) — не важные».
Казалось бы, есть простое объяснение тому, что только Авраам, Ицхак и Яаков называются праотцами: потому, что только они предки всего еврейского народа, а с родоначальников колен уже начинается разветвление. Но Талмуд отвергает это объяснение и приводит другое: есть какое-то существенное различие между тремя праотцами и четырьмя праматерями, с одной стороны, и всеми последующими поколениями, включая даже самых великих людей, с другой.
И следует разобраться, что именно Талмуд имел в виду. Ведь нельзя же понять буквально: что Авраам, Ицхак, Яаков, Сара, Ривка, Рахель и Лея — «важные», а, скажем, Реувен, Шимон, Моше, Аарон, Давид, Билха, Зилпа, Мирьям, Двора и Эстер — неважные.
Прежде чем перейдем к объяснениям, отметим, что слово «отец» (ав) означает в святом языке не только «родитель», но и «общее правило». Так, например, есть 39 работ, запрещенных в субботу. И каждая из них называется «отец работы», «общий принцип», так как каждая такая работа имеет «порождения», то есть другие работы, которые запрещены в силу подобия «отцу».
Основываясь на этом, легче понять, почему именно три праотца — «важные». Потому, что только они каким-то образом повлияли на сущность всего, без исключения, еврейского народа. Чего нельзя сказать обо всех остальных его представителях, даже величайших.
Теперь следует выяснить, в чем конкретно заключается это влияние. В комментариях упоминаются три основных аспекта:
1) Некоторые ришоним (ранние комментаторы) отмечают, что об особом значении праотцев сказано в стихе из книги Шмот (3:15), где Всевышний называет Свое Имя рядом с именами праотцев и говорит, что это — Его Имя вовеки: «И сказал еще Б-г Моше: так скажи сынам Исраэля: Господь, Б-г отцов ваших, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова послал меня к вам. Вот имя Мое навеки, это память обо Мне из рода в род».
2) Рамбан (в комментарии к Берешит 12:6), цитируя мудрецов Устной Традиции, приводит следующее важное правило: «Всё, что произошло с отцами (перед этим он отмечает, что речь идёт именно об Аврааме, Ицхаке и Яакове), — это знак для потомков». Имеется в виду, что все, даже, на первый взгляд, неважные события, которые произошли с праотцами и описаны в Торе, получат свое отражение в жизни их потомков.
3) Сказано в Мидраше (Берешит Рабба 47:6): «Праотцы являются колесницей». То есть, как колесница целиком и полностью подчиняется наезднику, так праотцы всецело были подчинены Творцу. Причём каждый из праотцев являлся воплощением одного из атрибутов Всевышнего: Авраам — воплощение атрибута Хесед (милосердие, распространение), Ицхак — воплощение атрибута Гвура (ограничение, суд, сила), Яаков — воплощение атрибута Тиферет (великолепие, милосердие) который является органичным соединением двух предыдущих атрибутов.
И эти качества они передали по наследству всем своим потомкам. Основываясь на этом, Маараль объясняет слова Талмуда (Йевамот 79 а) о том, что евреи «милосердны, стыдливы, склонны к благотворительности». Маараль говорит, что милосердие евреи унаследовали от Яакова, стыдливость — от Ицхака, стремление к благотворительности — от Авраама.
Теперь можно ответить на Ваш вопрос: почему праотцев именно трое. Для этого вернёмся к сказанному выше: Авраам, Ицхак и Яаков являются воплощением трёх атрибутов Всевышнего: Хесед, Гвура и Тиферет. В каббалистических книгах сказано, что десять сфирот — атрибутов, через которые происходит раскрытие Всевышнего в мире, — построены по трем линиям.
Правая линия — Хесед, левая — Гвура, средняя — Тиферет. То есть, эти три атрибута лежат в основе всего. В основе Творения в целом и отдельных творений в частности. Так сказано в трактате Авот (1:2): Шимон-праведник был последним из [мудрецов] Великого собрания. Он часто повторял: «На трех основах стоит мир: на [изучении] Торы, на служении Б-гу и на добрых делах». Добрые дела — Хесед, служение — Гвура, изучение Торы — Тиферет.
Все человечество произошло от трёх сыновей Ноаха — Шема, Хама и Йефета. И в каббалистических книгах сказано, что и они «соответствуют» трем упомянутым линиям. И у каждого человека есть правые конечности — линия Хесед, левые конечности — линия Гвура, туловище — Тиферет. Так и в основе еврейского народа — эти три линии: линии Авраама, Ицхака и Яакова. И сейчас тоже еврейский народ построен по трем этим линиям: коэны — Хесед, левиты — Гвура, исраэль — Тиферет.
Тема не исчерпана, есть ещё много интересных фактов (Хесед), но, с другой стороны, нужно вовремя остановиться (Гвура) — так, чтобы получился не слишком длинный, но вместе с тем достаточно полный ответ (Тиферет).
С уважением, Менахем Эпель
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Основное содержание — этическое учение
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Реувен Пятигорский
Авраам, родился в 1948 году от Сотворения мира
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пиркей Авот, сборник изречений мудрецов Торы»
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Овадья Климовский
И где остальные?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Зеев Урман
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его