Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли в еврейской Традиции сведения о том, как выглядят ангелы?

Темы: Пророчество, Пророки, Страх, Праведники, Ангел, Комментарии

Отложить Отложено

В книге Шофтим (гл. 13) есть место, где жена Маноаха, рассказывая мужу о посещении её Ангелом, говорит о виде этого Ангела (возможно, о внешнем виде): «весьма почтенный». Значит ли это, что она уже имела представление о том, как должен выглядеть Ангел Божий? Или это указание на необычайный для простого человека вид? Есть ли в еврейской традиции какие-либо сведения (мидраши) насчет того, как должны выглядеть Ангелы (не просто посланники из людей)? Спасибо! Евгений

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Евгений!

Спасибо за интересный вопрос. Ответ на него стоит разделить на две части. Сначала поговорим о том, что увидела жена Маноаха, а потом посмотрим, что говорит еврейская Традиция о «внешнем виде» ангелов.

1) В книге Шофтим (13:3) сказано: «И явился ангел Господень жене [Маноаха]…» А затем (13:6) рассказывается, как жена сообщила Маноаху о происшедшем: «И пришла жена эта, и сказала мужу своему так: человек Божий приходил ко мне, а вид его — как вид ангела Б-жия, страшен очень…»

Возникает закономерный вопрос: откуда жена Маноаха знала, как выглядит ангел? Прежде, чем ответить на этот вопрос, следует разобраться, кто, собственно, явился жене Маноаха. Согласно простому смыслу текста, это был ангел. Таргум (перевод на арамейский язык, который одновременно является комментарием), говорит, что это был пророк. Существует также мнение, что это был Пинхас, которого называли «ангел Господень».

Если это был человек (пророк или Пинхас), то понятно, почему жена Маноаха называет его «человек Б-жий». И, даже если это был ангел, то, как пишет комментарий «Мецудат Давид», жена Маноаха приняла его за пророка. Почему же она добавляет, что его вид — как вид ангела? Это объясняется в классическом комментарии Радака: многие люди полагают, что вид ангела внушает страх. То есть, как Вы и пишете, даже не имея представления о том, как выглядит ангел, жена Маноаха, ощутив страх, предположила, что ей явился ангел.

Подведем итог: жена Маноаха не знала, как выглядят ангелы. Кроме того, если принять мнение тех комментаторов, которые полагают, что это был ангел, можно сделать вывод: ангелы являются людям в виде человека, внушающего страх.

2) Теперь о внешнем виде ангелов в еврейской традиции. Начнем с того, что ангел является творением духовным и, следовательно, не имеющим какой-либо пространственной формы. Как сказано в ответе о форме души, если в еврейских источниках и говорится о каких-либо формах в связи с духовными объектами, то это делается только для того, чтобы облегчить нам понимание, и это не следует воспринимать буквально. Это — об «облике ангелов» как таковом. Другое дело, когда речь идёт о том, как ангелы выглядят, когда они являются людям. Тут я бы посоветовал посмотреть ответ «Летающие тарелки — средства передвижения для небесного воинства?». Там приводится выдержка из книги известного каббалиста раби Меира Габая о возможности увидеть ангела. Приведу коротко часть этого ответа:

Эта книга («Аводат а-Кодэш») делит человеческое восприятие ангелов на два вида:

1) С первым видом мы имеем дело, когда в Танахе говорится о явлении ангела, который не называется «иш» — «человек». Здесь, в свою очередь, есть два уровня. Первый — это «постижение в видениях разумной души». Его удостаивается человек, достигший пророческого уровня, хотя само это видение находится на более низкой ступени, чем пророчество. Пример — видения Даниэля (см. Даниэль 9:21, 10:4). Второго, более низкого, уровня удостаивается человек, не получивший пророческого дара. Этот уровень называется «открытие глаз». Пример этому — слуга Элиши. Еще примеры: Агарь — служанка Авраама (см. Берешит 16:7-13) и Билам, который на момент явления ангела не находился на пророческом уровне (см. Бемидбар 22:31-35). На обоих этих уровнях видение нематериально.

2) Со вторым видом мы имеем дело, когда Танах называет ангелов — людьми. Примеры: «И остался Яаков один, и боролся человек с ним до восхода зари» (Берешит 32:25), «И заметил его [Йосефа] человек, что вот он блуждает по полю, и спросил его человек этот, говоря: “Чего ищешь ты?”» (Берешит 37:15). Здесь речь идет об ангелах, которые облачаются в «воздушное тонкое тело, которое видят благочестивые и чистые душой люди». Причем есть мнение, что благочестивые люди могут видеть таких ангелов постоянно, но обычные люди тоже иногда удостаиваются их увидеть.

Далее раби Меир Габай отмечает: что когда речь идёт о двух последних уровнях («открытие глаз» и «облачение в тонкое тело»), то ангелы выглядят как люди. А первый уровень («видения разумной души») — иной. Видимо, он хочет сказать, что в «видениях разумной души» ангел может представать и в другом виде. Возможно, сюда следует отнести видение пророка Йешаяу (6:2): «Пред Ним стоят серафимы; шесть крыльев, шесть крыльев у каждого из них …»

В заключение приведу замечательное, на мой взгляд, высказывание раби Цадока из Люблина из его книги «Беседа ангелов служения» (в вольном переводе с небольшими сокращениями): «Совершенному человеку, который знает, что единственная цель, ради которой он сотворен в этом мире, — это выполнять волю Б-га, и для этого он сюда послан, воистину подходит название “ангел”. Ибо его сердце постоянно направлено только на служение Всевышнему и исполнение своего предназначения и Его воли. Подобно тому, как человек называется “портной” или “врач” по названию профессии, которая его полностью занимает, так и этот человек будет называться “ангел”. И так мы видим (в книге Малахи 2:7): “Ибо уста священника [должны] хранить знание, и Тору [должно] искать из уст его, ибо посланец (букв. ангел) Господа Воинств он”».

Отсюда ещё один ответ на Ваш вопрос: хотите увидеть ангелов — посмотрите на людей, известных своей праведностью.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его