Темы: Вавилонская башня, Речь, Народы мира, Галут, Ноах, Национальность, Вавилон, Бней Ноах, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! У меня такой вопрос. Если мы все являемся потомками Ноя, то как можно объяснить, что все люди настолько разные: разные национальности, темные, белые люди… Я не расист:) Но просто задумываюсь о том, как тогда это возможно. Можно предположить, что начало — не одно? :) Спасибо)) Не знаю, может, это глупый вопрос, но вот задумалась ) Мария
Здравствуйте, Мария!
Вы задаете хороший вопрос. Не беспокойтесь, в расизме Вас никто здесь подозревать не будет. Вопрос полностью правомочный.
Что касается ответа, начнем с того, что даже в одной семье все дети обычно не выглядят одинаково. Есть семьи, где у всех детей один определенный и узнаваемый тип лица, но всё равно они не одинаковы. А есть и случаи, в которых, не зная, что эти люди — братья или сестры, по внешности и не скажешь. Да и характеры тоже обычно в чем-то схожие, но в чем-то различаются.
Этим уже объясняется существование разных национальностей, например, в пределах одного континента. В принципе, европейцы — белые, представители христианской цивилизации. Ну, у южан типа испанцев и итальянцев более горячий темперамент и временами более темный оттенок кожи. Но отличить русских, украинцев, поляков, немцев и англичан друг от друга вовсе не всегда возможно. И, тем не менее, это разные национальности и менталитеты, нередко враждебные друг другу.
Так что вполне могут люди с общими предками быть разных национальностей. Конечно, целые нации — не просто «братья в одной семье», и характер их формируется постепенно. Но такой была жизнь на протяжении большей части истории, до недавних времен: средства транспорта и связи были весьма ограничены и большинство людей мало соприкасались друг с другом, а когда соприкасались, то только с ближними соседями, а не с дальними.
Поэтому у каждой общины формировался свой язык и менталитет; территориально близкие общины могли влиять друг на друга и, в конечном счете, объединяться (с грехом пополам) в одну нацию, а далекие — меньше. Так и формировлались разные национальности.
Но и расы тоже. Тора (Берешит 10) приводит список основных народов, произошедших от упомянутого Вами Ноаха (Ноя). Среди них есть и Куш, от которого произошли эфиопы и другие африканцы.
Но Вы спрашиваете: как могли люди разных цветов кожи произойти от одного человека?
Простой ответ: как раз по мнению науки все люди изначально происходят из одного региона. До сих пор ученые склонялись к теории, согласно которой первые люди жили в Центральной и Восточной Африке и были темнокожими, что в той климатической зоне обеспечивало защиту от ультрафиолетового излучения. И только у той части человечества, которая потом переселилась дальше, в северные широты, закрепилась мутация, которая обеспечивает более светлый оттенок кожи и лучший синтез витамина D.
Но некоторые недавние открытия заставили науку усомниться в африканском происхождении человечества и допустить и ближневосточный вариант. Так или иначе, получается, что люди всех цветов кожи произошли от одного человека. (Только определенно — не от белого!)
А что можно найти об этом в Торе?
Интересную в этом плане информацию находим в мишне трактата Нэгаим (2:1), где речь идет о язве цараат. Ее симптом — белое пятно определенной яркости на теле человека. Но вот проблема: у разных людей разные цвета кожи, поэтому на коже разных людей одно и то же пятно может быть более или менее ярким: «Яркое пятно на коже германца — бледное, а бледное на коже эфиопа — яркое… Евреи — как древесина самшита: не черные и не белые, а средние».
Как именно решается проблема разной яркости одного и того же пятна на коже различных типов — предмет дальнейшего обсуждения мишны и ее комментариев. Но нам здесь интересно то, что евреи считаются не «белыми», а «средними», они в этом плане — между германцами и эфиопами.
Как объясняет раби Исраэль бар-Гедалия Лившиц в своем комментарии «Тиферет Исраэль» (Яхин), «германцы» — это действительно немцы; впрочем, в данном контексте имеются в виду народы северной Европы в целом. Как «эфиопы» — это и жители конкретной страны, и в целом чернокожие.
Почему у них разные цвета кожи? Потому что, как продолжает объяснять «Тиферет Исраэль» (и другие комментаторы, чье мнение, получается, в этом плане совпадает с мнением товарищей ученых), на юге много солнца, и к этому приспособлен черный цвет кожи, а на севере мало солнца, и к этому климату более приспособлен светлый цвет. Евреи же — посередине, поэтому и цвет у них «средний». Нет, они, конечно, не мулаты, но цвет кожи у них — не «европейский», а «ближневосточный».
А ведь как, по мнению Торы, произошли разные народы? В результате раскола изначально объединенного в Вавилоне — тоже на Ближнем Востоке — человечества. Согласно Торе (Берешит 11), главным образом разделение на народы произошло в области «языков», а также характеров и менталитетов, которые эти языки выражают.
Изначально был «один язык и единые речи». Но, когда люди использовали свое единство во зло, Б-г «смешал языки»: расколол людей идейно, и они перестали понимать друг друга. Разные их группы обособились, поселились каждый на своей территории и во многом утратили контакт друг с другом. Так они развились в разные по характеру и языку народы.
Но от чего они откололись? На каком «одном языке» говорили изначально? На святом языке, которым Б-г изначально создал мир и на котором заговорил Адам, напрямую связанный с Б-гом и находившийся «прямо под Ним».
Решив разделить людей, «Б-г призвал семьдесят ангелов, окружающих Небесный трон, и… разбил людей на семьдесят народов и семьдесят языков, и поставил над каждым народом своего ангела» (мидраш «Пиркей дэ-раби Элиэзер»). То есть семьдесят [основных] народов, их языков и ангелов «окружают Небесный трон» — стоят вокруг центра. А в центре — изначальный, святой язык и те, кто продолжает говорить на нем и находится не под началом одного из ангелов, а напрямую под началом Самого Б-га (комментарий Реканати к Берешит 10:5). То есть евреи.
Таким образом, семьдесят языков и народов ответвились в разные стороны от центра и «окружили» его. Поэтому о том, каким был этот центр, можно судить по тому народу, который в нем остался, — еврейскому.
Вот и в плане внешности можно сказать, что другие народы ответвились в разные стороны от «центра», где изначально они были едины — и была эта «центральная внешность» такой, какая осталась у евреев. Люди были не белыми и не черными, а «средними». А из золотой, точнее, смуглой середины расселились по разным климатическим зонам, где их кожа приспособилась к разному количеству солнечного света.
Кстати, сами евреи тоже не остались в этом плане «одноцветными». В своем истоке наш народ состоял из семидесяти [основных] душ (там же, 46:27). Затем разные еврейские ветви-колена расположились по разные стороны от центрального Мишкана — Скинии (Бемидбар 2). Они рассматривают Тору, ее «семьдесят граней» с разных точек зрения (из которых и развились менталитеты и языки разных народов), а также различаются по характеру.
А расселившись в течение изгнания по разным странам, евреи стали различаться и по произношению слов святого языка, и по цвету кожи. Европейские евреи — «ашкеназы» — выглядят сравнительно «черными» по отношению к местному нееврейскому населению, но сравнительно «белыми» по отношению к своим собратьям, прожившим многие века в арабских странах. А «эфиопские» евреи — откровенно чернокожие. Да, отчасти тут дело в прозелитах из каждого народа, присоединившихся к евреям и добавивших свои гены. Но отчасти влияет и климат, и в целом сущность страны проживания.
Вот и остальные народы и расы таким образом ответвились от центра.
С уважением, Меир Мучник
Читайте также: тема Еврей — национальность?
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Ашер Кушнир
Кто и зачем придумал этот закон?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Овадья Климовский
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «7 заповедей Бней Ноах»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?