Темы: Клятва, Шломо, Песнь Песней, Любовь, Цари Израиля, Писания, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. Что означает стих «Заклинаю вас, дочери Иерусалима, газелями и ланями полей: не будите и не пробуждайте любовь, пока не пожелает она» (Шир а-Ширим 2:7)? Почему эти слова повторяются несколько раз? Заранее спасибо за ответ. С уважением, Ривка
Здравствуйте, Ривка!
Спасибо за интересный вопрос. Шир а-Ширим («Песнь Песней») — это аллегория, описывающая отношения Всевышнего с еврейским народом. И большинство комментариев начинаются с прояснения этой аллегории. А комментарий «Мецудат Давид» сначала объясняет сам текст и только потом говорит о том, что за этим стоит. Приведу вкратце его комментарии к этим стихам. Главных героев он называет «хашук» — «желанный» или, скажем, «возлюбленный» — и «хошекет» — «желающая», «любящая».
«Заклинаю вас, дочери Иерусалима…» (2:7). В начале второй главы прославляются любящая и любимый, а в этом стихе любящая обращается к девушкам, заклиная их: дочери Иерусалима, будьте подобны газелям и ланям полей, т. е. будьте ничьими, как они. Пусть вас поедают, как их, если вы пробудите любовь моего возлюбленного к вам, пока эта любовь не вернётся ко мне сама. То есть, пока любовь сама не вернулась ко мне, не порочьте меня в его глазах, пробуждая любовь к вам. И здесь подразумевается: когда любовь вернётся к любящей, другие девушки больше не смогут опорочить ее в глазах возлюбленного, не смогут пробудить любовь к себе. И тогда уже не будет нужды заклинать их, требовать от них клятвы.
А аллегорическое объяснение такое: община Израиля как бы заклинает народы мира: пока любовь Всевышнего не вернулась ко мне сама, не заставляйте меня нарушать Тору, чтобы опорочить в Его глазах, привлечь Его любовь к себе и получить вечную власть надо мной.
«Заклинаю вас, дочери Иерусалима…» (3:5). После рассказа о былой любви и о том, как возлюбленный уговаривал любящую идти за ним, любящая повторяет эти слова и говорит: если так было изначально, я надеюсь, что любовь вскоре вернётся, поэтому заклинаю вас и т.д., см. выше.
Эти слова повторяются и в стихе 5:8, но там тема другая. А в стихе 8:4 клятва упоминается вновь, как в стихах 2:7 и 3:5, и смысл там похожий.
С уважением, Менахем Эпель
Читайте также: тема Любовь
Рав Реувен Куклин
Как полюбить несимпатичного ближнего?
Рав Зеев Урман
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Я принадлежу моему другу, а мой друг — мне»
Рав Ицхак Зильбер рассказывает о самопожертвовании и освящении Имени Творца. Величие еврейского народа строится из кирпичиков самопожертвования миллионов конкретных людей. Истории освящения Имени как ничто иное демонстрируют истинность любви евреев к Творцу.
Рав Ицхак Зильбер
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Овадья Климовский
Почему, давая клятву в суде, надо держаться за какой-нибудь сакральный предмет?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его