Темы: Запреты, Идолопоклонство, Ишмаэль, Колдовство, Авраам, Ицхак, Оружие, Комментарии, Бесы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ меня вопрос про подарки, которые Авраам дал сыновьям своих наложниц. Я слышал, что он научил их колдовать. Зачем? Как-то не подходит для Авраама заниматься такими вещами.
Заранее спасибо.
Здравствуйте, уважаемый читатель!
В эпизоде, к которому относится Ваш вопрос, Тора говорит о расколе, происшедшем в семье Авраама. Праведный Ицхак продолжает дело своего отца — нести знание о Б-ге народам земли. Однако другие сыновья Авраама не идут проложенным им путем, и Авраам видит необходимость оградить Ицхака и его потомков — еврейский народ — от влияния братьев. Поэтому Авраам отсылает Ишмаэля и сыновей наложниц в другие земли — страны Востока, предварительно снабдив их ценными подарками.
Какие именно дары получили от отца Ишмаэль и сыновья наложниц? Гмара (Санхедрин 91а) говорит, что это было не простое наследство: Авраам сообщил им «шем тум-а», что дословно можно перевести как «нечистое имя».
Что же такое «шем тум-а»?
Комментарий «Даат Зкеним» (написанный авторами Тосфот более 800 лет назад) говорит, что «шем» — это не что иное, как Святое Имя Всевышнего. Авраам научил своих потомков произносить это Имя в состоянии духовной нечистоты — «тум-а».
Святость Имени настолько велика, что произносить его без специальных навыков было опасно. Теперь же у ишмаэлитов и их братьев появилась возможность использовать Имя для своих нужд (по-видимому, с его помощью можно было совершать нечто сверхъестественное), ничем не рискуя.
Кстати, авторы этого комментария, жившие в 12 и 13 веках, свидетельствуют: «…и сегодня есть Ишмаэлиты, владеющие этим Именем и использующие его». А ведь с тех времен, о которых мы говорим, прошло уже около 3000 лет. Как дорожат сыновья подарком своего отца!
Однако далеко не все готовы принять эту версию. Ведь можно возразить: разве мог праведный Авраам раскрыть тайны Святого Имени недостойным людям?
Поэтому гораздо более приемлемым кажется следующее объяснение: это имя нечистой силы, которым заклинают демонов. Такое заклинание позволяет использовать их для различных поручений. Почему же оно называется «шем тум-а» — «нечистое имя», «имя нечистоты»? — Поскольку существует некий нечистый дух (руах тума), обитающий на кладбищах, который носит это имя.
Даже в Талмуде (Санхедрин 65 б, Хагига 3 б) сказано: тот, кто хочет приобщиться к «руах тум-а» (Раши: этот дух помогает в колдовстве), — ночует на кладбище.
Комментаторы Талмуда удивляются: Авраам решил заняться распространением оккультных знаний? Тот Авраам, который всю свою жизнь посвятил приближению людей к Б-гу и Его Торе, подталкивает своих детей к колдовству, строго Торой запрещенному?
Конечно же, Авраам не призывал к нарушению законов Торы. В объяснениях комментаторов мы видим две линии:
Хотя в Талмуде (Санхедрин 59 б) приводится спор мудрецов о том, запрещено ли колдовство потомкам Ноаха, автор книги «Беэр Шева», опираясь на мнение Рамбама (Законы Царей 9), полагает, что оно им разрешено.
Кроме того, пишет автор «Беэр Шева», есть виды колдовства, которые разрешены всем. Так приводит «Бейт Йосеф» (Йорэ Дэа 179:15-16) от имени Рабейну Йерухама: «Авраам передал имена нечисти сыновьям наложниц. Ведь колдовство, производимое с помощью заклинания (ашбаа) чертей, — всегда разрешено, даже когда заклинают с помощью нечисти. Только колдовство, совершаемое посредством вещей (когда для колдовства используется какой-либо предмет) или посредством заговора (лахаш), запрещено».
Если не пользоваться, то для чего?
Маараль утверждает, что без этого знания там, куда отправились сыновья Авраама, — на Востоке, — выжить было сложно. Народы Востока активно практиковали колдовство, причем не всегда в мирных целях. Это было оружие тех времен — оно было необходимо для самозащиты.
Другое интересное объяснение (Ри а-Хасид): Авраам готовил своих детей к встрече с «другим миром». Идолопоклоннические культы Востока, разумеется, обожествляли идолов, приписывая им сверхъестественные способности. В доме Авраама, наполненном святостью, сыновья наложниц были ограждены от влияний извне и никак не соприкасались с чуждыми верованиями.
Авраам опасался, что при встрече с культами идолопоклонников они могут поддаться обману, поверят в «божественность» истуканов и отдалятся от веры в Единого Б-га. Поэтому важно было показать им наглядно, что «творить чудеса» может каждый и, если жрецы этих культов владеют банальным умением заклинать бесов, это вовсе не свидетельствует о «божественности» их идолов.
А Рашбац (см. «Милхемет Мицва» раби Элиэзера ди-Авилы к Санхедрин 68 а) толкует так: Авраам возложил на своих сыновей задачу бороться с колдовством. Именно для того он их и обучал — чтобы знали, какое колдовство запрещено, а какое нет, и могли бы судить за колдовство по законам Торы.
В книге «Беэр Шева» (см. выше) приводится и такое объяснение: хотя колдовство, будучи основано на силах зла и лжи, возводит «перегородку» между человеком и Всевышним, Авраам не опасался, что знание «шем тум-а» повредит его детям. Пророчески он видел, что сыновья наложниц встали «не на тот» путь и не будут служить Единому Б-гу. Следовательно, нет проблемы в том, чтобы передать им эти знания, а Ицхаку они будут только мешать[1]. Человеку, живущему истинной верой и упованием на Творца, колдовство ни к чему.
Колдовство сегодня
В наше время мир настолько погрузился в материальность, что открытые проявления духовности в нем — как истинной, так и ложной, того же колдовства, например, — практически сошли на нет. Сегодня, если кто-то расскажет нам о своей встрече с чертями, или о том, что «ему было пророчество», мы усомнимся, здоров ли этот человек психически. И по праву.
Всё же, и в нашем сугубо материальном мире есть точка соприкосновения с колдовством — нетрадиционная медицина. Подавляющее большинство ее методов абсолютно «кошерны» и с колдовством никак не связаны, однако есть и «сомнительные» врачевания. Если человек хочет попробовать оздоровительные техники, которые выглядят чересчур магически, возможно, стоит проконсультироваться с раввином.
С уважением, Нохум Желязник
[1] Возможно, Авраам чувствовал, что у этих знаний есть своя роль в мире и они должны быть переданы последующим поколениям, а не уйти с ним в могилу. Весь вопрос был: кто будет их носителем (рав Авром Вайс — преподаватель колеля Толдот Йешурун).
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Что значит «высчитывать времена»?
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Зеев Урман
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Реувен Куклин
Необходимо понять природу чертей...
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его