Темы: Грех разведчиков, Провидение, Моше, Йеошуа бин-Нун, Земля Израиля, Молитва, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ нашей главе Шлах написано: «Это имена мужей, которых послал Моше высмотреть землю. И назвал Моше Ошею, сына Нуна, Йеошуа» (13, 16). Раши говорит, что Моше молился за него: «Пусть Б-г тебя спасет от замысла разведчиков». Раз, по Раши, Моше видел опасность посылки разведчиков, почему же он это сделал? Зачем было посылать?
Вы задали очень интересный вопрос. Зачем же Моше их послал? А, может быть, Моше был обязан послать? Так Б-г ему велел?
Всевышний сказал Моше: «Пошли от себя (шлах лэха) людей, чтобы они высмотрели землю Кнаанскую…». У Раши написано: «шлах лэха» означает «если ты хочешь», «по твоему желанию пошли». Т. е. Раши говорит, что Моше не был обязан посылать разведчиков.
Раши так комментирует стих в книге Дварим (где Тора заново пересказывает эти события): «идите и наследуйте землю» (1, 8): «Идите и наследуйте — вам не понадобится воевать, вам не нужно оружие». Но евреи пришли к Моше и сказали: «Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту…» (там же, 22). Тогда Моше спросил у Б-га и получил ответ — «шлах лэха» — «пошли от себя».
Зачем же Моше было это делать?
Я слышал ответ рава Довида Коэна, главы ешивы «Хеврон». Есть принцип в отношении Б-га к каждому человеку и к еврейскому народу в целом: по пути, которым человек хочет идти, ведут его (Макот 10 б).
Если бы евреи шли спокойно, куда облако их вело, и полностью полагались на Б-га, как было в пустыне, Б-г продолжал бы вести их по-особому, «неестественным», чудесным образом. Так пишет Рамбан в соответствии с мнением мудрецов мидраша. И они заняли бы Эрец-Кнаан без войны. Как сказано: «идите и наследуйте…»
Здесь мы видим великую линию Б-га: «По пути, которым человек хочет идти, ведут его». Если бы евреи не проявили инициативу послать разведчиков, выяснять, какова эта земля, какая ситуация, как завоевать, они просто пришли бы и унаследовали эту землю. Но, поскольку они захотели пойти более естественным путем, Б-г сделал так, как они хотели. Вы хотите идти этим путем? — Идите. И поэтому, как Раши говорит, сейчас, после того, как они послали разведчиков, им уже не удалось бы занять землю без войны и без оружия. Всё изменилось коренным образом. Теперь, когда они сделали свой выбор, Моше уже не мог изменить ситуацию. И поэтому он послал разведчиков.
Рав Хаим из Воложина пишет: сказано в Тэилим (121, 5): «Господь — сень (тень) для тебя по правую руку твою». И приводит мидраш на это: как человек ведет себя по отношению к Б-гу, так Б-г ведет себя по отношению к этому человеку. А, как известно, есть много уровней Ашгаха пратит (воздействия Б-га на жизнь человека в зависимости от поведения человека) — сотни уровней. И тому пути, к-рым человек идет, соответствует путь, который ему посылают с Небес. Получается, мы сами выбираем уровень участия Б-га в нашей судьбе.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Яков Шуб
Есть ли в Торе понятие «приватной», конфиденциальной информации?
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его