Темы: Геином, Рав Ицхак Зильбер, Шмуэль, Пророчество, Корах, Тора с комментарием Раши, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый р. Климовский! Я не слишком часто Вас спрашиваю?: ) Как-то не получается у меня учить РАШИ самостоятельно… Речь идёт о выступлении Кораха и его сторонников против Моше. Раши пишет, комментируя стих «Сыны же Кораха не умерли» (Бэмидбар 26:11): «…во время возмущения они испытали раскаяние в сердце своем, и потому для них в Геиноме было отгорожено высокое место, и они сидели там».
Что это значит? Ведь Тора говорит, что и Корах не умер, а сошел живым в преисподнюю (Бэмидбар 16:33: «И сошли они со всем принадлежавшим им живыми в преисподнюю, и покрыла их земля, и исчезли они из среды общества»). Удалось ли сыновьям Кораха выбраться из Геинома живыми? Заранее спасибо за ответ. Александр
Шалом, уважаемый Александр!
Для того наш раздел на сайте и существует, чтобы Вы могли спрашивать.
Давайте начнем рассматривать историю Кораха и его сыновей на один этап раньше. Помнится мне, как об этом мидраше рассказывал нам рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника: когда Моше вошел в шатер Кораха, его сыновья, которые сначала поддерживали отца, как и подобает преданным детям, почувствовали смятение. Что делать — встать пред учителем? Но отец, который с ним конфликтует (и, раз отец против него, значит, что-то в этом есть), может обидеться. А, с другой стороны, не встать — не годится, это неуважение к талмид хахаму (мудрецу) и учителю всего Израиля.
Поколебавшись, они все же решили встать, и с этого начался у них процесс переосмысления того, что происходит между их отцом и Моше. В конце концов, уже на пороге Геинома, они все же пришли к окончательному выводу, что прав Моше, и спаслись — то самое «высокое место» помогло им не скатиться вниз и остаться в живых.
Их потомки — левиты — служили в Храме. Кроме того, одним из их потомков был не кто иной, как пророк Шмуэль, о котором сказано, что его значение для своего поколения было — как значение Моше и Аарона вместе взятых для их поколения. А если Вы читаете Тэилим, то можете найти среди них несколько глав, авторами которых являются сыновья Кораха. По преданию, они сложили эти псалмы в ту самую трагическую минуту, когда вокруг гибли люди, а они спаслись (Раши к Тэилим 42:1).
Интересно, что именно узнав о роли Шмуэля, Корах совершил свою роковую ошибку. Дело в том, что он увидел с помощью руах а-кодеш, «полупророческого» ощущения, что от него произойдет великий пророк. И именно поэтому решил, что не погибнет.
С уважением, Овадья Климовский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Браха Губерман
О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда
Толдот Йешурун
О «русском раввине» раве Ицхаке Зильбере
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Разъяснение слов Рамбана
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография пророка, который родился у бездетной Ханы после долгой молитвы. Шмуэль был праведным судьей и защитником евреев.
Рав Ицхак Зильбер
Автобиография рава Ицхака Зильбера к книге «Пламя не спалит тебя».
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его