Темы: Йеуда, Мудрость, Сотворение мира, Мишкан, Колена Израиля, Левиты, Служба в Храме, Сердце
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Любопытно, почему Бог назначил Бецалэля, человека из колена Йеhуды, построить принадлежности Мишкана, а не из Левиим. Ведь Он Сам говорил, что все работы и службы Храма должны выполнять только Левиим? Давид
Шалом, Давид!
Думаю, самым простым ответом будет: ни из какого другого колена не нашлось столь подходящего человека. Мудрецы говорят[1], что «Бецалель умел сочетать буквы, которыми были сотворены небо и земля». Будь человек хоть трижды левитом, если он этого не умеет, он не будет заниматься созданием Мишкана. Нести храмовую утварь каждый может, это не то, что изготовить хотя бы самый простой храмовый сосуд. Никакое происхождение тут не поможет.
Из того, что мы знаем о Бецалеле, можно сделать несколько важных выводов. Прежде всего, о том, что происхождение не всегда имеет значение. Ну и что, что отец был известным раввином. Если человек сам не прилагает усилий, никакой отец его не спасет. Когда дело доходит до действительно важных вещей, никто не смотрит на происхождение, значение имеет то, кто мы такие на самом деле.
Далее: возраст тоже далеко не всегда имеет значение. Мудрецы говорят[2], что Бецалелю в то время было всего тринадцать лет, но это не помешало назначить его руководителем работ по строительству Мишкана. Нет, мы, конечно, не назначили бы тринадцатилетнего мальчика, к примеру, директором школы. Вот и тогда люди были уверены, что чем старше человек, тем он мудрее. «Думал я: “(Пусть) говорит возраст, и долголетие возвестит мудрость”. Впрочем, это дух человеческий и дуновение Господне дают разум; Не великие (возрастом) мудры, и (не) старики разумеют истину»[3].
И если Б-г Сам называет кандидатуру, ничего не остается, как только принять Его указания. Но, всё же, Всевышний спросил у Моше: «Моше! Годится для тебя Бецалель?» И Моше, не задумываясь, ответил: «Если для Тебя годится, для меня — тем более![4]»
Интересно, что и в наши времена далеко не все понимают эту простую истину. Например, в бывшем Советском Союзе дослужиться до звания Генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (фактически единоличного руководителя государства) могли лишь самые престарелые партийцы, порой уже с серьезными и необратимыми возрастными изменениями. Так что, когда, согласно анекдоту, при входе на похороны очередного Генсека людей просили предъявить входной билет, они гордо отвечали: «У меня абонемент».
Но самое интересное: откуда у Бецалеля взялась такая мудрость? Неужели в свои тринадцать лет он успел перенять мастерство «резчика и парчевника, и вышивателя по синете и по багрянице, и по червленице, и по виссону, и ткача — исполнителей всякой работы и искусных мастеров»[5]? Ведь в Египте он, скорее всего, только и делал, что месил глину и лепил кирпичи. Когда же он успел приобрести все эти знания и умения?
И здесь нас ожидает самый главный сюрприз. Настоящей мудрости не учат в школе. Человек должен сам ей научиться или родиться с ней. Или — и то и другое сразу. Мудрость эта называется «мудростью сердца»[6], и тому, кто ею обладает, не страшна любая самая сложная задача. Нужно лишь немного желания, немного способностей и очень много смелости и упования на Творца. В этой «мудрости сердца» и состоит настоящее достоинство человека, а все остальные параметры — такие, как возраст, образование, происхождение — на ее фоне вовсе не имеют значения.
С уважением, Арье Гальчук
[1] Брахот 55а.
[2] Санхедрин 69 б.
[3] Ийов 32:7-9.
[4] Брахот, там же, см. выше.
[5] Шмот 35:35.
[6] Там же, 31:6.
Рав Реувен Куклин
Б-г желает не воскурений, а молитвы?
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Овадья Климовский
И где остальные?
Рав Эльяким Залкинд
Почему необходимо изучать Талмуд? Ведь без чужих мнений сердце более открыто Создателю?
Рав Арье (Лев) Кацин
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Хава Куперман,
из цикла «12 колен Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Раби Йосеф Герц
Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни полностью связаны с описанием Мишкана, о котором написана предлагаемая вам статья.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?