Какую работу выполняет дурное начало?16 июля, отвечает Рав Моше Аксельрод Шалом! Рамхаль[i] в книге «Месилат Йешарим» в начале второй главы пишет: «Одна из уловок дурного начала, его коварство — постоянно загружать сердца людей “своей” работой...» Что это за работа, которой оно загружает? Почему слово «своей» в кавычках? С какой целью оно это делает? Чтобы самому не работать? Тогда возникает вопрос: а какую работу выполняет дурное начало? Чтобы погубить? Тогда возникает вопрос: зачем, ведь оно же тогда тоже умрет? Спасибо за ответ! Олег [i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения.
|
|
Что в глазах Б-га хуже: поклонение идолам или атеизм?15 июля, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом. Что в глазах Б-га хуже: поклонение идолам или атеизм? Разве у атеиста не больше шансов найти истину, чем у человека, который утвердился в неверном и стоит в своей верности? Дина Читать дальше |
|
Почему Б-г посылает богатство тем, кто ведет предосудительный образ жизни?14 июля, отвечает Рав Моше Аксельрод Здравствуйте! Такой вопрос: почему я молюсь, прошу Б-га помочь мне с финансами, чтобы всё стало лучше (причем хороший заработок, есть связи), но когда дело доходит до «дела», то ничего не получается? Я надеваю тфилин, соблюдаю Шаббат, кашрут, каждый день читаю Тэилим (Псалмы) и использую сгулот[i], но ничего не приходит. Почему это так? Есть евреи, которые не молятся, не соблюдают ничего и даже ведут образ жизни, который по Торе является одним из самых осуждаемых, но всё же они очень богатые люди. Почему Б-г не дает такой возможности мне? Эйтан [i] Сгулот — «чудесные» средства, с помощью которых евреям можно достичь какого-либо положительного результата с неочевидными причинно-следственными связями. Читать дальше |
|
Почему Моше сделал именно змея?12 июля, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. Когда Израильский народ был поражаем в пустыне змеями, почему Моше сделал именно змея, почему не цветок или еще что-то? Почему именно то, что поражало, именно это должно было и исцелить? Игорь Читать дальше |
|
Куда надо смотреть, произнося благословение на Луну?11 июля, отвечает Рав Яков Шуб В какую сторону надо смотреть, когда произносим Кидуш Левана (благословение на серп молодой Луны)? N. Читать дальше |
|
Есть ли какие-то особые принципы субботней одежды?10 июля, отвечает Рав Нахум Желязник Есть ли какие-то особые принципы субботней одежды? Тора и Мудрецы сообщают о необходимости отделения Шаббата от будней даже в одежде, но нет каких-то конкретных указаний, исключительно обычаи. Понимаю, что одежда должна быть скромной и желательно — соответствующей определённой традиции, но есть ли какие-то особые моменты в цвете или дизайне одежды? М. Читать дальше |
|
Чем Тора отличается от Библии?9 июля, отвечает Рав Овадья Климовский Я изучаю Библию, Старый завет — Бытие, и хочу понять, откуда появилось разночтение Торы, ведь Старый завет — это же то же «Пятикнижие». Откуда взялась Библия и ее все нынешние переводы? Где есть взаимосвязь Торы и Библии? Понимание их различия, взаимосвязи, истинности и т.д. С. Читать дальше |
|
Если мы создадим машину, которая сможет «мыслить», будет ли у нее душа?8 июля, отвечает Рав Меир Мучник Здравствуйте, уважаемый Раввин. Меня зовут N., я еврей по отцу, но я интересуюсь иудаизмом довольно давно и читаю этот сайт в учебных целях. Вопрос следующий, он может показаться странным. По профессии я программист, и мне очень интересно как Иудаизм смотрит на проблему искусственного интеллекта? Например, вот я задумался, если мы создадим машину, которая будет не просто сборником заложенных алгоритмов, а сможет, что называется «Мыслить» и «Осознает себя», будет ли у такого конструкта душа? Понимаю, что вопрос странный, но очень хочется знать Ваше мнение, спасибо! Читать дальше |
|
Новомесячье — женский праздник?7 июля, отвечает Рав Яков Шуб Прочёл об обычае, что Рош Ходеш (новомесячье) — женский праздник (выходной). В каком статусе, как шаббат? Все общины соблюдают, или по желанию? Читать дальше |
|
Удалось ли сыновьям Кораха выбраться из Ада живыми?5 июля, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый р. Климовский! Я не слишком часто Вас спрашиваю?: ) Как-то не получается у меня учить РАШИ самостоятельно… Речь идёт о выступлении Кораха и его сторонников против Моше. Раши пишет, комментируя стих «Сыны же Кораха не умерли» (Бэмидбар 26:11): «…во время возмущения они испытали раскаяние в сердце своем, и потому для них в Геиноме было отгорожено высокое место, и они сидели там». Что это значит? Ведь Тора говорит, что и Корах не умер, а сошел живым в преисподнюю (Бэмидбар 16:33: «И сошли они со всем принадлежавшим им живыми в преисподнюю, и покрыла их земля, и исчезли они из среды общества»). Удалось ли сыновьям Кораха выбраться из Геинома живыми? Заранее спасибо за ответ. Александр Читать дальше |
|
Почему Б-г поставил руководить строительством Мишкана не левита?4 июля, отвечает Рав Арье Гальчук Шалом! Любопытно, почему Бог назначил Бецалэля, человека из колена Йеhуды, построить принадлежности Мишкана, а не из Левиим. Ведь Он Сам говорил, что все работы и службы Храма должны выполнять только Левиим? Давид Читать дальше |
|
Почему в диаспоре не произносят благословение коэнов каждый день?3 июля, отвечает Рав Яков Шуб Расскажите, пожалуйста, а почему в диаспоре не делают благословение коэнов каждый день? Йонатан Читать дальше |
|
Почему электричество и развитые технологии появились только в XX веке?2 июля, отвечает Рав Меир Мучник Почему электричество и развитые технологии появились только в 20-ом веке, после столь долгих 4000 лет от сотворения мира? Почему не раньше появились на свет такие люди, как Ньютон, Фарадей, Тесла, Эйнштейн и другие? Не кажется ли странным, что за последние 200 лет всё развивается намного быстрее, чем за несколько тысяч лет вместе взятых до этого? Давид Читать дальше |
|
Почему перед молитвой Амида мы делаем именно три шага вперед?1 июля, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! Пытаюсь найти ответ на следующий вопрос. Почему перед Амидой (молитвой) мы делаем именно 3 шага вперед? Везде написано, что Моше при восхождении на Синай преодолел 3 препятствия, отделявшие его от Шхины (присутствия Всевышнего): мрак, облако, туман, т.е. прошел 3 этапа святости. Что олицетворяют эти препятствия? И есть ли еще другие объяснения? Спасибо большое за ответ. М. Читать дальше |
|
Надо ли помогать ближнему, когда не хочется?30 июня, отвечает Рав Нахум Желязник Уважаемый раввин, я долго бился над вопросом, должен ли я, поступая по принципу «возлюби ближнего как самого себя», помогать ближнему, когда мне не хочется помочь ближнему, или не должен. Мне кажется, что я нашёл ответ на этот вопрос. Когда у меня хорошее настроение и я полон энергии и оптимизма, я помогаю ближнему, который мне нравится, и ближнему, который мне не нравится. Но когда я устал, у меня мало энергии и плохое настроение, я помогаю только ближнему, который мне нравится. Почему? Потому что если у меня плохое настроение, мало энергии и я устал — и повстречал ближнего, который мне не нравится и который нуждается в моей помощи, то — я люблю себя больше, чем ближнего, который мне не нравится. Потому что ближний, которого я повстречал и который нуждается в моей помощи, мне не нравится. Поэтому я поступаю по желанию не помочь ближнему. Но если ближний, который мне нравится, нуждается в моей помощи и у меня плохое настроение, мало энергии и я устал, то — я переступаю через своё нежелание помочь ближнему. Почему? Потому что если ближний мне нравится, то я люблю его больше, чем себя. Я хочу быть похожим на него и считаю его лучше себя. Поэтому я переступаю через своё нежелание помочь ближнему. Понимаю, что чувство расположения или отсутствие этого чувства к ближнему может быть иррациональным. Но если я не встречал раньше ближнего, то я ничего о нём не знаю. Чувство расположения к ближнему или отсутствие этого чувства, каким бы иррациональным оно ни казалось, служит единственной подсказкой, на основе которой я принимаю решение помочь или не помочь ближнему, когда у меня плохое настроение, мало энергии и я устал. Дмитрий Читать дальше |
|
Неловко чувствую себя, когда прихожу в дом скорбящего27 июня, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемые раввины, ушла сестра моей хорошей знакомой. Сейчас она сидит «шива» (соблюдает семидневный траур). Я всегда неловко чувствую себя, когда прихожу в дом скорбящего. С законами более-менее я знакома, а вот хотелось бы получить консультацию, как лучше поддержать человека, как найти правильные слова и правильный подход. Лиза Читать дальше |
|
Зачем Моше отправил разведчиков в землю Кнаан, если знал, что это опасно?26 июня, отвечает Рав Бенцион Зильбер В нашей главе Шлах написано: «Это имена мужей, которых послал Моше высмотреть землю. И назвал Моше Ошею, сына Нуна, Йеошуа» (13, 16). Раши говорит, что Моше молился за него: «Пусть Б-г тебя спасет от замысла разведчиков». Раз, по Раши, Моше видел опасность посылки разведчиков, почему же он это сделал? Зачем было посылать? Читать дальше |
|
Когда и как возникли нынешние молитвы?25 июня, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Рав, когда и как возникли нынешние молитвы? Читать дальше |
|
Как относиться к мудрости народов мира?24 июня, отвечает Рав Меир Мучник Уважаемый раввин, вопрос: как нужно относиться к мудрости народов мира? Нужно ли изучать их мысли, философию, идеи, ведь часто в этом есть правильные вещи? Что говорят еврейские источники о мудрости народов мира? Спасибо. Захария Читать дальше |
|
Как сделать так, чтобы мой иудаизм не был механическим?23 июня, отвечает Рав Нахум Желязник Уважаемый раввин, я баалат-тшува (стала соблюдать еврейскую Традицию). Вначале каждый «религиозный опыт» был особенным. Спустя два года я чувствую, что Иудаизм стал совершенно механическим. К сожалению, я не испытываю те же ощущения, когда молюсь или выполняю другие мицвот (заповеди, данные евреям). Но особенно — когда молюсь. Из-за этого мне стало трудно делать любые мицвы. Как сделать так, чтобы мой Иудаизм не был механическим и чтобы всё, что я делаю, было сделано с каваной (осознанно, с правильным настроем)? С глубоким уважением, Хана Читать дальше |
|
Расскажите о понятии Шхина — Божественного присутствия в мире21 июня, отвечает Рав Натан Агрес Меня интересует понятие Шхина (Божественного присутствия), что именно имеется в виду под этим термином? Не могли бы Вы осветить эту тему. Заранее спасибо, Николай. Читать дальше |
|
Можно ли принять на себя шаббат раньше обычного?20 июня, отвечает Рав Яков Шуб Мы живем в Омске, Шабат начинается после 9 вечера, дети уже не могут — хотят спать, да и есть плотную трапезу в такое время довольно тяжело. Я слышала, что иногда можно принимать Шабат раньше, расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее. Читать дальше |
|
Что значит любить себя?19 июня, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Есть сложный вопрос. Очень нуждаюсь в Вашей помощи. Пожалуйста, помогите сориентироваться. Во время очередной беседы с сыном я объяснял слова «Люби ближнего как самого себя». На что получил хороший вопрос. — А что это значит? — спрашивает он. Я же не растерялся и начал объяснять: — Если тебе приятно получить пирожок от кого-то, попробуй дать пирожок кому-то, и таким образом ты сделаешь другому человеку то, что ты хотел бы получить сам. На что он мне говорит: — Не-е-ет. Ты меня неправильно понял. А что значит любить себя?.. Я уже не помню, что ему ответил, но заданный им вопрос меня до сих пор беспокоит. У меня не получается найти универсального ответа. Просмотрел, как мне кажется, все доступные источники, а ответа всё нет. Или они очень поверхностные. Или я его просто не нашел. А если нет ответа или я не могу сформулировать этот ответ, то, скорее всего, я этого просто не знаю. А всю проблему, которая меня «охватила», я постараюсь описать. Культура, в которой мы родились и росли, это та культура, которая во многом определила, какими мы станем в будущем. Она оставила после себя очень травматическое наследие. Это наследие, которое называется воспитанием, коснулось многих из нас, и думаю, что оно еще какое-то время будет существовать. Я не застал красный режим. Я рос в период его разрушения и становления современных демократических государств. Описывать буду личный опыт. Садик не помню. Школа. С первых классов учителя пытались установить в классе порядок. Ничего не имею против порядка. Только какой ценой это достигалось? Путем постоянного, публичного унижения детей. Постоянное повторение и подчеркивание детской несостоятельности, неспособности что-то сделать, постоянное принижение интеллектуальных возможностей. Применение силы в младших классах. Запугивание. Фамильярность. Подчеркивание того, что «вы ничего не можете». Опять вы не готовы? То есть: вы какие-то лузеры. Чего вы в жизни достигнете? Тебе только в шахте работать. Бывали и такие случаи. Вопрос учителя: — Кто будет к празднику готовить актовый зал? Петров тянет руку. — А, Петров. Нет-нет-нет. Он же бабушку через дорогу не может перевести. Или еще: — Ну, сколько раз вам говорить одно и тоже? — раздраженным голосом говорит учитель (то есть обращается как к каким-то идиотам). — Ну, сколько же раз вам это еще повторять? Хвалили редко, и то — за оценки. То есть личность ребенка как таковая положительно не оценивалась. С нею даже никто не считался. В школе я проявлений любви от учителей не увидел. Всё, что видел, — так это учительский долг. Обязанность. Унижение. Подчеркивание физического превосходства. Эмоциональные и фактические угрозы. Была ли здесь любовь? Когда приходили домой, ситуация не сильно менялась. Какие оценки получил? Почему двойка? Что ты опять натворил, почему в школу опять вызывают? Сколько раз тебе говорить переодевать штаны, когда приходишь домой. Ты уроки сделал? Ты уверен, что сделал уроки? Так же, как вчера, — а сегодня принёс двойку? То есть, всё воспитание проводилось, опять же, из чувства долга, обязанности, возможно, — стыда перед друзьями или, наоборот, из желания показать свое превосходство над друзьями. Постоянное сомнение в способностях ребенка. Недоверие его личности. Угрозы. Наказания. И почти никакого поощрения. Любовью ли это было? Наверное, в их представлении — да. Но какую модель любви увидели дети? Я очень хорошо понимаю, что если бы не мои родители, то меня бы здесь и сейчас не было. Я их очень ценю и очень им благодарен за всё, что они сделали. И да продлит Творец годы их жизни. Они были заложниками тех обстоятельств, в которых находились. Люди выживали. Наверное, для воспитания детей интереса, времени, да и возможности не было ни у кого. Целью было одеть, обуть и накормить. Не было столько знаний о педагогике и воспитании, как сегодня. Да и никого это в действительности не интересовало. Восторг был перед едой. Перед машиной. Недвижимостью. Должностью. Потом начался институт. И всё повторилось. Вы — ничто! Ничего не умеете. Не способны. Работы вы себе не найдете. Фамильярность. Унижение. Подчеркивание статусного превосходства, например, я — профессор, а ты — ничто. Запугивание. Увидели ли здесь студенты модель любви? Работал на Украине немного, но и там ситуация была сильно похожей. У всех страх. Страх сделать ошибку. Страх сказать лишнего. Страх что-то не то написать. Каждый день «ковер», в очень неконструктивной форме. Период взросления сопровождался шедеврами народной кинематографии. В бандитском и военном режиме. Как мы понимаем, фильмы с таким содержанием наполнены страхом насилием, самопожертвованием, безвыходностью, но любви (кроме как платонической), увы, я не увидел. Всё вышеперечисленное я написал вот с какой целью. Проживая жизнь по подобному сценарию, понять и осознать, что это такое — любовь, мне кажется, невозможно. А если кто и поймет, то его понимание будет сильно изуродовано. Как можно полюбить себя в среде, которая только и делает, что пытается унизить, устрашить, раздавить, уничтожить? Режим воспитал кадры. Но, как мне кажется, с любовью у этих кадров дела обстоят не очень хорошо. Хамство, ругань, скандалы — повсеместно: на работе, дома, в магазине. Большинство из нас не увидели пример любви. Никто этому не учился. И никто нас этому не учил. В этом и заключается мой вопрос. Может, центром повеления возлюбить ближнего как самого себя является не ближний, а я сам? Прежде всего я должен сам себя полюбить? Ведь, согласитесь, человек не может полюбить другого, если этот человек сам себя не любит. Он не знает, что значит любить, если он никогда искренне не был кем-либо любим. Он абсолютно не понимает о чем идет речь. Например, мама, даже имея детей, не умеет любить их, если не понимает, о чем идет речь. Согласитесь, невозможно научить кого-то китайскому языку, если сам его не знаешь. Может быть, с любовью дела обстоят точно так? Учителем любви для большинства из нас в лучшем случае (кроме родителей и ближайшего окружения) является мировая литература, в худшем — телевизор или интернет. Но даже лучший случай не раскрывает содержания понятия. Может, стоить начать с раскрытия понятия о любви к себе? Если так, то с чего стоит начать? Каковы правильные пропорции, ведь легко можно перейти границу и оказаться в области эгоизма? Спасибо. Роман Читать дальше |
|
Почему выбор праведника сложнее выбора нечестивца? Ведь у праведника больше хороших черт!18 июня, отвечает Рав Эльяким Залкинд Не понимаю терминологию Мусара. Часто, чтобы объяснить, почему человек совершает нарушение, пишут, что у него плохие качества характера, которым он следует. На основе этого говорится, что выбор происходит на границе плохих и хороших качеств. С другой стороны, известно, что выбор праведника сложнее выбора нечестивца. Но ведь у праведника больше хороших черт! И, в конце концов, Адам — Первый человек — был создан по подобию Творца, и все же преступил данную ему заповедь. Как это разрешить? Й. Читать дальше |
|
Может ли человек впасть в заблуждение, если его намерение — поиск истины?17 июня, отвечает Рав Моше Аксельрод Человек может впасть в заблуждение с намерением поиска истины? Давид Читать дальше |
|
Все кругом матерятся. Как потушить свой гнев на них?16 июня, отвечает Рав Нахум Желязник Уважаемый Рав. Живу в Америке. Все кругом матерятся. На работе несоблюдающий израильтянин, начальник, матерится на святом языке (очень похож на русский мат, только на иврите). Поменять работу нет возможности. На нынешней работе нет проблем с соблюдением Шаббата и праздников, что очень важно. 1 000 000 раз прошу не материться, но у человека не получается сдерживаться. Гнев во мне растёт с каждым годом. Истощаются силы терпеть это безобразие. Есть ли какие-нибудь сгулот («чудодейственные средства») / уроки — что-нибудь, что укрепит «внутреннее я» и потушит гнев. Не знаю, что хуже: мой гнев или его сквернословие. И то, и другое — мерзость. Почему мне это так сильно мешает? Что мне в себе нужно исправить? Ведь не зря я нахожусь в этой ситуации. N. Читать дальше |
|
Почему Тора описывает события, произошедшие после ее дарования?14 июня, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте. У меня такой вопрос. Как Тора была дана Мойше на горе Синай и описывает события, произошедшие уже после дарования Торы, как то грех золотого тельца, скитания по пустыне и др., то есть получается будущее? Заранее спасибо за ответ. Читать дальше |
|
В чем различие между самыми известными комментариями к Торе?13 июня, отвечает Рав Моше Сытин Здравствуйте! Подскажите, в чем различие между самыми известными комментариями к Торе? Например, говорят, что РаШи сильно мистифицирует простые вещи. Чьи комментарии Вы бы посоветовали начать читать? Большое, спасибо! Читать дальше |
|
Есть ли какие-то особые заповеди в Шавуот?10 июня, отвечает Рав Яков Шуб Есть ли какие-то особые заповеди, относящиеся именно к празднику Шавуот? Лиора Читать дальше |
|
Наоми советует Рут прийти ночью к одинокому мужчине и лечь у него в ногах...9 июня, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом! В связи с праздником Шавуот, а у меня, как и в прошлые годы, опять возник вопрос при чтении книги Рут. И вот осмеливаюсь, наконец, его задать. Никто не сомневается в праведности Рут, но… один эпизод вызывает какое-то смущение. Наоми советует своей невестке пойти ночью к одинокому мужчине и лечь (!) у него в ногах. Странен и сам совет Наоми, и то, что Рут так легко приняла его. Можно было бы решить, что все гораздо глубже и не именно так, как описывается, если бы Наоми не сказала Рут уйти от Боаза еще до рассвета, чтобы ее никто не заметил. Значит, все же, ситуация была не очень принятой, не очень скромной. Почему нельзя было все сделать как-то днем, более открыто и порядочно, что ли? Я, правда, читаю на русском, и, возможно, именно перевод что-то так сильно искажает. С ув., Лия Читать дальше |
|
Как у Боаза и Рут мог быть левиратный брак? Ведь в предыдущем браке Рут не была еврейкой!9 июня, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, ув. равы! Вопрос по Книге Рут. Почему Боаз и Рут — это ибум (левиратный брак)? Давайте вспомним: когда Рут приняла гиюр (стала еврейкой)? Когда Наоми предлагала ей вернуться в Моав. Есть, конечно, мнение, что Махлон и Килйон сделали женам облегченный гиюр, но мне это не представляется истинным. Простая логика говорит, что Наоми не советовала бы Рут остаться в Моаве, если бы та уже была еврейкой. Вряд ли Наоми была сведуща в законах гиюра, чтобы знать, какой гиюр кашерный, а какой нет. Даже тот человек, которому Боаз предлагал взять Рут себе, сомневался. Даже у Шауля были вопросы к Давиду, кто он, еврей или моавитянин. Мы учим, что во время гиюра гер получает новую душу и становится другим человеком. То есть, новая Рут стала другим человеком, не имеющим отношения к прежней Рут, жене Килйона. А значит, и ибума не должно быть. С нетерпением жду вашего ответа. Большое спасибо! С ув., Ури Читать дальше |
|
На какой день после Исхода была дарована Тора?7 июня, отвечает Рав Яков Гельфман Доброе время суток! В преддверии Шавуота есть вопрос. Известно, что в год Исхода 10 нисана была суббота (привязывали козленка), т. е. Исход (15 нисана) был в четверг и дарование Торы (50-ый день, начиная счет от 16 нисана) приходится на пятницу. С другой стороны, известно (и, по-моему, об этом не спорят), что дарование Торы было в субботу. Я когда-то задавал вопрос об этом несоответствии, но тогда не мог записать ответ, и сейчас помню только отрывки (приводилось несколько вариантов разрешения несоответствия). Поэтому был бы благодарен за ответ. Читать дальше |
|
Почему нигде в Торе нет упоминания об Устной Торе?6 июня, отвечает Рав Эльяким Залкинд Утверждают, что при получении Торы (Пятикнижия) в пустыне Синай народ Израиля получил, в том числе, устную Тору и передавали ее от отца к сыну и т.д. Возникает вопрос: почему нигде в Торе нет упоминания о даровании устной Торы, хотя о многих событиях рассказываются даже самые мелкие детали? И еще написано: «Строго исполняйте все то, что я заповедую вам, ничего не прибавляйте к этому и ничего не убавляйте» (Дварим 13:1). Как же, например, рабейну Гершом установил запрет многоженства, или другие запреты мудрецов, о которых в Торе ничего не указано? С уважением, Руслан Читать дальше |
|
Всевышний предложил Тору народам мира так, что они отказались?5 июня, отвечает Рав Нахум Шатхин Здравствуйте, уважаемые раввины! Прежде всего, хотел бы вас поблагодарить за материалы этого сайта. Много раз я находил здесь исчерпывающие ответы и указания на источники интересующих меня вопросов. Спасибо за вашу работу! Я не смог разобраться и найти ответы на некоторые вопросы по одному эпизоду, помогите, пожалуйста. Известно, что, прежде чем предложить Учение сынам Исраэля, Господь предложил Тору сынам Эйсава и Ишмаэля. 1. Как именно Господь предложил им Тору? У тех народов не было своего Моше, значит, их способность воспринимать слова Господа была намного ниже. Известно ли, что именно и как было предложено народам Эйсава и Ишмаэля? 2. Как они могли отказаться? В точности ли они понимали условия принятия Торы? Или же они понимали, но боялись не выполнить свои обязательства и погибнуть из-за этого? Я понимаю, что этот договор сейчас доступен любому нееврею и далеко не все спешат его принимать, даже понимая условия, но я не понимаю явный и окончательный отказ от возможности принять Тору. 3. Почему народам Эйсава и Ишмаэля Господь вообще предлагал Тору? И почему именно в такой последовательности? Читать дальше |
|
Почему когда я хочу что-то в своей жизни изменить к лучшему, возникают помехи?4 июня, отвечает Рав Моше Аксельрод Почему когда я что-то хочу поменять в лучшую сторону, например, бросить курить или сменить нелюбимую работу и т.п., в жизни начинают возникать обстоятельства, которые этому мешают? То есть каждый раз появляются сложности, когда я хочу что-то изменить и стать счастливее или хотя бы просто избавиться от чего-то плохого... N. Читать дальше |
|
Разве можно держать продукты под кроватью?3 июня, отвечает Рав Яков Шуб Уважаемый раввин, каждую неделю я передаю сыну в йешиву сумку с продуктами. Нет, вы не подумайте, в йешиве нормально кормят, просто хочется передать ему что-то домашнее, мамины пироги, которые он так любит, ну и немного сладостей. Недавно узнала, что из-за того, что в комнате мало места, он держит продукты под кроватью, где спит. Но ведь так делать нельзя. И еще я заметила, что часто кладу бутылку с детской смесью в корзинку под коляской, и бывает так, что на прогулке наш малыш спит в коляске. Что теперь делать с бутылкой? Дина Читать дальше |
|
Как правильно благословлять ближнего?2 июня, отвечает Рав Нахум Желязник Шалом Алейхем! Узнал, что правильно не только радоваться за ближнего, но и благословлять его за тот или иной успех. Научите, пожалуйста, благословлять правильно. Даниил Читать дальше |
|
На каком языке написана Тора сейчас?31 мая, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, скажите, пожалуйста, на каком языке написана Тора сейчас? Я слышала, что изначально Тора была написана на древнееврейском языке и он отличается от теперешнего иврита, правда ли это? И есть ли оригинал Торы на истинном языке? Если да, то в связи с чем произошли перемены в языке и считается ли теперешний перевод Торы Святым языком, и как это понять? Спасибо, с уважением, Анастасия Читать дальше |
|
Как иудаизм относится к хиромантии?30 мая, отвечает Рав Яков Шуб Хотелось бы узнать, как иудаизм относится к гаданию по руке (хиромантии). Это действительно знание или просто профанация? И нет ли в этом запретов колдовства и т.п.? Хана Читать дальше |
|
Что значит «Дэрех эрец предшествовала Торе»?29 мая, отвечает Рав Моше Сытин Шалом, рав. Объясните, пожалуйста, что означает высказывание наших мудрецов: «дэрех эрец кадма ла-Тора» — «Дэрех эрец предшествовала Торе»? Заранее спасибо. Шавуа тов у-меворах (хорошей и благословенной недели). Читать дальше |