Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Куда надо смотреть, произнося благословение на Луну?

Темы: Шульхан арух, Храм, Земля Израиля, Рош Ходеш, Молитва, Благословения, Комментарии

Отложить Отложено

В какую сторону надо смотреть, когда произносим Кидуш Левана (благословение на серп молодой Луны)? N.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый N.,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Давайте для начала немного поясним Ваш вопрос. В Шульхан Арухе[i] (Орах Хаим 94:1) сказано: те, кто находится в диаспоре, во время молитвы должны поворачиваться в направлении Земли Израиля. Те, кто находится в Земле Израиля, должны поворачиваться в направлении Иерусалима, а те, кто находится в Иерусалиме, должны поворачиваться в направлении Храма.

Луна в начале месяца «появляется» в разных местах — в зависимости от местности, и не всегда место ее появления совпадает с тем направлением, куда поворачиваются для молитвы в данной местности. Поэтому возникает естественный вопрос: куда следует смотреть во время благословения новой Луны — в сторону Луны или в том направлении, куда обычно поворачиваются для молитвы?

Мишна Брура[ii] (426:13) приводит спор галахических авторитетов (знатоков еврейского Закона) о том, надо ли смотреть на Луну во время произнесения благословения.

Согласно первому мнению, на Луну следует смотреть на протяжении всего благословения и традиционных просьб после него («Шаярэй Кнесет а-Гдола»[iii]). По второму мнению, на Луну смотрят только во время самого благословения («Сефер а-Харедим»[iv]). А по третьему мнению, разрешено только бросить взгляд на Луну перед благословением, а больше на нее не смотрят («Маген Авраам»[v] 426:8).

Получается, тем, кто придерживается мнения, что на Луну следует смотреть на протяжении всего благословения, надо будет повернуться в сторону Луны во время благословения — независимо от того, совпадает это с тем направлением, куда обычно поворачиваются во время молитвы, или нет.

Однако существуют галахичесике авторитеты (Йесод вэ-Шорэш а-Авода[vi] 9:1, Левушей Мордехай[vii] 11:117), которые ясно говорят, что во время благословения необходимо повернуться в обычном для молитвы в этой местности направлении — независимо от того, в какой стороне находится Луна (понятно, что перед благословением необходимо посмотреть на Луну).

На практике существуют разные обычаи, некоторые произносят благословение на новую Луну, повернувшись в обычном для молитвы в этой местности направлении, а другие произносят его, повернувшись к Луне. Оба обычая являются приемлемыми. При этом благословение необходимо произносить таким образом, чтобы это не выглядело, как будто мы кланяемся Луне.

С уважением, Яков Шуб


[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона, охватывающий все важные галахические аспекты повседневной еврейской жизни. Составлен раби Йосефом бар-Эфраим Каро (Мехабер, Маран, 5248-5335 / 1488-1575; Испания, Португалия, Турция, Болгария, Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.

[ii] Мишна Брура («Ясный Закон») — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.

[iii] Раби Хаим бен-Исраэль Бенвеништи (5363-5433 / 1603-1673, Турция) — выдающийся законоучитель, судья и глава ешивы в Смирне, автор книг «Кнесет а-Гдола» и «Шаярэй Кнесет а-Гдола» — комментариев на галахический кодекс «Арбаа Турим» раби Яакова бен-Ашера и на комментарий к этому кодексу раби Йосефа Каро, «Бейт Йосеф».

[iv] Раби Элазар бар-Моше Азкари (Сефер Харедим; 5293-5360 / 1533-1600, Эрец-Исраэль) — выдающийся законоучитель, знаток сокровенной мудрости и поэт, автор субботнего гимна «Йедид Нэфеш». Его основной труд, «Сефер Харедим» («Книга трепещущих»), — комментированный перечень заповедей.

[v] Раби Авраам-Авли а-Леви Гомбинер (Маген Авраам; ок. 5397-5443 / ок. 1637-1683; Польша) — выдающийся законоучитель, судья в г. Калише. Автор классического труда «Маген Авраам» («Щит Авраама») — обстоятельного комментария к разделу Орах Хаим кодекса Шульхан Арух. Эта книга приобрела статус одного из основных законодательных источников в вопросах повседневной еврейской жизни. В классических изданиях Шульхан Аруха комментарий рава Гомбинера печатается рядом с основным текстом.

[vi] Раби Александр Зискинд (Йесод вэ-Шорэш а-Авода; умер в 5554 / 1794; Гродно) — выдающийся праведник и каббалист. Его книга «Йесод вэ-Шорэш а-Авода» («Основа и корень служения») стала своеобразным кодексом нравственного поведения и руководством к совершенному выполнению заповедей.

[vii] Раби Мордехай-Йеуда-Лейб Винклер (5605-5692 / 1844-1932, Венгрия) — известный законоучитель, глава ешивы, автор знаменитой книги респонсов «Левушей Мордехай».

Материалы по теме

Шулхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Кодекс еврейского закона

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

Мертвые ничего не знают?

Рав Зеев Урман

Наш наследный удел 20. Тяга к земле

Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»

Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.