Темы: Боаз, Гиюр, Дарование Торы, Рамбан, Рут, Раши, Левиратный брак, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, ув. равы! Вопрос по Книге Рут. Почему Боаз и Рут — это ибум (левиратный брак)?
Давайте вспомним: когда Рут приняла гиюр (стала еврейкой)? Когда Наоми предлагала ей вернуться в Моав. Есть, конечно, мнение, что Махлон и Килйон сделали женам облегченный гиюр, но мне это не представляется истинным. Простая логика говорит, что Наоми не советовала бы Рут остаться в Моаве, если бы та уже была еврейкой.
Вряд ли Наоми была сведуща в законах гиюра, чтобы знать, какой гиюр кашерный, а какой нет. Даже тот человек, которому Боаз предлагал взять Рут себе, сомневался. Даже у Шауля были вопросы к Давиду, кто он, еврей или моавитянин.
Мы учим, что во время гиюра гер получает новую душу и становится другим человеком. То есть, новая Рут стала другим человеком, не имеющим отношения к прежней Рут, жене Килйона. А значит, и ибума не должно быть. С нетерпением жду вашего ответа. Большое спасибо! С ув., Ури
Уважаемый Ури!
Вы очень хорошо заметили, что, по-видимому, Рут и Орпа не приняли гиюр, иначе как Наоми могла бы их уговаривать вернуться? Это мнение принимает Раши[i], и так написано в Мидраше «Рут Рабба».
Кроме того, и тот человек (см. Рут 3:12, родственник еще более близкий, чем Боаз), и сам Боаз не были братьями Махлона. О каком ибуме может идти речь в таком случае?
Ответ на эти вопросы дает нам Рамбан[ii] в своем комментарии на главу Ваешев.
Он говорит: в духовном плане есть такое явление — и это из тайн Творения, — когда кто-то умирает, не оставив потомства, правильно, чтобы родственник умершего женился на вдове, это очень помогает душе умершего. И поэтому ибум делали еще до дарования Торы.
Когда Тора запретила женитьбу на близких родственницах, она посчитала верным оставить возможность жениться на вдове брата, умершего без детей, — чтобы помочь душе умершего. И Тора установила этот закон только для брата, поскольку это — наиболее частый и подходящий вариант.
Так Рамбан говорит, что есть ибум, а есть духовное содержание ибума. И у Боаза и Рут не было ибума как выполнения закона. Боаз поступил в соответствии с духовным содержанием ибума. И поэтому же Йеуда и Тамар так поступили еще до дарования Торы.
Гер, который принимает еврейство, подобен новорожденному младенцу — в отношении некоторых законов, а в отношении других — нет. Например, если Иван Петрович одолжил у кого-то деньги, а потом принял гиюр, это не снимает с него обязанности вернуть долг. Он не может сказать: «Это Иван был должен, а я теперь совсем другой человек — Яаков!»
Поэтому в отношении духовного содержания ибума для Рут всё осталось по-прежнему.
Вопрос о кошерности Давида был совсем другой. Сказано в Торе, что моавитяне не могут войти в общину Б-га, т. е. жениться на еврейке (Дварим 23:4). Т. е. даже когда моавитянин принимает гиюр, ему нельзя жениться на еврейке. Но было предание, что это относится только к мужчине-моавитянину. А женщина-моавитянка, приняв гиюр, имеет право выйти замуж за еврея.
Это предание не было известно всем, поэтому об этом шли споры, пока закон не стал общеизвестным.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
[i] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Один из величайших еврейских мудрецов всех времен, глава своего поколения
Рав Бенцион Зильбер
Умер бездетный иудей. Его брат женится на его вдове, чтобы продолжить род брата. Кто считается отцом детей, родившихся в таком браке?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга Рут
Рав Зеев Урман
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Браха Губерман
О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда
Рав Яков Гельфман
Замечено ли это мудрецами?
Ш.Л. Абрамович
В 1263 году, по инициативе короля Испании, состоялся диспут — между РАМБАНом и доминиканским монахом, крещенным евреем, братом Пабло. Рамбан битву умов выиграл. Не желая, чтобы аргументы священника были окончательно разбиты, король прервал диспут, сказав: «В первый раз вижу человека, который, будучи неправ, так ловко и убедительно сумел бы отстаивать свою позицию… »
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.