Темы: Еврейская молитва, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Рав, когда и как возникли нынешние молитвы?
Здравствуйте, уважаемый Игорь!
Первым упоминанием в тексте Торы молитв, часто используемых сегодня, можно считать Песнь на море, которая вошла в Псукей де-Зимра, и молитвы Моше рабейну за еврейский народ. Когда был сделан золотой телец и когда разведчики оклеветали Землю Израиля, Моше молился, чтобы отвести гнев Творца от евреев. Эти молитвы стали неотъемлемой частью слихот. Известно также, что праотцы Авраам, Ицхак и Яаков постановили молиться шахарит, минху и арвит соответственно. Но тексты, обязательные в молитве для всех, были сформулированы гораздо позже.
Основные молитвы, такие, как Шмонэ эсре и благословения криат Шма (до и после чтения «Шма Исраэль»), были сформулированы мужами Великого Собрания, руководившими духовной жизнью еврейского народа после возвращения из вавилонского изгнания. После разрушения Второго Храма молитва приобрела дополнительное значение — она стала заменой корбанот (жертвоприношений). Биркат коаним — благословение коэнов — это заповедь Торы, и во время Храма коэны благословляли народ после принесения корбанот. Впоследствии это стало неотъемлемой частью молитвы, а именно — повторения ведущим Шмонэ-эсре. Слова, которые говорят коэны, взяты из Торы, книга Бемидбар.
Различные брахот, как утренние благословения, так и благословения на еду, на изучение Торы и т.д., были сформулированы тоже задолго до периода танаим, которые руководили народом после Великого Собрания. Известно: еще царь Давид постановил, что каждому следует произносить не менее 100 брахот в день. Хотя и нет сведений о четких формулировках в тот период.
Псукей де-Зимра также упомянуты в Талмуде, основой для них послужило правило «сидеть час перед молитвой и готовиться к ней», прославляя Всевышнего с помощью Теилим и других фраз из Танаха. В окончательном современном виде они были представлены только во времена ришоним.
Таханун, читаемый после основной молитвы, вошел в состав молитвы не позднее эпохи танаим — мудрецов Мишны. От эпохи гаонов (700-900 годы н.э.) до нас дошли тексты, которые необходимо читать. Позднее были добавлены дополнительные просьбы понедельника и четверга.
Кадиш основывается на молитвах Даниэля и пророка Йехезкеля, во времена Мишны его читали после молитвы и изучения Торы, впоследствии был введен обычай использовать полу-Кадиш для отделения друг от друга разных этапов молитв.
В результате можно уверенно сказать, что основной корпус молитвы, такой, какой мы знаем ее сегодня, утвердился в период между эпохой Эзры и последних пророков и эпохой мудрецов Талмуда. Некоторые дополнения (например, многие кинот — траурные элегии — на 9 Ава и расширенные поэтические отрывки в молитвах на Рош а-Шана и Йом Кипур) были включены в молитву во времена ришоним — мудрецов раннего средневековья.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Еврейские молитвы
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги «Тайна восемнадцати благословений»
Рав Овадья Климовский
От чего будет зависеть ход событий?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Яков Шуб
Можно ли во время молитвы быть одетой как обычно?
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его