Темы: Гиюр, Праздники, Дарование Торы, Шавуот, Еврейский календарь, Месяц Нисан, Исход из Египта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброе время суток! В преддверии Шавуота есть вопрос. Известно, что в год Исхода 10 нисана была суббота (привязывали козленка), т. е. Исход (15 нисана) был в четверг и дарование Торы (50-ый день, начиная счет от 16 нисана) приходится на пятницу.
С другой стороны, известно (и, по-моему, об этом не спорят), что дарование Торы было в субботу.
Я когда-то задавал вопрос об этом несоответствии, но тогда не мог записать ответ, и сейчас помню только отрывки (приводилось несколько вариантов разрешения несоответствия). Поэтому был бы благодарен за ответ.
Здравствуйте!
В талмудическом трактате Шабат (86 б) приводится спор между мудрецами и раби Йосеем: на какое число выпало дарование Торы — на шестое (как получается в наше время) или на седьмое. Суть спора в том, была Тора дана на третий день после того, как об этом оповестил евреев Моше по велению Всевышнего (это мнение мудрецов), или на четвёртый.
По мнению раби Йосея, хотя изначально дарование Торы было запланировано на третий день, Моше Рабейну «отложил» его ещё на один день (внешняя сторона этого спора — лингвистический анализ текста Торы). Но по всем мнениям Тора была дана в субботу.
Получается, действительно, Тора была дана на пятьдесят первый день после Исхода, если исходить из общеизвестного мнения, приведённого в Шулхан Арухе, в законах о Песахе, что козлёнка для пасхальной жертвы покупали в субботу. Но праздновать Шавуот заповедано на пятидесятый день. Противоречие?
Для начала давайте разберёмся в фактах. Покопавшись в источниках, я нашёл, что датирование Исхода четвергом спорно. И есть мнение части мудрецов, что Исход был в пятницу. У комментаторов Шулхан Аруха по этому вопросу нет единства мнений. Часть считает, что этот спор (в пятницу или в четверг евреи вышли из Египта) параллелен упомянутому спору мудрецов и раби Йосея.
То есть, по мнению мудрецов, которые считают, что дарование Торы пришлось на шестое число месяца и Моше Рабейну ничего не «откладывал», выход из Египта был действительно в пятницу и, следовательно, Тора была дана на пятидесятый день. Но по мнению раби Йосея Исход был в четверг, и по изначальному плану дарование Торы было намечено на пятидесятый день, то есть на пятницу. Но, после того как Моше Рабейну добавил ещё один день для подготовки, фактически Тора была дарована на пятьдесят первый, субботний день. Если принять за основу это мнение, то Ваш вопрос относится к позиции раби Йосея.
Другие комментаторы считают, что, возможно, и по мнению мудрецов Исход был в четверг. А спор раби Йосея с мудрецами не связан с датой Исхода, а с тем, когда было установлено начало месяца Сиван (месяца дарования Торы). Как известно, еврейские месяцы состоят из тридцати или из двадцати девяти дней, и от этого зависит, сколько дней оставалось до субботы, дня дарования Торы. Если принять за основу это мнение, то Ваш вопрос относится и к позиции мудрецов.
В чём же секрет этого несовпадения фактической даты дарования Торы и датой празднования этого события во все времена?
Один из комментаторов считает, что вопроса как такового не существует. Ведь в Торе не сказано, что праздник Шавуот установлен в честь её дарования. Дарование Торы это одно, а праздник это другое, и не нам вмешиваться в расчеты Всесильного.
Но здесь возникает вопрос. Да, в Торе не сказано этого прямо, но ведь в молитве на праздник Шавуот, установленной мудрецами, мы говорим «праздник дарования Торы нашей»? Поэтому часть комментаторов считает, что молитва установлена согласно мнению мудрецов (см. выше), а не согласно мнению раби Йосея. (А то, что по этому мнению получается, что пасхальный ягненок был куплен не в субботу, — не проблема, так как есть и другие причины, по которым предпасхальная суббота называется Великой).
А вот по мнению раби Йосея получается, что праздник был установлен Торой не в тот день, когда она была дана фактически, а в тот день, на который было запланировано её дарование. Почему?
На это есть достаточно известный комментарий Маарша. Там сказано следующее: чтобы получить Тору, нужно быть готовым её принять. То есть нужно подготовить сердце и быть готовым пойти за Творцом в огонь и в воду. Ведь, если человек не готов исполнять, чем поможет ему дарование Торы? Творец желает дать Тору, но кому? Тому, кто страстно желает её принять.
Получается, что главное — это наша готовность принять на себя исполнение заповедей. А уж за Всевышним дело не встанет. Поэтому Тора заповедала нам праздновать Шавуот, что значит «недели». Это те самые недели после праздника Песах, в которые евреи готовились к получению Торы. От этой подготовки зависело, будем мы достойны такого дара от Всевышнего или нет.
И, так как, в конце концов, подготовка прошла успешно, мы отмечаем этот день нашей окончательной готовности как большой праздник, показывая этим, что мы не пассивные «получатели», а активные сотрудники в даровании Торы. И это — урок на все времена. Мы хотим получить Тору? Для этого нужно как следует подготовиться, чтобы Творец согласился ее даровать.
Но, как мы упоминали выше, некоторые комментаторы считают, что и по мнению мудрецов Тора была дарована на пятьдесят первый день и, соответственно, изначально так и было запланировано. И тогда этот ответ не подходит. В чём же тут соль?
Попробуем ответить, опираясь на объяснение Ор а-Хаима. Суть ответа: мы празднуем не историческое событие — дарование Торы, а то дарование Торы, которое происходит каждый год.
Из анализа наших источников следует, что есть принципиальное различие между дарованием Торы на горе Синай и праздником Шавуот нашего времени. Ведь в поколении Синая евреи ещё не в полной мере считались евреями. То, что делает еврея евреем, — это Тора, а у них ещё не было её! То есть в том поколении евреи прошли процесс, параллельный гиюру. В наше же время тот, кто родился у матери-еврейки, автоматически считается евреем, и гиюр ему проходить не требуется.
Получается, что в том поколении евреи сначала готовились в течение семи недель к принятию Торы, потом (на пятидесятый день) перед самим получением «прошли гиюр», а вот на следующий день уже получили Тору. Но на все времена достаточно самой подготовки, а как только еврей готов, то сразу, без промежуточного этапа «гиюра», в его еврейскую душу вливается Тора. Поэтому в наше время настоящее дарование Торы происходит именно на пятидесятый день!
Но не будем забывать, что, хотя каждый из нас каждый год получает Тору, качество этого принятия Торы, безусловно, зависит от степени нашей готовности.
С уважением Яков Гельфман
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Хава Куперман,
из цикла «Законы Шавуота»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
«И расскажи своему сыну» об Исходе за праздничным Седером
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
После выхода из Египта евреи обрели физическую свободу. Разум в наиболее глубоких духовных его проявлениях пришел к ним только после дарования Торы. Отсчитывая омер, мы идем по следам наших предков.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Бенцион Зильбер
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его