Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли какие-то особые принципы субботней одежды?

Темы: Аризаль, Мудрецы, Подготовка к Субботе, Суббота, Деньги, Одежда, Уважение, Работа, Обычаи

Отложить Отложено

Есть ли какие-то особые принципы субботней одежды? Тора и Мудрецы сообщают о необходимости отделения Шаббата от будней даже в одежде, но нет каких-то конкретных указаний, исключительно обычаи. Понимаю, что одежда должна быть скромной и желательно — соответствующей определённой традиции, но есть ли какие-то особые моменты в цвете или дизайне одежды? М.

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, М.

Спасибо за Ваш вопрос.

Сказано в Шульхан Арухе[i] (Орах Хаим 262:2): «Пусть постарается человек, чтобы у него была особая, красивая одежда в честь субботы». О том, как именно должна выглядеть эта одежда, закон указаний не дает. Дело в том, что основная задача здесь — выделить своим внешним видом субботний день из будней, а не одеться во что-то специфическое.

Мишна Брура[ii] (там же, 6) пишет, что не следует экономить на субботнем наряде, пусть каждый приобретет одежду качественную и красивую настолько, насколько позволяют его средства.

Автор сборника «Пискей Тшувот»[iii] (там же) приводит постановление: ту одежду, которую стирают и меняют редко (костюм, шляпа, свитер, талит катан и талит гадоль, ремень, кипа, туфли), надо иметь специальную — только для субботы. Остальные вещи необязательно должны быть исключительно субботними, достаточно, чтобы они были чистые, после стирки.

Сегодня во многих семьях принято покупать новый костюм, шляпу и т.д., сразу предназначая их для субботы и праздников. Так и говорят: «это мой субботний пиджак», «субботний талит». Когда вещь уже сколько-то поносили и она потеряла парадный вид, ее переводят в «будничные», а на субботу покупают новую.

Интересно, что от имени Аризаля[iv] сообщают (там же; «Баэр Эйтев»[v] 4) об обычае надевать в субботу белые одежды. По-видимому, это имеет особый смысл с точки зрения Каббалы. Но есть и противоположное мнение (см. «Беур а-Галаха»[vi], там же): не рекомендуется появляться во всем белом на публике, поскольку это может быть воспринято как желание выделиться, выдать себя за мудреца и праведника.

Сегодня этот обычай мало распространен, но всё же встречается. У меня по соседству живет один таксист, в будни ходит в джинсах, а в субботу — во всем белом. (И всё хорошо, никто не воспринимает это так, как будто он хочет показаться мудрее и праведнее, чем он есть).

Мы стараемся почтить субботу не только особым нарядом. Приготовления к ней в определенной мере напоминают подготовку к большому застолью или приему важного гостя. Привести себя в порядок, убрать дом, искупать и нарядить детей, зажечь яркий свет. И, конечно, праздничный стол с особыми, лучшими блюдами. Вино, рыба, мясо — всё то, что принято подавать на торжестве.

Да, чтобы приготовить всё как положено, на высшем уровне, во-первых, требуется немало времени и труда, во-вторых, необходимы некоторые финансовые затраты. Но зато ощущение субботы совсем другое. Так человек устроен, он не получает настоящего удовольствия от того, над чем не трудился.

Интересно, что закон рекомендует (Шульхан Арух, Орах Хаим 250:1) даже обеспеченному человеку, у которого есть кому приготовить субботу, самому участвовать в подготовке к ней. Всё — для того, чтобы ощутить значимость субботы и создать атмосферу праздника.

Даже мудрецы Талмуда, всецело погруженные в учебу и дорожившие каждой минутой, находили время для подготовки к субботе. Так, в трактате Шабат (119а) читаем: «Рав Сафра опалял голову (разделанной овцы или коровы)» — собственноручно опаливал шерсть перед приготовлением, чтобы подать эту голову к субботнему столу (работа не самая легкая и чистая, но мудрец не брезговал). Рав Хисда измельчал овощи, Раба и Рав Йосеф кололи дрова, раби Зейра разжигал огонь и т.д.

Автор «Арбаа Турим»[vii] (см. также в Шульхан Арухе, там же), приводя эту цитату из Талмуда, заключает: «Пусть каждый последует их (мудрецов) примеру и не говорит “это недостойно меня”, ведь в этом его честь, — что чтит он субботу».

С уважением, Желязник

 

[i] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона, охватывающий все важные галахические аспекты повседневной еврейской жизни. Составлен раби Йосефом бар-Эфраим Каро (Мехабер, Маран, 5248-5335 / 1488-1575; Испания, Португалия, Турция, Болгария, Эрец-Исраэль). Раздел «Орах Хаим» в Шульхан Арухе посвящен повседневной еврейской жизни (молитва, суббота, праздники и т.д.)

 

[ii] Мишна Брура — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения. Этот кодекс представляет собой подробный комментарий на раздел «Орах Хаим» Шульхан Аруха.

[iii] «Пискей Тшувот» — серия книг по Галахе (еврейскому Закону), где собраны галахические постановления, в основном — галахистов нашего времени. Постановления распределены по темам в соответствии с кодексом Мишна Брура. Автор — раби Симха бен-Цийон-Айзик Рабинович (род. в 1962, Швейцария — Эрец-Исраэль), раввин общины «Мишкенот Яаков» в иерусалимском районе Рамат-Шломо.

[iv] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.

[v] Раби Зехария-Мендель бар-Арье-Лейб (Баэр Эйтэв; умер в 5466 / 1706; Польша, Галиция) — авторитетный законоучитель, автор книги «Баэр Эйтэв» — комментария на два раздела Шульхан Аруха — Йорэ Дэа и Хошен Мишпат. Этот комментарий является одним из самых значительных, печатается рядом с основным текстом этих разделов.

[vi] Составитель кодекса Мишна Брура написал также специальное примечание к этому кодексу, называемое «Беур а-Галаха» — «Обоснование закона». Здесь он предлагает читателю обоснование галахических решений, приведенных в Мишне Бруре.

[vii] Раби Яаков бен-Ашер (Бааль а-Турим; Тур; ок. 5029-5103 /ок. 1269-1343, Германия — Испания) — один из величайших кодификаторов законов Торы, составитель галахического кодекса «Арбаа Турим».

Материалы по теме


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше