Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какую работу выполняет дурное начало?

Темы: Дурное начало, Йецер а-ра, РАМХАЛЬ, Духовность, Чувства и разум, Сердце, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Шалом! Рамхаль[i] в книге «Месилат Йешарим» в начале второй главы пишет: «Одна из уловок дурного начала, его коварство — постоянно загружать сердца людей “своей” работой...»

Что это за работа, которой оно загружает? Почему слово «своей» в кавычках? С какой целью оно это делает? Чтобы самому не работать? Тогда возникает вопрос: а какую работу выполняет дурное начало?

Чтобы погубить? Тогда возникает вопрос: зачем, ведь оно же тогда тоже умрет? Спасибо за ответ! Олег

 

[i] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения.

 

Отвечает рав Моше Аксельрод

Здравствуйте, уважаемый Олег,

Чтобы прожить полноценную духовную жизнь, выполняя волю Всевышнего, поднимаясь по ступеням совершенства (о чем и говорится в «Месилат Йешарим»), чтобы избежать ловушек, которые постоянно ставит нам дурное начало, необходимо время от времени останавливать жизненный «поток».

Перестать бежать, гнаться за чем-то, вдуматься в то, что мы делаем, и посмотреть на себя со стороны. Подумать: правильно ли я живу? Проверить свои решения и поступки: ведут ли они меня к той цели, которую я хочу достичь в этой жизни? Или, наоборот, отдаляют от нее?

Чтобы жить полной духовной жизнью, от человека требуется наблюдательность и расчет. Просчитывать последствия не только перед тем, как сказать что-либо или совершить определенный поступок, а в целом — весь его образ жизни должен быть основан на постоянном «мониторинге» своего подхода к жизни и общего взгляда на нее.

Пророк Хагай говорит (1:5): «И теперь так сказал Господь Цваот: обратите сердце ваше к путям вашим». Смысл этого стиха: возьмите свое сердце (внимание) и направьте его на пути свои. Сердце должно всегда быть «рядом», чувствовать и ощущать, соответствует ли наш путь воле Творца и Его Торе.

Человеку запрещено подчиняться силе привычки и действовать без наблюдения за собой, без размышления над своими поступками. Если он не будет этого делать, — не только не сможет продвинуться в построении своей личности и духовного мира, но и откатится назад, будет падать духовно.

Потому что жизнь в этом мире подобна подъему в гору на велосипеде: если человек не движется вперед — он съезжает вниз! Оставаться на месте невозможно. Чтобы подниматься, необходимо действовать и двигаться вперёд.

Именно в этом пророк Ирмияу упрекал народ Израиля (8:6): «Внимал Я и слушал, но не то они говорят: никто не раскаивается во зле своем, говоря: “что я наделал!” — каждый бегом возвращается (к своему пути), как конь, устремившийся в бой».

Во время войны конь мчится, не останавливаясь ни на мгновение, не глядя ни вправо, ни влево, видит только путь вперед. Однако в правильном ли направлении он скачет? Может, ему лучше избрать другой путь? Может быть, его риск неоправдан? Рядом с ним враг, которого он не видит?

Тот, кто не остановится, чтобы подумать, осмотреться, куда его несёт, никогда не узнает, что он на неправильном пути, — пока реальность не нанесет ему удар. Но тогда будет слишком поздно.

Положение, при котором человек заключен в тюрьму собственных привычек и не позволяет своему сердцу чувствовать и наблюдать, — и есть дело рук дурного начала. Создание такого положения — один из самых любимых его методов.

Йецер а-ра (дурное начало) знаком с человеком лучше, чем он сам. Йецер знает его качества и природу, знает его достоинства и способности, знает его слабости. Он знает, что если человек будет действовать осмысленно, проанализировав ситуацию, то непременно постарается совершать только правильные действия и воздерживаться от неправильных.

Поэтому главная задача йецера — заставить человека совершать свои действия без размышлений и осмысления.

И йецер просто заставляет человека бежать в жизненном «забеге». Пока сердце способно чувствовать и осмыслять поступки человека, его путь, у этого человека есть надежда определить верное направление. Но когда его голова и сердце заняты жизненной гонкой, он не сможет остановиться и проверить, куда и как он несётся. А без этого — нет у человека шансов встать на правильный путь.

Это и есть то, о чем пишет «Месилат Йешарим». Коварство дурного начала в том, чтобы загружать нас «своей» работой. Эта работу нужна ему, чтобы отвлечь нашу голову и сердце. И тогда всё пойдёт так, как ему надо. Здесь не имеется в виду, что дурное начало не хочет работать и возлагает это на нас. А в этом и заключается его работа — отвлекать нас от главного.

Цель дурного начала — погубить нас, особенно — для Будущего мира. А его это не погубит, оно продолжит работать с другими.

Надеюсь, что смог в какой-то мере прояснить Ваш вопрос.

Искренне желаю успеха (нам всем) в постоянной борьбе со своим дурным началом!

С уважением, Моше Аксельрод

Материалы по теме