Темы: Виленский Гаон, Благословение коэнов, Земля Израиля, Диаспора, Обычаи
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныРасскажите, пожалуйста, а почему в диаспоре не делают благословение коэнов каждый день? Йонатан
Уважаемый Йонатан,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Здесь существуют различные обычаи. Действительно, в ашкеназских общинах диаспоры благословение коэнов произносится только в молитве Мусаф в Йом Тов (праздничные дни). А в большинстве сефардских общин — каждый день. Рассказывают, что когда рав Аарон-Лейб Штейнман был с визитом в Америке, он старался посетить сефардскую синагогу, чтобы получить благословение от коэнов.
А в Земле Израиля, за исключением некоторых общин на севере Израиля, и у сфарадим, и у ашкеназим благословение коэнов произносят ежедневно.
Обычай ашкеназских общин диаспоры — не произносить благословение коэнов ежедневно — имеет историю длиной более чем в 700 лет, о нем говорит Рамо[i] (Орах Хаим 128:44). Существует несколько различных обоснований этого обычая. Приведем основные:
— Люди с трудом зарабатывают себе на пропитание и поэтому не пребывают в радости, а состояние радости необходимо для благословения коэнов (Рамо, там же).
— У коаним[ii] был обычай окунаться в микву (бассейн для ритуальных омовений) каждый раз перед благословением — для того, чтобы произносить благословление в особой духовной чистоте. С течением времени в диаспоре это стало тяжело делать, поэтому благословение перестали произносить ежедневно (Маариль[iii], респонс 21).
— Сегодняшние коэны считаются коэнами по традиции, которая передается у них в семье, однако это не безусловное подтверждение их «коэнства». А человеку, который не является коэном, запрещено произносить это благословение (респонс «Бейт Эфраим»[iv], 6).
Поскольку предписание коэнам благословлять народ является заповедью Торы, некоторые мудрецы прошлых поколений считали, что всех приведенных обоснований недостаточно, чтобы отменить ежедневное благословение коаним. Ведь в Земле Израиля людям тоже тяжело добывать пропитание, тем не менее, коэны там продолжают благословлять ежедневно. Окунание в микву не является обязательным для благословения, и мы полагаемся на семейную традицию коэнов при выполнении других законов, например, выкупа первенца и т.п.
Нецив[v] (респонс «Мэшив Давар» 2:104) рассказывает, что Виленский Гаон[vi] хотел возобновить ежедневное благословение коэнов в своем бейт-мидраше («доме учения»). Но в ночь перед этим его неожиданно арестовали по ложному навету. Ближайший ученик Виленского Гаона, рав Хаим из Воложина[vii], также пытался восстановить благословение коаним, но в ночь перед этим начался пожар, который сжег синагогу и половину города. Неудачные попытки восстановить ежедневное благословение коэнов предпринимал и рав Шнеур-Залман из Ляд[viii].
В конечном итоге эти величайшие мудрецы пришли к выводу, что это знак с Небес: есть особый духовный смысл в том, чтобы в диаспоре сохранялся прежний обычай — не произносить благословение коэнов ежедневно.
Кстати, это хороший урок и для всех нас. Хотя некоторые еврейские обычаи не до конца понятны нам, это не повод ими пренебрегать. Еврейский народ не вчера родился, и у многих обычаев есть особый духовный смысл, даже если он иногда скрыт от нас или обоснования не сохранились.
Но в утешение жителям диаспоры, которые не удостоились ежедневного благословения коэнов, давайте приведем слова ШЛА[ix] (Письмо из Земли Израиля, 35). Он цитирует Шульхан Арух[x] (128:24), где сказано: если человек не по своей воле был вынужден пропустить благословение коэнов, благословение тем не менее распространяется и на него. По этой логике, говорит ШЛА, благословение коэнов из Земли Израиля распространяется и на жителей диаспоры, которые пропускают его не по своей воле, а в силу установившегося обычая.
Пусть благословения Всевышнего не оставляют и дальше весь еврейский народ.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Моше бар-Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 / ок. 1530-1572) — один из величайших еврейских законоучителей; автор книги «Мапа», ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон (галаха) для ашкеназских евреев устанавливается именно в соответствии с мнением Рамо.
[ii]Коэны (коены, коаним, иврит: כֹּהֵן) — еврейские священники, потомки первосвященника Аарона, которые выполняли службу в переносном Храме (Мишкане — Скинии Завета) в пустыне, а затем — в Иерусалимском Храме.
[iii] Раби Яаков бар-Моше а-Леви Мёллин (Маариль, 5120-5187 / 1360-1427; Германия, Австрия, Северная Италия) — выдающийся законоучитель, духовный лидер своего поколения. В течение ряда лет он странствовал, изучая обычаи ашкеназских общин, частично уничтоженных и рассеянных погромами 5108 /1348 года — в период эпидемии «черной смерти». Многие из этих обычаев были сохранены от забвения именно благодаря ему и его ученикам. Маариль придавал особое значение неукоснительному соблюдению народных обычаев и традиций — он учил, что «каждый обычай наших отцов основан на тайных знаниях, в любом из этих обычаев нет ничего незначительного или случайного».
[iv] Раби Эфраим-Залман бар-Менахем Маргалиот (Матэ Эфраим; 5522-5588 / 1762-1828; Броды: Галиция — Польша, Австро-Венгрия) — авторитетный законоучитель, прямой потомок великого комментатора Раши. Его респонсы объединены в книгу «Бейт Эфраим».
[v] Раби Нафтали-Цви-Йеуда бар-Яаков Берлин (Нецив из Воложина; 5577-5653 / 1817-1893 Белоруссия) — глава Воложинской ешивы, один из духовных лидеров поколения. Автор знаменитых комментариев: «Аамэк Шеэла» к книге «Шеилтот дэ-рав Ахай Гаон», «Аамэк Давар» к Торе, «Мэромэй Садэ» к Талмуду. Его респонсы — ответы на сложнейшие вопросы, присылаемые ему со всех концов диаспоры, — были собраны в книгу «Мэшив Давар» («Дающий ответ»).
[vi] Виленский Гаон (Дер Вильнер Гаон, Раби Элияу бен-Шломо-Залман, а-Гро, 5480-5558 / 1720-1797) — знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства.
[vii] Раби Хаим бар-Ицхак из Воложина (5509-5581 /1749-1821, Белоруссия), ближайший ученик Виленского Гаона, основатель Воложинской ешивы — «матери всех литовских ешив». Его книга «Нефеш а-Хаим» посвящена каббалистическому учению Виленского Гаона.
[viii] Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд (Рав; Бааль а-Тания; Алтер Ребе; 5505-5573 / 1745-1813, Белоруссия) — выдающийся законоучитель и каббалист, основатель хасидского движения ХАБАД. Его «Шульхан Арух а-Рав» стал основным галахическим кодексом для хасидов ХАБАДа.
[ix] Рабби Йешая бар-Авраам а-Леви Гурвиц (ШЛА а-Кадош; ок. 5325-5390 / ок. 1565-1630, Чехия, Польша, Волынь, Германия, Австрия, Эрец-Исраэль) — один из духовных лидеров ашкеназских евреев. Мыслитель и каббалист, автор одной из самых авторитетных и популярных в народе Израиля книг — «Шней Лухот а-Брит» («Две Скрижали Завета», сплав законодательных предписаний, этических наставлений и Каббалы) и знаменитой «Молитвы о потомстве».
[x] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона, охватывающий все важные галахические аспекты повседневной еврейской жизни. Составлен раби Йосефом бар-Эфраим Каро (Мехабер, Маран, 5248-5335 / 1488-1575; Испания, Португалия, Турция, Болгария, Эрец-Исраэль).
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Великий в знаниях и в своих душевных качествах, человек исключительных способностей, настоящий праведник, Виленский Гаон каждый поступок взвешивал на весах мудрости.
З. Рубашев
В истории евреев было много лже-машиахов — мессий. Самый известный из них — основатель христианства. Не менее известный для евреев — Шабтай Цви.
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
С. Бернфельд
Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Давид Россоф
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?