Темы: Ецер аРа, Цель творения, Страдания, Моше, Авраам, Давид, Родители, Помощь, Болезни, Добро и Зло, Животные
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые раввины. Сижу дома с ребёнком и задаюсь вопросом: вот такой маленький человечек, а такие муки — 1) рождаться больно; 2) потом колики; 3) зубы тоже больно; 4) учишься ходить — шишки собираешь...
За что им, маленьким, такие страдания? Для чего? Про мам как-то понятно, «нам прописано», но ведь мама может страдать и без того, чтобы ребёнок болел. Анна
Здравствуйте Анна.
Спасибо за вопрос.
Все этапы материнства — вынашивание ребенка, рождение и уход за ним первые годы его жизни несут на себе ясную печать замысла Всевышнего. Существует огромное различие между рождением и становлением человека и животного. Например, утята уже через несколько часов после рождения умеют плавать, бегать, добывать себе пищу. Они не плачут, не жалуются, не доставляют родителям массы хлопот и переживаний. В отличие от них человек остается беспомощным и зависимым от родителей на долгие годы. Сколько душевных и физических сил нужно вложить в этот «проект»! Сколько беспокойства и переживаний нужно претерпеть, пока ребенок не отправится «в самостоятельное плаванье»!
Понятно, что за невероятной беспомощностью ребенка скрывается Б-жественный замысел: научить нас, родителей, ответственности, состраданию, самопожертвованию. Всё время, пока ребенок развивается умственно и физически, мы, родители, заботясь о нем, растем духовно. Перед матерью-уткой, видимо, не была поставлена подобная задача, поэтому утята, родившись, сразу же начинают самостоятельную жизнь.
Пока наш ребенок абсолютно беспомощен, лишен всякого выбора, всё, что с ним происходит, подчинено той природе, которая дана ему Всевышним. Он спотыкается, падает, болеет, плачет. Так он познает мир. Разве мы можем сказать, что Творец сделал что-то на «троечку с плюсом»?! Сам ребенок, как правило, легче, чем его мать, переживает собственное рождение, колики, появление зубов, падения при первых шагах, шишки…
Более того, если ребенок не пройдет все эти этапы, его развитие не будет цельным. Например, давно уже установлено, что плач ребенка, из-за которого нам, родителям, так больно, является для него абсолютной необходимостью. Развивает легкие, помогает дольше спать. Почти тысячу лет назад Рабейну Бахье в книге «Обязанности сердец» написал, что плач ребенка удаляет из его мозга некоторую лишнюю влагу, которая, если не будет выведена, может вызвать серьезные болезни. Так что не стоит слишком переживать. Все перечисленные вами «беды» являются установленной Свыше реальностью.
Что касается страданий матери, о которых Вы упомянули, то действительно сказано: «Премного умножу муку твою и беременность твою, в мучении будешь рождать детей» (Берейшит 3:16). Вы принимаете волю Небес, по крайней мере, по отношению к себе, но, тем не менее, Ваш вопрос гораздо сильнее конкретной ситуации и имеет отношение не только к Вам и Вашему ребенку. Речь идет о любых незаслуженных, как мы видим, страданиях и других несправедливостях, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни. Поэтому давайте зададим этот вопрос глобально:
Почему страдают хорошие люди? Почему вокруг нас случается так много нелепых трагедий, аварий? Почему наши близкие порой испытывают такую сильную — незаслуженную — боль, что она становится не в меньшей мере и нашей?
Нам тяжело видеть страдания невинных людей, и это хорошо. Каждый человек, обладающий малейшим состраданием и чуткостью к ближнему, восстает перед лицом несправедливости. Авраам, первый еврей, спросил Всевышнего: «Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?!» (Берейшит 18:25). Моше Рабейну спросил: «Владыка! Для чего Ты сделал такое зло этому народу?..» (Шмот 5:22). Да и сегодня мы всё еще спрашиваем словами царя Давида: «Доколе нечестивым, Господи, доколе нечестивым ликовать?» (Тэилим 94:3).
Но уверены ли мы, что хотим объяснений? Действительно ли мы хотим знать, почему невинные страдают? Тогда давайте представим, что произойдет, если мы спросим: «Почему?» и действительно получим ответ. Что произойдет, если загадка будет разрешена, если кто-то однажды даст нам удовлетворительное объяснение причины каждого конкретного страдания? Мне кажется, в данном случае лучше продолжать жить с вопросом, чем получить ответ! И вот почему…
Как только для нас прояснится причина каждого страдания, нам станет несравненно легче и спокойней жить рядом с видимой несправедливостью. Собственно, любое страдание перестанет видеться нам незаслуженным и несправедливым. Ведь на каждое страдание у нас будет готовое четкое объяснение! Нас уже не будет так беспокоить чужой крик, мы не будем так чувствовать чужую боль, т. к. будем знать, почему это происходит.
Представьте, что Вы идете по больничному коридору и вдруг слышите крики женщины, переживающей сильную боль. Члены ее семьи стоят возле двери и возбужденно и радостно разговаривают! Вы кричите на них: «Что с вами? Вы в своем уме?! Помогите же ей! Разве вы не слышите, как ей больно?!» А они отвечают: «Не беспокойтесь! Всё под контролем! Она сейчас рожает. Все будет замечательно! Ясно, что мы рады!»
Если бы мы могли понять, почему страдают ни в чем неповинные люди, если бы мы могли найти логические объяснения трагедиям, происходящим в нашем мире, то мы научились бы с этим жить. И боль больше не казалась бы такой ужасной… Боль других людей мы воспринимали бы примерно так, как воспринимает страдания своих пациентов опытный врач, — спокойно и хладнокровно, ведь ему всё ясно! Мы могли бы слушать крики ребенка, не испытывая потрясения. Мы не содрогались бы, видя людей с разбитым сердцем и разрушенной судьбой, потому что у нас было бы прекрасное и убедительное объяснение: почему у них всё именно так.
Некто попал в реанимацию, был сбит нерадивым водителем — не переживайте слишком! Ведь в далеком детстве он избил того, кто сегодня неумышленно совершил наезд!
Бедный ребенок страдает серьезными нарушениями речи, он очень замкнут и одинок — а чего же вы хотели?! Ведь в прошлом воплощении он славился своим злоязычием!
У кого-то сгорела квартира, человек остался без крова — пусть пляшет от радости! Ему была суждена тяжелая болезнь, а вместо этого с него всего лишь взыскали имуществом!
Но пока страдания невинных остаются для нас загадкой и больным вопросом, нам не будет покоя. До тех пор, пока мы не знаем причину боли, мы не сможем с ней смириться, будем искать пути ослабить боль. Мидраш говорит, что Моше Рабейну спрашивал: «Владыка! Для чего Ты сделал такое зло этому народу?..» не из-за недостатка веры, а из-за сердечной боли о еврейских детях, которых живьем замуровывали в стену.
Если страдания невинных людей не «вписываются» в наше мировоззрение, то мы должны протестовать против их существования! Вместо того, чтобы оправдывать чужую боль, мы должны искать пути избавления от нее! Поэтому давайте продолжим задавать вопрос, почему хорошие люди страдают, но перестанем искать ответы. Нам достаточно знать, что нет в мире беспричинных страданий — всё от Всевышнего. Поэтому возьмем свою нетерпимость к несправедливости и сделаем её силой, работающей на добро! Пусть, если уж пришлось, не дай Б-г, видеть страдания людей, это побудит нас к действию. Постараемся помочь им, облегчить их участь, насколько это возможно.
Нам не нужны ответы и объяснения. Только так мы сможем в полной мере раскрыть в себе и реализовать такие необходимые человеческие качества, как сострадание, милосердие и желание прийти на помощь ближнему. И Всевышний ждет от нас этого.
С уважением, Зэев Урман
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Эльяким Залкинд
И в пребывании людей на планете Земля?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?