Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2

Кто вводит человека в искушение — Б-г или дьявол?

Темы: Злое начало, Йецер а-ра, Испытание, Свобода выбора, Иов, Сатан

Отложить Отложено

Здравствуйте! Не так давно многие СМИ сообщили, что папа римский Франциск изменил текст молитвы «Отче наш». В утвержденном переводе слова «non ci indurre in tentazione», которые в синодальном переводе Библии звучат как «не введи нас в искушение», заменены на «non abbandonarci alla tentazione» — это можно перевести как «не дай нам впасть в искушение» или «не оставь нас во власти искушения».

Старый перевод Франциск назвал плохим, ибо он порождал ошибочную интерпретацию, будто бы Бог принуждает людей к искушению. Отвечая на вопрос, может ли Бог вводить в искушение. Франциск заявил, что в искушение вводит не Бог, а дьявол: «Это я впадаю [в искушение], а не Он ввергает меня в искушение, чтобы потом наблюдать за моим падением. Отец так не поступает, отец помогает снова подняться». А что говорит об этом Тора?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

С заявлением Римского Папы, что в искушение вводит не Б-г, а дьявол, тогда как Б-г только помогает подняться, придется не согласиться. С точки зрения Торы нет и не может быть никакой силы, действующей «независимо» от Б-га и вводящей человека в искушение или во что-то еще. Все, что происходит на свете, является результатом действий Самого Б-га.

Если христиане, включая их главного сановника, думают, что существует какой-то «дьявол», противопоставленный Б-гу, они ошибаются. То, что Тора называет йецер а-ра, «злое начало», на самом деле не является какой-то отдельной силой, влияющей на человека. Как объясняет рав Шимшон Рефаэль Гирш в своем комментарии к Торе (к Берешит 6:5), слово йецер означает «продукт» (от слова йоцер — «создает») мыслей человека — то, что приходит ему на ум. Хорошие идеи или плохие, в зависимости от качеств характера самого человека. После чего у него остается свобода выбора: последовать пришедшей в голову идее или отвергнуть ее?

В Торе также фигурирует «Сатан», но и он не является каким-то отдельным злым существом с рогами и копытами или чем еще там. Как объясняет Мальбим в своем комментарии к Книге Иова (1:6), Сатан, подобно ангелам, является одной из сил, посредством которых Б-г управляет миром. Только силой деструктивной, ведущей к разрушению, недостатку, исчезновению того или иного объекта или явления. «Диалог» Б-га с Сатаном — всего лишь притча, написанная в такой форме, чтобы было понятно человеку. То, что Сатан «убедил» Б-га дать ему власть над Иовом и подвергнуть его испытаниям, означает лишь, что Б-г решил «применить» к Иову эту силу разрушения и исчезновения блага, чтобы подвергнуть его испытанию.

Поэтому в нашем Сидуре (молитвеннике), в Утренних благословениях (Биркот а-Шахар) написано: вэ-аль тэвиэйну лё лидэй хэт… вэ-лё лидэй нисайон, что переводится: «И не вводи нас ни в грех, ни в преступление, ни в злодеяния, ни в искушение». Да, «не вводи», ибо, в конечном счете, если кто-то и вводит, то только Сам Б-г.

Более того, если, по мнению Римского Папы, формулировка «вводит в искушение» проблематична, то непонятно, как он решил проблему, изменив формулировку. Допустим, любящий Отец не «вводит» в искушение. Но почему тогда «дает нам впасть» в него или «оставляет во власти» искушения?

Поэтому на самом деле надо лучше понять, что такое нисайон, слово, которое здесь переводится как «искушение».

В мире это понятие воспринимается как негативно окрашенное — как «заманивание» в грех. Но это из-за христианства, в представлении которого это делает дьявол или змей — «искуситель», а не Б-г.

В этом, кстати, тоже несколько проблематична картина, нарисованная Римским Папой: человек в ней предстает достаточно пассивным, едва способным влиять на собственный дух. «Дьявол» искушает его, заманивая в грех, а Б-г спасает, вызволяя из греха. Получается, что основная борьба тут — между Б-гом и «дьяволом», которые играют роли, соответственно, «героя» и «злодея». А сам человек беспомощен и может только находиться в «хороших» или «плохих» руках.

На самом же деле слово нисайон означает то, что мы называем «испытанием» — с положительной коннотацией. Хорошо подходит также английское слово challenge — «вызов» в смысле «задача», «проблема», поставленная перед человеком, чтобы он ее решил.

Да, у человека возникает соблазн поступить неправильно. Но в то же время он обладает свободой выбора — способностью, несмотря на соблазн, поступить правильно. Это в его руках. Борьба происходит в нем самом. Он сам может сейчас стать «героем» или «злодеем». Более того, испытание не только можно выдержать, — оно необходимо для роста. Как необходимы тренировки и соревнования для спортсмена, без них он не накачает мускулы, не выйдет на более высокий уровень, не добьется успеха.

Вот Б-г и вводит человека в испытание — именно потому, что Он любящий Отец. Он хочет, чтобы Его сын продвигался, поэтому дает ему упражнения. Он ставит человека в ситуацию, где возникает соблазн, Сам подвергает его этому соблазну — создает ситуацию, в которой у человека, с его конкретными качествами характера, возникает стремление поступить неправильно. Но в то же время Он наделяет человека достаточными силами, чтобы преодолеть соблазн. Человек только должен сначала сделать выбор — решить поступить правильно и сделать усилие, всерьез попытаться преодолеть соблазн. Это — решение и попытка — полностью в его руках. И, если он сделает правильный выбор, Б-г даст ему силы, чтобы сумел выстоять. Сам по себе человек слабее соблазна — «если Б-г ему не поможет, он его не одолеет» (Кидушин 30 б). Но если Б-г поможет, то человек сумеет дойти до конца, против ветра.

Среди прочего, слово нисайон связано со словом нес — «знамя», «вымпел». Б-г посылает человеку испытание не для того, чтобы, как выразился Римский Папа, «наблюдать потом за его падением», а, наоборот, чтобы поднять его — как «знамя» — и присвоить звание «героя», когда он это испытание выдержит.

Таким образом, обе силы — и соблазн, и способность его преодолеть — создает Б-г. Он посылает человеку испытание, и Он же помогает ему выстоять и вырасти. Он дает задачу, ставит проблему, и Он же помогает ее решить.

И, когда мы молимся: «Не вводи нас в грех… и в испытание», мы имеем в виду: не вводи нас в такое испытание, в каком сила соблазна до самого конца останется больше нашей и мы согрешим, — а дай нам силы его преодолеть.

Б-г и так даст нам эти силы, если героически сделаем правильный выбор: ведь Он справедлив. Но таковы многие наши молитвы: их цель — не упросить Б-га дать нам то, что Он давать не собирался, а продемонстрировать осознание, что все дается Им и к Нему надо обращаться и с просьбами, и с благодарностями. Это условие получения нами всех благ, а также средство сближения с Ним.

Остается пожелать, чтобы Б-г дал каждому из нас силы с честью выдержать все посланные Им испытания и таким образом достичь духовных высот.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Есть ли свобода выбора?

Мирьям Климовская

Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?

Как избавиться от дурных мыслей?

Рав Бенцион Зильбер

Как убежать от самого себя?

Каждый, кто поднял руку, чтобы ударить, даже если не ударил, уже считается грешником. Шмот

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше