Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Может ли Б-г сказать человеку: «Ты недостоин называться евреем»?

Темы: Награда и наказание, Предназначение, Смысл жизни, Душа, Заповеди, Будущий мир, Рай, Добрые дела

Отложить Отложено

Шалом! Скажите, пожалуйста, может ли Всевышний еврея, который всю жизнь гордился тем, что он еврей, считал, что его еврейство обеспечивает ему жизнь в Раю после смерти, не принять как еврея?

Не знаю, насколько понятен вопрос… Ну, грубо говоря, Всевышний как бы скажет ему: «В Моих очах ты не еврей, недостоин называться евреем». Так примерно. И, если такое может случиться, то что такое тогда еврейство, какие дает преимущества пред прочими людьми в глазах Б-га? Что должен делать еврей, чтобы быть, так сказать, настоящим евреем, угодным Всевышнему? Заранее благодарю, Юлия

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Юлия!

Сам «статус» еврея, если он есть, Б-г отнимать у человека не будет. Еврейство — это тип души, наследуемый от выработавшего его Авраама или получаемый при переходе в иудаизм (гиюр). Евреев можно сравнить с членами «царской семьи»: царевич всегда останется царевичем.

Другое дело, что «положение обязывает». Еврейство — это не просто тип души, это предназначение. Евреи — избранный народ. Избранный — для миссии.

Поэтому Б-г может сказать человеку: ты — еврей, который не выполнил свое предназначение, свою миссию. Это не значит, что поэтому он «недостоин называться евреем». Евреем он продолжит называться, но награду в Будущем мире не получит.

Ведь она дается за выполнение миссии, а не просто за то, что «человек — еврей». И с его стороны действительно глупо считать, что само еврейство обеспечивает ему жизнь в Будущем мире, и гордиться тем фактом, что он еврей. Это — как президенту гордиться тем фактом, что он президент, избранный народом, и думать, что это само по себе обеспечивает ему добрую память в истории. Нет, его имя в истории зависит от его деятельности и успешности на этом посту, от выполнения его обязанностей, его миссии.

Преимущество перед прочими людьми? Если дворник за его окнами плохо подмел улицу, об этом мало кто узнает или потом вспомнит. А если президент плохо справится со своими обязанностями, то о нем будет написано в учебниках истории: президент, не выполнивший свою миссию. Именно потому, что он президент. Никто не отменит того, что этот человек был президентом, но этот статус в случае провала и послужит причиной позора.

Вот и с еврея — именно потому, что он еврей, — у Б-га будет серьезный спрос. У него особый тип души, но душа — как белая одежда: правильными действиями ее можно довести до блеска, а неправильными — замарать. А при том же количестве грязи белая одежда выглядит грязнее. Грязь сильнее выделяется на ее фоне, больше ее портит, сильнее режет глаз. Поэтому Б-г ему скажет: ты еврей, Я дал тебе такую душу, такую белую одежду — и во что ты ее превратил!

В наказание Б-г не лишит его этой одежды. Наоборот, Он оставит ее на нем, чтобы всем было видно, какая она грязная. Это и станет его наказанием.

(Полностью понять, каким будет там наказание — и награда — мы не можем. Но есть намеки на то, что, с одной стороны, наказание будет подобно огню, а, с другой, оно будет духовным, а не физическим, как весь тот мир. Поэтому доступным нам примером может послужить ощущение позора: оно не физическое, но «жжет»).

Что же должен делать еврей, чтобы довести свою душу-«одежду» до блеска?

Как сказано, выполнять свою миссию. Изучать Тору, соблюдать заповеди. Всё, что в ней написано, это не так-то просто.

Да, быть хорошим человеком во всех отношениях. Но хорошим человеком может быть и дворник. Царевич же должен также соблюдать придворный этикет и участвовать в церемониях, устраиваемых во славу Царя и по Его уставу, доставляющих Ему удовольствие. Поэтому еврей должен выполнять заповеди, которые могут показаться просто «ритуалами».

Но и хорошим человеком он тоже должен быть, этого никто не отменял. Это и написано в Торе, и, как отмечает она сама, диктуется человеческим разумом. Человек, выполняющий все ритуалы, но ведущий себя по-свински с другими людьми, Б-гу совсем не угоден, он не славит Его, а позорит, и его душа-«одежда» чистой не будет.

Наконец, начало еврейству положил Авраам, который пошел против господствовавшего тогда идолопоклонства, веры в различные силы, управляющие миром, и открыл стоящего над всеми ними Единого Б-га. Теперь уже почти не осталось идолопоклонства в том, изначальном виде. Но остались разные идеологии, в которые люди верят, хотя по большей части и они содержат не всю истину (если вообще содержат). Еврей же должен быть истинным искателем истины (простите за тавтологию) и сегодня тоже стремиться докопаться до нее, несмотря на потоки пропаганды со всех сторон. Это не просто.

Вместо каменных истуканов, в которых верили люди прошлого, сегодняшние умные и продвинутые люди верят в кумиров, в политиков и различных деятелей, которые предстают благородными борцами за все хорошее. В конечном счете, все эти ангелы почему-то оказываются людьми со всеми слабостями и недостатками, но это не мешает продвинутым людям каждый раз восторженно кидаться к новым кумирам, приходящим на смену прежним. Еврей же должен знать цену всем этим идолам и верить только в Единого Б-га, и стремиться к центральной Истине, которую Тот представляет.

Но, прежде всего, соблюдать заповеди, исполнять желание и Б-га, и других людей и не огорчать их. И коллег, и ближайших родственников. Именно это требует основных усилий и борьбы с собой, и именно так, главным образом, доводится до блеска душа-«одежда».

Успехов Вам в этом!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его