Темы: Благословения на еду, Суббота, Заповеди, Наслаждения, Интимные отношения, Еда, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, спасибо за ответ, но есть еще вопрос. Есть же такое понятие как таава, ну и, по сути, все удовольствия — это удовлетворение таавы (вожделения). И как с этим быть?
И еще один вопрос: в субботу есть прям заповедь — получать удовольствия. Но, так или иначе, они же — не во имя Небес. Как это объясняется? Рафаэль
Здравствуйте еще раз, Рафаэль!
Думается, что Вы сами уже наполовину ответили на свой вопрос. Да, есть в человеке стремление к материальным наслаждениям, таава. Но ведь действительно, по сути, все удовольствия — это таава, удовлетворение таавы. Еда вкусная, постель мягкая. И что же теперь — не будем есть и спать? Или будем есть только черствый хлеб и спать на скамейке? Впрочем, в субботу, как Вы пишете, и это не пройдет, ведь получать удовольствие — заповедано. Как же так?
Неизбежный ответ: не всякое удовольствие есть зло. Каждое человеческое качество, включая стремление к наслаждениям, не является положительным или отрицательным само по себе, всё зависит от того, как и в какой мере оно проявляется. Дисциплина — хорошо, чрезмерная строгость и нетерпимость — плохо. Юмор — хорошо, бесконечный идиотский смех — плохо. Скромность — хорошо, но непризнание, отрицание своих способностей и достоинств, закомплексованность и неуверенность в себе — плохо.
Вот и жажда удовольствий сама по себе может — и должна — использоваться во благо. Б-г создал еду вкусной для того, чтобы человек хотел и любил есть. Да, именно так! Иначе ему будет трудно выжить: ведь еду надо добывать, готовить, а потом еще и жевать (и в туалет ходить тоже). И интимные отношения, если бы не доставляли удовольствия, были бы просто утомительными. А потомство производить надо. Потому Б-г сделал все эти действия приятными, чтобы человек не только трудился, но и наслаждался.
Проблема с жаждой наслаждения в обеих сферах начинается только тогда, когда человек впадает в крайность. Поесть вкусную еду в меру — пожалуйста. Но безудержно набивать желудок сладостями — уже не надо. Близость с супругой и рождение детей — святое дело, заповедь. Но близость с кем не надо — уже тяжкий грех, использование этой великой силы не по назначению.
В субботу заповедано устраивать трапезы и подавать вкусные блюда. Почему? По той же причине: суббота — важный день для Б-га. И Он желает, чтобы и человек любил этот день и хотел, чтобы этот день, как и лето, не кончался. Ведь в субботу также много запретов, и, если не будет наслаждений, то в человеческом восприятии суббота превратится просто в день ограничений, когда того нельзя и этого нельзя.
Именно так его воспринимают люди, которые не имели возможности поучаствовать в полноценной субботе — с трапезами в хорошей компании, а только слышали о массе запретов. И они думают, что эти религиозные пытаются им навязать какое-то безумие. А на самом деле цель субботы — дать человеку оторваться от будничной обыденности и тяжелой жизни, дать ему одновременно отдых и соприкосновение с духовностью. Именно в этом смысл запрета работ, связанных с созидательной жизнью будней, — сейчас мы от всего этого отрываемся, отдыхаем — и наслаждаемся. Вкусной едой, сном, беседой с родными и близкими.
И, поскольку мы делаем это по воле Б-га, чтобы превратить субботу в особый, любимый день недели, как Он и желает, получается, что мы это делаем для Него — во имя Небес.
Ведь «во имя Небес» — не означает, что сами мы при этом удовольствия не получаем. А то, если человек получает удовольствие, помогая другим, ему самому при этом становится отрадно, тогда тоже считается, что он это делает «не во имя Небес»? Или, если человек получает наслаждение, изучая Тору, это тоже «не во имя Небес»? Наоборот, именно так он Б-га и радует.
Ведь, если Вы что-то любите — какое-то занятие, блюдо, книгу, — то Вы естественным образом хотите, чтобы и другие это полюбили и получили от этого наслаждение. А если они любить и наслаждаться не будут, а займутся этим только ради того, чтобы угодить Вам, Вас это устроит? Если друг Вам скажет: мне это блюдо не нравится и эта книга не интересна, но я ем и читаю, чтобы порадовать Вас, — Вас это обрадует? Скорее, Вас обрадует, если он съест это блюдо и прочтет эту книгу, и скажет: действительно, приятно! Именно тогда Вы почувствуете единение с ним, к чему на самом деле главным образом и стремитесь.
Самое приятное — это любить и наслаждаться чем-то вместес кем-то: тогда мы получаем удовольствие и от самого занятия, и от единения с человеком. Поэтому в природе человека, получив наслаждение, поделиться с другим: пересказать или дать прочесть книгу, показать то, что уже увидел сам. Вот и Б-г создал приятные вещи, чтобы с нами поделиться и таким образом «насладиться» нашей компанией. Поэтому, получая удовольствие от вкусной еды, от субботы, мы доставляем наслаждение Ему. Только произносим благословение до и после еды, чтобы подчеркнуть: мы знаем, что Он это нам дал, и наслаждаемся не просто так, а с Ним.
Итак, еще раз, приятного аппетита — и времяпровождения с Б-гом!
С уважением, Меир Мучник
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Отношения между полами предписаны Торой. Но злоупотреблять ими, подчиняясь каждому сексуальному импульсу, не нужно. Самоконтроль в этой сфере должен быть повседневным.
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Ашер Кушнир
Есть две крайности, которые характерны для людей, недавно пришедших к иудаизму. Одни не избавились от своего прошлого, достаточно разгульного. Другие огульно считают супружеские отношения чем-то изначально непристойным. В действительности же жизнь супругов, включая телесные ее аспекты, наполнена святостью.
Рав Бенцион Зильбер
Кто может мне написать молитву русскими буквами на иврите?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?