Темы: Ненависть, Испытание, Йосеф, Машиах, Яаков, Авраам, Ицхак, Праотцы, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВозможно ли, что Мошиах не придет? Шалом, рав! Спасибо за ваши своевременные и полные ответы. Существует точка зрения (небезосновательная), что приход Мошиаха задерживают наши грехи. И в этом случае возникает вопрос: возможно ли, что мы — своим безнравственным поведением, несоблюдением законов Торы — можем лишить себя подобной благодати? Ведь очевидно, что современное поведение людей — не только еврейского народа, а и всех в целом — никак этому не способствует. Роман
Здравствуйте, Роман!
Вера в приход Машиаха — одна из основ иудаизма. Поэтому мы уверены в том, что, так или иначе, он придет.
Более того, суть его прихода — это не просто избавление евреев и всего мира от определенных проблем. Это завершение цикла истории. А цикл истории схож по структуре с циклом жизни. Исход евреев из Египта, духовный подъем и строительство Храма — «рождение» и «молодость», рост. «Весенняя» свежесть. Дальнейшая история — духовное падение, разрушение Храма, долгое изгнание — с одной стороны, утрата изначальной чистоты, с другой — обретение опыта и интеллектуальное развитие, ведь в изгнании основным способом служения стал глубокий анализ Торы. Это переход к «зрелости». «Летний» перегрев, уже тяжело дышится. Но после этого должно прийти и «осеннее» завершение цикла: конец тяжкого труда, «выдох», уход на заслуженный покой (который означает не прекращение всякой деятельности, но обретение свободы, занятие полезными делами на добровольной основе, с удовольствием). Как неизбежно завершение цикла жизни и ежегодного цикла природы, так — и цикла истории.
Но Вы задаете хороший вопрос: современное поведение людей — и мира вообще, и евреев в частности — вроде бы, никак приходу Машиаха не способствует. Особенно в свете того, что последнее изгнание считается следствием беспричинной ненависти, а её в наши дни нисколько не убавилось. Неприязнь между великими державами, а также между политическими партиями внутри каждой страны — яркий пример такой ненависти: каждая сторона считает себя добром и «хочет как лучше», но вследствие недопонимания и подозрительности считает другую сторону «злом», которому «надо противостоять», демонизирует ее и создает образ врага. И даже евреи, которые тоже делятся на группы, разные по характеру и подходу к служению, часто поддаются соблазну перейти на этой основе к личной неприязни. В этом плане, к сожалению, ситуация действительно, вроде бы, не улучшается. И в целом не просматривается никаких предпосылок возвращения к тому духовному уровню, на котором мы были в эпоху Храма.
Как же в такой ситуации придет Машиах?
Точно ответить на этот вопрос мы не можем — будущее знает только Б-г. Но идею, возможно, сумеем почерпнуть из еще одного цикла, которому соответствует цикл истории еврейского народа. А именно — цикла жизни наших праотцев: Авраама, Ицхака и Яакова. Известен принцип: маасе авот симан лэ-баним — «дела отцов — знак для сыновей», т.е. то, что было с праотцами, — знак того, что случится с их потомками, еврейским народом. Речь идет не просто о совпадениях, а о том, что праотцы проложили путь детям и для этого сами прошли через этот цикл жизни, эти ее этапы и испытания.
Авраам проложил «весенний» этап цикла: он положил начало еврейскому пути, с успехом прошел сложнейшие испытания, завоевал любовь и уважение окружающих народов и сам олицетворял любовь и милосердие. Путь Ицхака был уже труднее: он сам олицетворял строгость и дисциплину, окружающие народы временами проявляли уважение, но временами и зависть, ставили препятствия и изгоняли, а, в конце концов, он сам ослеп. Но наиболее трудным был путь Яакова: на протяжении большей части жизни он был ненавидим и гоним, одно испытание сменяло другое.
Согласно мнению мудрецов, причина была в том, что Яаков своей жизнью проложил путь потомков в изгнании. Конкретно, Яакову пришлось перенести четыре основных испытания: преследования со стороны Эйсава и Лавана, несчастье с Диной и продажу Йосефа. Они соответствовали четырем изгнаниям, через которые пришлось пройти еврейскому народу: вавилонскому, персидскому, греческому и римскому (последнее продолжается по сей день, т. к. Риму наследует христианская, западная цивилизация, которую уравновешивает восточная, мусульманская).
Только к концу жизни Яакова его испытания завершились — радостью встречи с Йосефом. Тогда же, после переезда в Египет, он обрел и уважение окружающего нееврейского мира. И последний этап жизни провел так… как мы надеемся провести его после прихода Машиаха. Без всяких бед, обретя покой и свободу заниматься духовными вопросами добровольно и с удовольствием.
Получается, что в цикле жизни праотцев эквивалентом последнего изгнания стала продажа Йосефа, а эквивалентом прихода Машиаха — «возвращение» Йосефа.
Каким образом это произошло?
Если обратимся к Торе, увидим: к тому времени у самого Яакова уже оставалось мало сил. В результате исчезновения Йосефа Яаков погрузился в безутешное горе, его оставило Б-жественное присутствие. И создалось впечатление, что он не справился со своей миссией и утратил долю в Будущем мире (Раши к Берешит 37:35). Что предыдущие духовные достижения утратили значение. И на протяжении всего того времени — от продажи Йосефа до его возвращения — Яаков, вроде бы, играет скорее пассивную роль в происходящем: основные действия совершаются его сыновьями и не всегда благотворно влияют на его жизнь. К моменту возвращения Йосефа ситуация выглядела вовсе не обещающе, скорее, наоборот. Ощущение Яакова было — что всё только ухудшается и рассыпается. Сначала Йосеф пропал, а теперь еще и Шимон, и Биньямин тоже вот-вот пропадет, и, вообще, существование всей семьи находится под угрозой. От египетского наместника исходит опасность, а он, Яаков, почти ничего не может сделать. Что же будет?
И вдруг новость — Йосеф жив! Внезапно, ниоткуда, никак не ожидаемо. Да, потом стало ясно, что всё к тому и шло, и теперь мы, читая Тору, это видим. Но тогда для Яакова это было совершенно неожиданно. Ва-тэхи руах Яаков авиэм — «И ожил дух Яакова, отца их». К нему вернулось Б-жественное присутствие и все ранее завоеванные духовные достижения. Стало ясно, что Йосеф вовсе не пропал, что всё это время он просто был скрыт, а теперь открылся. И былой духовный уровень тоже не был потерян так, чтобы его пришлось восстанавливать, на что у Яакова теперь уже не было сил. Нет, этот уровень был лишь скрыт, а теперь снова раскрылся. Изначальный путь был пройден не зря. Только в результате продажи Йосефа исчез свет в конце тоннеля — но теперь снова вспыхнул.
Вот и наше изгнание может закончиться подобным образом. Как именно — не знаем, но тоже внезапно. Спасение тоже может прийти, откуда не ждали, может быть, даже от главного источника бед, что бы это ни значило. И когда вновь вспыхнет свет, наш былой уровень снова раскроется в нас самих, хотя сейчас мы и представить себе не можем, каким образом это произойдет.
Такая вот идея. В точности, как сказано, предсказать все события мы не можем, но в то, что они произойдут, твердо верим. Хотя, конечно, не следует сидеть сложа руки, а стоит поработать над уменьшением беспричинной ненависти и преодолением недопонимания между людьми, это определенно поможет приблизить приход Машиаха.
С уважением, Меир Мучник
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Моше Пантелят
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Реувен Пятигорский
Авраам, родился в 1948 году от Сотворения мира
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его