Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Неужели конец света придет стихийно, без нашего участия?

Темы: Предназначение, Свобода выбора и предопределенность, Машиах, Галут, Ишмаэль, История, Эсав

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины и дорогая редакция Толдот! Скажите, почему не видно актуальных статей на тему приближающего будущего мира Царства Машиаха? Неужели мы не должны думать о будущем? Неужели все решится свыше, а не с нашим участием?

Мы видим катастрофические изменения климата, вырождение жизни, стихийность финансовой системы, но разумного своего участия в этом всем не планируем (хотя оно очевидно недостаточно, и эффективность, не в ущерб гуманности, возможна).

Неужели стихийность предрешена? Нет ли здесь решающего самообмана и недобросовестных интересов? И может ли быть стихийным разум? Не является ли это взаимоисключающими понятиями? Стихийность ведет к хаосу, а разум к порядку, но мы не планируем порядок. Почему?

И чему учит Тора, если не образцу самоорганизации на определенном этапе, по примеру которого и предложено дальнейшее развитие? Именно так поступили США и Европейский союз, но тоже на определенном этапе, дальше которого противоречия модели стали определяющими.

Или интересы этой модели стали так всеобъемлющи, что мы не можем даже констатировать и ее стихийность? В общем, очевидно: проблема стихийности есть и разумные решения парализованы ею. Что думает об этом Иудаизм? Спасибо. Михаил

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Михаил!

Что касается актуальных статей на тему мира Машиаха, то, во-первых, на самом деле о стремлении и подготовке к нему говорится много — если разобраться, в чем именно заключаются условия и цели его прихода.

Подготовка к приходу Машиаха стремление к единству

Ведь, согласно мнению мудрецов, главной причиной последнего изгнания, продолжающегося уже 2000 лет, является «беспричинная ненависть» евреев друг к другу. То есть расколы и раздоры в обществе, переход от естественных различий в путях служения Б-гу и идейных разногласий к личной неприязни. Утрата понимания, что «все свои», и деление на «своих» и «чужих»; «мы хорошие и желаем всем добра, но вот они плохие». Между другими народами и великими державами такие недопонимания и конфликты стали нормой еще со времен рассеяния после попытки строительства Вавилонской башни, но позже они появились и между евреями, а в последнюю эпоху усилились. Машиах же должен преодолеть все эти расхождения и взаимные негативные чувства и добиться единения.

И в этом плане у нас много говорится о пагубности беспричинной ненависти и о том, что ее надо преодолевать и развивать любовь к ближнему. Другое дело, что в длящемся изгнании со всеми его трудностями и соблазнами не всегда легко воплотить эти стремления на практике. К сожалению, у нас много расколов, которых могло и не быть. Но, с другой стороны, по сравнению с остальным миром, где разные народы откровенно ненавидят друг друга и втягиваются в войны, «горячие» или «холодные», где и внутри каждой страны люди разных взглядов демонизируют друг друга, все-таки ситуация в еврейском народе не такая уж безнадежная. Очень много творится милосердия, а это главная практическая составляющая любви к ближнему.

В будущем же царстве и другие народы «объединятся все вместе, чтобы исполнять волю Твою от всего сердца», как мы говорим в молитве на Рош а-Шана. Объединятся — именно чтобы исполнять волю Всевышнего. То есть, объединяет общая цель. И в этом плане, надо сказать, и весь мир, несмотря на всю политику и конфликты, уже прошел некоторые важные этапы в подготовке к царству Машиаха. Ведь изначально в мире господствовало идолопоклонство: каждый народ поклонялся своим идолам, и это усугубляло расколы и умножало религиозные войны. Но за последние 2000 лет, как пишет Рамбам, христианство и ислам, ответвившись от иудаизма, привили большей части мира идею единства Б-га. Каждая из этих мировых религий несколько исказила заимствованное ею мировоззрение монотеизма и его моральные принципы, но, тем не менее, мир стал в гораздо большей степени близок к истине и к правильному образу жизни, чем раньше. Он принял то, что на Западе теперь называют «иудео-христианскими» ценностями.

Среди искажений, допущенных этими религиями, — доведенная до крайности идея религиозной войны («крестового похода», «джихада»), которая позволила своим адептам, несмотря на большее идеологическое единство, продолжать жестокие религиозные войны. Но после мировых войн, по крайней мере, на данном этапе пришло в какой-то мере осознание, что требуется более высокая степень единения. Это попытались воплотить, создавая международные организации типа ООН или ЕС. Некоторую долю единства, пусть поверхностного и не решающего коренные проблемы, создают разные международные фестивали и, с большими оговорками, спортивные состязания. В глубине души люди понимают, что единение необходимо, и жаждут его. Но возможным оно станет только при служении единому Б-гу. Это — во-первых.

Вклад каждого поколения в Царство Машиаха

А во-вторых, писать на тему самого царства Машиаха трудно потому, что мы все-таки не можем точно знать, когда и как оно придет, как все будет устроено. Это будет другой мир, неведомый нам, и мы сами станем другими — ведь такими, какими мы являемся сейчас, мы туда вряд ли впишемся. Можно много говорить о желаемом изменении мира к лучшему и преодолении конфликтов — но ведь, прежде всего, это будет означать изменения в нас самих. Включая ломку стереотипов, того самого деления на «своих» и «чужих». Кое-кому придется изменить свои взгляды, отказаться от той или иной сладкой лжи или от занятий, мешающих более интенсивному служению Б-гу. После прихода Машиаха, возможно, все это станет легче, но сейчас трудно даже представить себе необходимые в будущем перемены.

И главной нашей целью является не это, а достойная жизнь по Торе здесь и сейчас. Б-г поместил нас именно в этом, известном нам мире на данном этапе его истории, чтобы мы жили по Торе в этих условиях. Ведь пока что все жившие в этом мире люди так и не дожили до прихода Машиаха. Зачем же они жили и готовились, не обидно ли? — Нет. Машиах придет в результате труда всех поколений вместе взятых, и цель каждого из них — не научиться жизни, которая наступит после прихода Машиаха, а внести вклад в конечное совершенствование мира своей жизнью в свое время и на своем месте.

Не следует забывать, что слово «Тора» означает «учение», «указание» (одного корня со словом морэ — «учитель»). Тора дана людям каждого поколения, чтобы воспитать их и сделать достойными людьми и служителями Б-га в той самой жизни, которой они живут. А когда придет Машиах, жизнь станет другой, и люди уже тогда научатся ей или естественным образом в нее войдут. В этом плане действительно можно сказать, что все будет сделано Свыше: мы можем стараться улучшать мир в силу своих возможностей, внося каждый свою лепту, но коренным образом преобразовать его в некий другой мир может только Б-г. Возможно, на это и намекает традиция, что Третий Храм будет не построен людьми, а спущен с Небес (Раши к Сукка 41а).

Хотя мир очень сильно изменился за последние два-три века и можно сказать, что человек принял в этом участие, всё же очевидно, что произошло это «стихийно»: каждый человек именно что жил и занимался своим делом, там и сям кто-то что-то изменял, а в целом получилась глобальная трансформация мира. Ибо так спланировал Сценарист. Некоторые люди действительно хотели сами дать истории более сильный толчок и построить новый мир, как им казалось, «мессианский». Ленин с большевиками, например. Что из этого вышло, известно. Нет, в конечном счете, можно утверждать, что революции дали каждая свой импульс, но при этом революционеры также несут ответственность за все издержки и непредвиденные последствия. Не только за то, что хотели, но и за то, что получили. Так что, похоже, нам надо быть скромнее и оставить глобальное планирование истинному Б-гу, а не пытающемуся быть Им человеку.

Таким образом, в этом смысле стихийность — всего лишь движение мира по той траектории, по которой его направляет Б-г. Оно не всегда понятно и предсказуемо для человека, потому что его разум ограничен и не в состоянии постичь планы и замыслы Сценариста. Достаточно того, что Он дал каждому из нас в жизни роль и задание, выполняя которое мы и участвуем в этом движении мира к своей цели.

Хотя можно говорить об определенных негативных аспектах нынешнего состояния мира, вроде упомянутого Вами изменения климата и стихийности финансовой системы, в то же время, не следует терять из виду общую панораму истории. В целом людская жизнь сегодня комфортна, как никогда. В прошлом большинство людей жило в бедности или нищете, теперь все явно по-другому, пусть и не идеально. В прошлом была ужасающая детская смертность; теперь ее, слава Б-гу, трудно представить. В прошлом большинство людей были бесправны и зависели от прихоти власть имущих, теперь система в гораздо большей степени подчинена закону и нацелена на заботу о гражданах, пусть не всегда и не везде.

Упорядоченность и стихийность как этапы изгнания

Возможно, есть также основания утверждать, что современный мир в большей степени нестабилен и подвержен постоянным переменам и метаморфозам. В прошлом мир, хотя и был полон недостатков, в то же время действительно был весьма упорядочен и предсказуем. В большинстве случаев человек всю жизнь принадлежал к тому классу или клану, в котором родился, и представители другого оставались для него чужими, обитателями другого мира. Слуга не мог стать господином, мещанин — дворянином. Перемены во всех сферах жизни происходили очень медленно и становились различимы только по прошествии веков. Как в обществе — его устоях, традициях и мышлении, — так и в материальной жизни людей. Уровень жизни многие тысячелетия оставался более-менее таким, каким был в эпоху античности — большинство технологических новшеств появились только за последние два века.

Теперь же, после всех метаморфоз и революций, через которые прошел мир, каждая страна — по-своему, все это во многом изменилось. Теперь «Золушка» или «Ромео и Джульетта» из сказок стали былью: кто был ничем, тот может стать всем, будь то «американская мечта» или «советская» (которая в этой области сохранилась). Теперь даже короли и принцы могут жениться по любви.

И не только перегородки внутри каждого общества стираются, но и границы между странами, как государственные, так и культурные. Если раньше каждый народ держался сам по себе и сохранял свою идентичность (но оборотной стороной была неприязнь к чужаку), то теперь считается за благо их смешение и образование одной пестрой, «пострасовой» смеси. А некоторые даже считают, что пол человека не обязан быть строго мужским или женским, его можно менять или оставлять неопределенным. И сочетаться браком тоже можно с представителями любого пола, противоположного или своего. Такое вот смешение всего и вся, от которого действительно порой глаза на лоб лезут.

И не только смешение, но и нестабильность, и непредсказуемость. Мир не только изменился, но и не перестает меняться дальше — и быстрее. Упомянутые нами перемены произошли в течение одного-двух веков, а в последнее время каждое десятилетие можно рассматривать как отдельную эпоху. Предугадать, что еще появится и каким мир предстанет не то что через век, но через какие-то пять-десять лет, решительно невозможно.

С чем все это связано?

Трудно сказать наверняка, но, возможно, с переходом от одного этапа нынешнего изгнания к другому. Мы проходим через последнее из Четырех изгнаний — Эдома-Рима, потомка Эйсава, и наследовавшей ему христианской цивилизации. До событий 20 века это изгнание означало буквально господство Запада — он колонизировал весь мир и был всегда прав. Но в течение 20 века все поменялось: Западные страны ослабили друг друга в мировых войнах, а их колонии освободились и стали независимым большинством. Теперь уже их представители наводняют страны Запада и всегда правы.

Особенно — мусульманин-Ишмаэль, к которому на практике во многом перешло господство. Ибо его роль в этом изгнании — уравновешивать силу Эйсава, чтобы ее крайности не привели к уничтожению мира. И после того, как Эйсав дошел до диктатур 20 века и Холокоста, то, чтобы уравновесить пагубное воздействие этих его крайностей, мир должен был качнуться в другую крайность — попасть под влияние противоположной ей силы Ишмаэля. Поэтому мир в целом перешел в иное состояние. Раньше был «мир Эйсава», отражавший его атрибуты, а теперь наступил «мир Ишмаэля».

Каковы свойства Эйсава? Унаследованная им от отца — Ицхака — строгость и дисциплина (гвура), доведенная самим Эйсавом до крайности — нетерпимости и жестокости. А Ишмаэля? Наоборот, унаследованные им от отца — Авраама — милосердие и любовь (хесед), доведенные им самим до крайности — разнузданности и дикости.

Если посмотреть с этого «ракурса», становятся понятными многие произошедшие в мире перемены, включая переход от упорядоченности и предсказуемости к стихийности и хаотичности: это значит — от крайностей характера Эйсава к крайностям характера Ишмаэля. От чрезмерно жесткой структуры, изобилующей ограничениями и перегородками, к уничтожению всех сдержек и ограничений, потере твердой структуры и контроля.

От одного испытания к другому

Если так, то это не какое-то новое и непонятное явление, а естественное колебание маятника между крайними положениями, где у каждой фазы свой смысл. У каждого из этих состояний есть свои достоинства и недостатки. И наше дело — жить в этом мире на данном этапе, используя его достоинства для служения Б-гу и избегая пагубных влияний и последствий, связанных с недостатками.

Так, неприглядная сторона старого мира была в том, что маленький человек был вечно задавлен, а еврей — вечно бит. Он всегда был слабым чужаком, ограниченным в правах, без особого шанса изменить свой статус. Сильный хозяин был всегда прав. Очень долго это продолжалось, мы как-то уже и забыли, каково это. Холокост был лишь высшей точкой. И еврею приходилось постоянно во всем этом выживать, причем — не видя света в конце тоннеля.

Теперь же еврея обычно не бьют и не гонят, наоборот, часто приветствуют и любят, ценят его способности и приносимую им пользу. Но зато велика опасность ассимиляции. Очарования этим «новым миром», где нет больше «ни эллина, ни иудея». Теперь и за его сына может выйти по любви нееврейская принцесса, дочь президента или Джульетта, вот только потомство его еврейским уже не будет… То есть, опять надо выживать, но — преодолевая совсем другие испытания.

Раньше рассеянные по разным странам и городам еврейские общины становились непохожими друг на друга по обычаям и характеру, и им было трудно поддерживать единство и понимать друг друга. Но теперь большинство евреев живет в городах, да и вступает в контакт с помощью новых средств транспорта и связи. Поэтому испытанием является, скорее, сохранение уникального характера, выработанного каждой общиной и ветвью народа, всех его важных составляющих.

Таким образом, с точки зрения евреев, отличие современности от прошлого — изменение типа испытаний, которым они подвергаются.

И, если говорить о стихийности в целом, то Вы правы, что этой крайности Тора противопоставляет свою организованность. Еврейский народ организован в разные «лагеря», каждый — со своей идентичностью. Еврейский день имеет распорядок, построенный вокруг трех молитв. Еврейская неделя построена вокруг субботы. Еврейский год — определенная последовательность праздников, отражающих времена года и в физическом, и в духовном плане. Все это создает структуру и упорядоченность еврейской жизни и дает еврею рамки, внутри которых он может спокойно функционировать. Он может использовать толерантность и комфорт современного мира для самосовершенствования, но уравновешивать крайности этого мира порядком, установленным Торой.

А на предыдущем этапе истории Тора уравновешивала мир противоположным способом. В эпоху, когда каждый народ и каждый класс оставался на своем месте, не имея шанса на какие-либо перемены, Б-г вывел евреев из Египта и сделал их из рабов свободными людьми — по-настоящему свободными, а не «шариковыми». В эпоху, когда «Золушка» для всех была сказкой, для евреев она стала былью. И этот Исход стал краеугольным камней всей Торы, о нем должны напоминать все заповеди. Именно о том, как Б-г может Своей волей нарушить все установленные границы и порядки, как может сделать раба свободным, нищего богатым, безграмотного образованным (в ту эпоху везде грамотной была только узкая прослойка людей), а на пути к этой цели — еще и рассечь для него море.

Так что Тора на каждом этапе предлагает уравновешивание его крайностей. И сегодня наша задача — именно использовать заданную Торой организованность, чтобы успешно жить в мире «стихийности».

А там и Машиах придет, и тогда все эти разные стороны человеческой природы сольются в гармоничном единстве.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше