Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Меня смущают выражения вроде «еврейский Б-г»… Что, есть еще какой-то?!

Темы: Молитва, Единство Б-га, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Добрый день! Вопрос от нееврейки, порвавшей с христианством и изучающей еврейское мировоззрение в течение года. Уважаемые раввины, читая материалы вашего и других еврейских сайтов, я довольно часто встречаю выражения типа «еврейский Б-г», «Б-г Авраама, Ицхака, Якова» — и аналогичные им.

Они слегка смущают меня, так как в новоиспеченном монотеистическом сознании автоматически рождают вопрос: а разве есть еще какой-то «бог» (прах на уста!)? И почему вообще есть необходимость в «уточнениях» такого рода?

И еще: обращаясь к Вс-вышнему в молитве, может ли нееврей быть уверен, что молитва его пойдет «по адресу», а не застрянет в неких духовных структурах-«ловушках»? Существуют ли они в принципе (подозреваю, что да, раз существует явление «авода зара»)? Благодарю за ответ! С уважением, Лариса

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемая Лариса!

Всегда с каким-то особенным трепетом читаю письма людей, которые, подобно Вам, сами пустились в поисках истины в плавание по океану жизни, оторвавшись от привычных берегов. Мне кажется в этот момент, что я прикасаюсь к настоящему чуду, думаю, так оно и есть (ведь обширный опыт дискуссий с окружающими на самые разные темы показывает, что выйти из собственной зоны комфорта — это чуть ли не самая непосильная задача, которую можно поставить перед человеком, труднее, чем похудеть или выучить японский). Да поможет Вам Б-г найти верный путь!

По Вашим вопросам:

1. Сразу скажу: боюсь, не сумею раскрыть тему полностью и даже частично, но вкратце — следующее. Ваше «новоиспеченное сознание» абсолютно право: Б-г — один, один у всех, над всеми, для всех и т. д. Поспешу Вас успокоить — это выражение никак не связано с намерением «узурпировать» Б-га (да и какой бы Он был после этого Б-г?..)

Разумеется, Он — Хозяин всего мира, за которым наблюдает и которым управляет, и об этом в наших источниках написаны вагон и маленькая тележка высказываний. И еврейские пророки неоднократно были отправляемы Всевышним с посланием к другим народам.

В таком же обозначении Всевышнего как «Б-г Авраама, Ицхака, Яакова (или Израиля)» есть два основных, на мой взгляд, аспекта: во-первых, наши праотцы внесли в этот мир веру в Него как систему жизни (Авраам назван мудрецами «главой верующих», хотя он и не был первым в мире человеком, признающим только одного Всевышнего), а еврейский народ был назначен Творцом на должность Его священнослужителей. Как известно еще с древности, это очень опасная профессия, ведь малейший промах подле царя аукнется человеку намного скорее и больнее, нежели совершенный вдали от него. Мы же назначены быть близко к Царю, который при этом обозначил евреев и как «Своих сыновей». Соответственно, и отношения у нас с Ним в некотором роде близкие.

При этом, относясь ко второй части первого Вашего вопроса, само уточнение это — Б-г Авраама и т. д. — необходимо, как минимум в рамках Писания хотя бы для того, чтобы понимать, когда речь идет о Всевышнем, а когда — о божествах, которым поклонялись язычники, а ведь они на святом языке обозначаются тем же словом элоим.

Вторым аспектом я бы назвал тот факт, что в свое время остальные народы отказались служить Всевышнему, вследствие чего как бы отдалились от Него. Это не означает, однако, что у каждого конкретного человека отнимают возможность вновь признать Творца, приблизиться к Нему и жить согласно Его воле, называясь праведником.

2. Второй Ваш вопрос намного труднее, и опять же касается каждого человека — в том числе и еврея. Вряд ли это обязательно должно быть связано с деятельностью идолов, которые, как известно, не способны ни к чему, однако есть силы, подчиненные Всевышнему, и по Его указу испытывающие людей и наказывающие их.

Известно, например, что злословящий человек практически не имеет шанса на то, что его молитва достигнет Небес, так как стоит ему выпустить ее изо рта, как «скверные оболочки» (моя неуклюжая попытка перевести сложный кабалистический термин), созданные этим человеком в то время, когда его уста говорил дурное о других, облепляют эту молитву и не пускают ее. Более углубленно эту тему можно изучать, но не в рамках данного ответа.

Но не видится, чтобы молитва хорошего человека (мало того, известно, что если человек по-настоящему, искренне полагается на Всевышнего, Он принимает молитву этого человека, даже если он и не очень хорошо себя ведет) была бы остановлена только по «национальному» признаку, мы видели в наших книгах примеры, когда очень разные люди обращались к Всевышнему и Он им отвечал.

Еще раз позвольте пожелать Вам удачи на Вашем пути, и не стесняйтесь обращаться с вопросами, даже если мой слишком поверхностный ответ Вас и не удовлетворил (скорее, наоборот, это повод повторить вопрос, и возможно, он попадет к по-настоящему глубоко знающему человеку, который ответит Вам подробней).

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его